В марте 2015 года президент России указал руководителям федеральных органов власти и госкорпораций в течение трех месяцев разработать и утвердить перечни должностей, при замещении которых запрещено хранить деньги в зарубежных банках и владеть иностранными финансовыми инструментами. В списки должны входить федеральные госслужащие, отнесенные к высшей группе должностей, или лица, имеющие допуск к сведениям особой важности. Такие же рекомендации Владимир Путин дал Центробанку и региональным властям. О том, как идет работа в этом направлении, и кто попал в «финансовые списки» сообщают «Известия».
Базовый закон, запрещающий госслужащим иметь иностранные счета и ценные бумаги в банках за рубежом, президент РФ Владимир Путин подписал в мае 2013 года. Первоначально он касался высокопоставленных чиновников, в частности заместителей генпрокурора, членов совета директоров Центробанка и других лиц, занимающих должности госслужбы, если "назначение на них и освобождение от них осуществляется президентом или правительством", а также губернаторов и парламентариев. Теперь, согласно Указу главы государства, списки расширяются.
Как выяснили «Известия», практически все федеральные ведомства и агентства уже подготовили на утверждение перечни должностей, при замещении которых сотруднику запрещается открывать и иметь счета или вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Теперь, - отмечает издание, - согласно внутренним распоряжениям министерств, в ограничительный список попадают советники руководителей ведомств, заместители руководителей, начальники отделов и главы департаментов. Однако членам их семей иметь заграничные счета разрешено.
На сегодняшний день практически все ведомства представили одинаковые списки должностей: помощник или советник министра, директор департамента, замдиректора департамента, замдиректора департамента - начальник отдела. Минтруд, а также Минприроды и Минкомсвязи указали дополнительно ряд должностей: замдиректора департамента — главный бухгалтер, начальник отдела по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, начальник отдела по защите гостайны и его заместитель, различные специалисты и эксперты 1-го разряда.
У Минпромторга в список дополнительных должностей попали: начальник отдела безопасности, заместитель начальника отдела безопасности, начальник отдела в департаменте, референт, заместитель начальника отдела, ведущий советник, советник.
Представители Министерства юстиции указали следующие должности: руководитель аппарата уполномоченного при Европейском суде по правам человека и его заместитель, замначальника, главный эксперт-специалист, ведущий эксперт-специалист и старший специалист 1-го разряда отдела по защите государственной тайны департамента организации и контроля» – перечисляет газета.
По мнению политолога и члена Совета по правам человека Леонида Полякова, все должности, от которых зависит продвижение российской экономики, где вырабатываются стратегические решения, должны четко отслеживаться. Люди, которые занимают эти должности, все-таки должны быть ориентированы на Россию, а не на внешнюю составляющую — где они будут размещать свои активы, учить детей, лечить себя и т.д. Продолжение политики национализации элиты, - считает эксперт, - которая началась два года назад и была инициирована ОНФ, в условиях нынешнего похолодания отношений с западом и откровенной санкционной войны вполне оправданны. Политолог также отметил, что подобная мера касается только сотрудников, но не их семей, потому что нет смысла создавать ситуацию полного аврала и подозрительности внутри страны, и это всего лишь здравая идея протекции своих интересов, а не посягательство на ограничение свобод человека».
С момента вступления в действие программы национализации элит, которая вызывала определенный скепсис, многие чиновники, пришедшие во власть из бизнеса, однако, сделали свой выбор. Одни предпочли сохранить свое место на государственной службе, отказавшись от иностранных активов и счетов, другие, напротив, покинули кабинеты или сдали мандат парламентариев. Скандалы, впрочем, на тему сокрытия зарубежной недвижимости или оффшоров, время от времени случаются, с чем, собственно, и разбираются профильные комиссии. Но если на федеральном уровне хоть какое-то подобие порядка в этом вопросе навести удалось, то в регионах та же декларационная дисциплина хромает – список региональных законодателей, чьи декларации о доходах и имуществе за 2013 год не были обнаружены в публичном доступе, надо сказать, удивляет. Пользуясь пробелами или двусмысленностями в законах и нормативах, региональные парламентарии стараются не показывать избирателям свои кошельки и имущество. Впрочем, у Генеральной прокуратуры РФ этот список есть, подача деклараций завершена, и по окончании проверок поданных документов, будем надеется, региональные законодатели представят на суд граждан все, что положено по закону.
|