Бывший китайский баскетболист, звезда PLA – Сюй Чзэнпин (Xu Zengping), рассказал СМИ, как он купил на Украине недостроенный советский авианосец "Варяг" – сегодняшний "Ляонин". Работы по его превращению в собственный авианесущий крейсер начались на судостроительном заводе в китайском городе Далянь в 2005 году. Первые морские испытания китайского авианосца прошли в августе 2011 года, а в ноябре 2012 года было объявлено об успешных испытаниях по посадке на палубу "Ляонина" истребителя J-15.
Генерал-майор Чжэн Мин, бывший начальник отдела вооружения ВМС НОАК, осмотрел во время поездки на Украину в 1992 году корабль и решил, что авианосец стоит купить, пишет “Военный блог”.
"Во время поездки, в 1992, мы обнаружили, что это практически достроенный, совершенно новый корабль. Все было совершенно новым – корпус, двигатели, поэтому мы предложили его купить и перевезти в КНР", – рассказывает Чжэн. – "Но центральное правительство не смогло сделать этого из-за политической ситуации на то время." (Имеются в виду санкции после событий на площади Тяньаньмэнь (прим. – “Военный блог”).
Тем не менее, планы не были отменены. Правительство КНР решило использовать для покупки известного спортсмена, которого внешне ничто не связывало с НОАК.
В августе 1997 года, баскетболист Сюй Чзэнпин зарегистрировал подставную компанию Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot в Макао. НОАК перевело на её счёт $6 млн. для получения документов, необходимых для организации казино. Четыре месяца спустя, в январе 1998 года, баскетболист вылетел на Украину, чтобы провести переговоры с руководством верфи, где находился "Варяг", и государственными украинскими чиновниками.
Сделка была не для слабонервных. Помимо пачек долларов США, переданных многочисленным чиновникам и руководству верфи в качестве взяток, Xu привёз несколько ящиков 62% китайского ликера Erguotou.
"Я вынужден был пить ликер каждый раз, когда вел переговоры с руководством завода и чиновниками", - рассказывает Xu. "Каждый раз как мы садились за стол мне нужно было выпить 2,5 литра Erguotou. В критические четыре дня переговоров, я выцедил украинцам больше 50 бутылок ликёра. Но я все равно сохранял энергию и трезвый ум, потому что моя пьянка была целенаправленной, в то время как украинцы пили, чтобы напиться".
Всё окупилось. После нескольких дней алкогольного запоя, руководство верфи и украинское правительство согласились продать Xu авианосец стоимостью в несколько миллиардов долларов – и все чертежи корабля – по бросовой цене в $20 млн. Они пожали друг другу руки и заключили контракт.
Правда, спустя два месяца после достижения сторонами соглашения под давлением США правительство Украины заявило ему, что другие страны также хотят купить "Варяг", и продажа должна состояться на публичном аукционе, цитирует Сюй Чзэнпина РИА Новости со ссылкой на газету South China Morning Post. На торгах, прошедших в марте 1998 года, компания гонконгского бизнесмена стала единственной, подготовившей полный комплект документов, и в итоге купила авианосец за 20 миллионов долларов.
Тем временем, “Российская газета” в 2012 году сообщала об любопытной информации, поступившей из кругов, близких к разведке ВМФ. Касалась она ввода в строй ВМС НОАК авианосца проекта 001 "Ляонин" – первого собственного авианесущего крейсера КНР, построенного на базе “Варяга”.
Все сообщения о торжественной церемонии ввода в строй первого китайского авианосца, состоявшейся 25 сентября 2012 года, соответствуют действительности, писала “РГ”, кроме одного – авианосца, как такового, фактически нет. И все торжества с участием первых лиц КНР носили чисто имиджевый политический характер.
Если чисто внешне ржавый корабль удалось привести в очень приличный вид, то с его начинкой всё не так красиво. Собственно все, что касается обеспечения авианесущей составляющей ТАКР, у китайских товарищей не получилось.
Впрочем, китайцы заявили, что “Ляонин” и планировался только как учебный корабль. Вопрос: кого и на чем там учить? Бывший "Варяг" настолько специфичен, писала “РГ”, что обучать на нем просто флотоводческим наукам накладно, а для подготовки экипажей авианосцев он не подходит, так как никакого авианосносного оборудования, кроме взлетно-посадочной палубы на нем нет. Нет на нем и никакого вооружения.
Зачем же тогда в КНР так спешили с вводом в строй плавающего, как говорят моряки о пустых корпусах, корыта? Как утверждают наши источники, лишь потому, что в России очень успешно шли работы по перестройке "Адмирала Горшкова" в "Викрамадитью" для Индии. И Пекину во что бы то ни стало требовалось продемонстрировать своему соседу, что они первыми введут в строй свой авианосец. Продемонстрировали…
Так или иначе, пишет “РИА Новости”, теперь покупатель “Варяга” Сюй Чзэнпин настаивает, что судно по-прежнему принадлежит ему, поскольку с момента передачи судна ВМФ КНР, он "до сих пор не получил от государства ни копейки".
|