О российских активах президента Украины Петра Порошенко писалось немало. Правда, в основном пресса писала о его липецкой фабрике Roshen, выручка которой за 2013 год составила 2,2 млрд рублей, чистая прибыль — 178 млн рублей.
Однако, как показывает раследование «Известий», бизнес-структуры, подконтрольные Порошенко, продают российским покупателям не только шоколад, но и китайские автомобили, а также аккумуляторы, поставляемые для сборки на ВАЗ. Получается, что несмотря на активную антироссийскую позицию, президент Украины продолжает неплохо здесь зарабатывать, пишет издание. При этом важно отметить, что в большинстве случаев имя владельца этих активов скрывается за анонимными офшорными предприятиями.
Например, в роли основного поставщика аккумуляторов для моделей Renault, выпускаемых на площадках завода«АвтоВАЗ», выступает днепропетровский аккумуляторный холдинг ISTA. Ранее сообщалось, что эта компания принадлежит Порошенко.
Кроме того, близкие к Порошенко структуры продают в России китайские автомобили марки JAC, собираемые на черкесском заводе Derways. Автодистрибутор «Авто Реал» входит в украинскую группу «Богдан» Олега Свинарчука и Олега Зимина — это друзья и давнишние бизнес-партнеры Порошенко, они знакомы с 1993 года и входят в его ближний круг.
Известно, что «Богдан» ранее принадлежал Порошенко. Но в 2013 году он заявил, что продал его Свинарчуку — вместе с тем сообщалось, что Порошенко остался владельцем «Богдана», и признаки этого отслеживаются по бизнес-реестрам.
Свинарчук с августа 2014 года еще и коллега Порошенко по госслужбе ― он руководитель Межведомственной комиссии по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля Украины. После этого назначения Свинарчук сменил фамилию ― стал Гладковским(по матери), а 15 января 2015 года объявил, что Украина в ближайшее время планирует присоединиться к системе закупок вооружений НАТО.
Также оказалось, что в пищевую империю Порошенко входит небольшое, но прибыльное липецкое предприятие «Крахмалопродукты». «Крахмалопродукты» в 2014 году сменили владельца — с украинского юрлица, одназначно связанного с Порошенко, на туманный офшор, а «Авто Реал» избавился от своего названия (ранее было прозрачное «Богдан-Авто Рус»).
Украинские батареи в новых Logan и Sandero
Как уже было сказано выше, основной поставщик аккумуляторов для моделей Renault, выпускаемых на площадках завода«АвтоВАЗ», – днепропетровский аккумуляторный холдинг ISTA.
На сайте ISTA говорится, что компания поставляет аккумуляторы концерну Renault–Nissan с 2007 года, пишут «Известия». Оттуда же следует, что два ключевых завода группы — это днепропетровские «Энергоавтоматика» и «Иста-Центр». По данным украинского реестра юрлиц, незначительные пакеты в ТОВ «ДДЗ «Энергоавтоматика» непосредственно у Зимина и Гладковского, а 99,9% — у ТОВ «Оберон-Центр», которое украинские СМИ без сомнений связывают с Зиминым.
В «Иста-Центре», как следует из списков аффилированных лиц компании, по меньшей мере с 2010 года до III квартала 2014 года (последние данные) 40% акций приходится на «Оберон-Центр», 21,6% — на Фонд госимущества Украины, а 23% — на панамский офшор Ukrprominvest Holding Ltd (учрежден в 1997 году, собственников доподлинно выяснить не удалось). Именно так до сих пор называются многие компании бизнес-империи Порошенко, например «Укрпроминвест-Агро» — которая принадлежит киевскому фонду «Прайм Эссетс Кэпитал» (записан лично на Петра Порошенко, по данным реестра юрлиц).
Название «Укроминвест» носил существовавший до 2012 года головной холдинг Порошенко, а панамская фирма Ukrprominvest прямо входила в число его учредителей (по архивным данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины) и ассоциировалась в украинских СМИ не с кем иным, как с Порошенко.
Издание «Корреспондент.net» в прошлом месяце пришло к выводу, что единственной сделкой президента по продаже активов в 2014 году была продажа Зимину пакета в «Энергоавтоматике». Напомним, Порошенко в конце мая обещал продать свой бизнес в случае победы на выборах: Конституция Украины запрещает совмещать президентский пост и предпринимательство. В августе, впрочем, было заявлено, что продажей активов занимаются структуры европейской семьи банкиров Ротшильдов, но в декабре Порошенко сообщил, что «в условиях войны инвестиции в страну не заходят, никто ничего не покупает и продать ничего нельзя».
Российское подразделение «Богдана» экстренно переименовали
Если ISTA контролирует Зимин, то Гладковский является президентом украинского автохолдинга «Богдан» (основан в 2005 году). Значительная доля акционерного капитала предприятия приходится на кипрские офшоры, которые далее ведут на Британские Виргинские острова, где журналистам затруднительно выяснить бенефициаров.
О том, что Порошенко (его состояние оценивается в сумму более $1 млрд) якобы избавился от «Богдана» в 2009 году, он заявил украинскому Forbes в 2013 году. Но журналисты украинского издания Insider, детально изучавшие бизнес Петра Порошенко в мае 2014 года, нашли у него долю в «Богдане». Среди акционеров «Хюндай Мотор Украина» до сих пор числятся кипрские Autoretail Holding Limited и Hudc Limited, которые украинские СМИ в 2011 году связывали с Порошенко.
«Богдан» продает и собирает азиатские автомобили Hyundai, Subaru, Isuzu, Daewoo, JAC, Great Wall и Lifan (а также автобусы, троллейбусы и грузовики под собственным брендом), а до начала 2014 года компания производила в том числе автовазовскую модель 2110. Под собственным брендом «Богдан» продавал ее среди прочих в России — для этих целей использовалось созданное в 2012 году тольяттинское ООО «Богдан-Авто Рус». Сообщалось, что это дочерняя структура группы «Богдан». Кроме того, эта фирма с апреля 2014 года в качестве эксклюзивного дистрибутора начала продавать автомобили китайской марки JAC, их контрактная сборка налажена на заводе Derways в Черкесске. В июне 2014 года «Богдан-Авто Рус», по данным базы СПАРК, сменила название на ООО «Авто Реал».
Владельцем «Авто Реала», согласно выписке из ЕГРЮЛ, является другое тольяттинское ООО — «СВ Моторинвест», оно создано в 2012 году и в прошлом году (в октябре) также сменило наименование, отказавшись от «Богдан-инвестиции». В свою очередь, «СВ Моторинвест» контролировалось и контролируется сейчас кипрским офшором Vehicles Distribution Holding Ltd. Эта же кипрская фирма, по данным украинского корпоративного реестра, в числе акционеров упомянутого «Хюндай Мотор Украина». По данным реестра компаний Кипра, Vehicles Distribution принадлежит венской компании Bogdan Holding GmbH.
Далее, согласно сведениям из австрийского реестра, гендиректор этой компании — Дмитрий Ливинец, а владелец — кипрская Hesutu Limited. В 2013 году эта фирма и Ливинец входили в состав совета директоров «Богдан Моторс». Единственный акционер Hesutu — Teckford Investments Financial Corporation с Британских Виргинских островов.
Производитель крахмала тоже попытался скрыть связь с Порошенко
Как отмечают “Изветия”, у кипрских фирм Hesutu Limited, Autoretail Holding Limited, Hudc Limited, Vehicles Distribution Holding Ltd — один и тот же адрес (по улице Колокотрониса и Хрисороятисса в Лимасоле) и юридическая компания-секретарь Ergofinance Limited, повторяются и киприоты-директора. Такие же реквизиты (директор, адрес, секретарь) у другого обнаруженного «Известиями» офшора — Chartomena Limited. Он владеет российской фирмой «Крахмалопродукты» — а до августа 2014 года, согласно базе СПАРК, «Крахмалопродукты» прямо принадлежали упомянутому киевскому холдингу «Укрпроминвест-Агро» (на 91% принадлежит фонду «Прайм Эссетс Кэпитал» Порошенко).
Кстати, «Крахмалопродукты» зарегистрированы на одной улице с ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Рошен».
Разобраться в российских финансовых потоках бизнеса Порошенко и связанных с ним структур, отмечают “Известия”, намерен депутат Госдумы Валерий Рашкин.
Полная версия материала: “Известия” 27.01.2015, http://izvestia.ru/news/582190
«ОПГ Порошенко / FLB: Отжим собственности, захват предприятий, фабрикация уголовных дел нынешним президентом Украины – это его практика уже в 2005-м (по материалам показаний Коломойского в Лондонском суде 2006 г.)»
|