Московский окружной военный суд оставил в силе приговор в отношении бывшего помощника прокурора Северо-Восточного округа столицы Чингиза Исмайлова и экс-сотрудника УФСБ по Москве и Подмосковью Станислава Сташина, матерью которого является ушедшая в отставку судья Тверского районного суда Елена Сташина, сообщает обозреватель информагентства "Росбалт" Юрий Вершов. Судья была вынуждена оставить должность после приговора сыну.
По версии следствия, обвиняемые требовали ежемесячную мзду с предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками. Несмотря на то, что действовали они дерзко, а при задержании пытались отстреливаться, они получили наказание в виде незначительных штрафов.
Как рассказал "Росбалту" источник в правоохранительных органах, эта криминальная история началась летом 2014 года. Тогда прокуратура и ОФСБ СВАО провели проверку одного из ИП, занимающегося междугородними перевозками пассажиров. Выявленные недочеты были быстро устранены, предприятие продолжило работу. Однако двое проверяющих — старший помощник прокурора Чингиз Исмайлов и экс-сотрудник УФСБ по Москве, старший лейтенант Станислав Сташин — не успокоились. Как выяснили следователи, путем угроз они заставили своего знакомого — главного инспектора Центрального управления государственного автодорожного надзора по Москве — отправиться к руководителям ИП и передать им свои условия.
От бизнесменов потребовали ежемесячно платить 150 тыс. рублей. В качестве обоснования "мзды" было разъяснено, что в СВАО все перевозчики пассажиров делятся прибылью с прокурором и контрразведчиком. В противном случае коммерсантам пообещали, что больше они работать не смогут. И даже описали несколько вариантов, как можно заблокировать их деятельность. Например, изъять все автобусы, а на крайний случай – подкинуть в их машины взрывчатку и "связать" с террористическими группами. Тут уже придется не только прекратить работу, но и отправиться в СИЗО.
Предпринимателям было поставлено четкое условие: оплата должна осуществлять не позже 2-го числа каждого месяца. В случае хотя бы незначительной задержки, у перевозчиков тут же начнутся большие проблемы.
Четвертого июля 2014 года в Мытищах бизнесмены передали инспектору 100 тыс. рублей, который через два дня в полном объеме он вручил Сташину. Тот разделил сумму с Исмайловым, после чего выразил свое возмущение: мало того, что руководители ИП нарушили условие и отдали "мзду" позже 2-го числа, так еще и не в полном объеме. Перевозчикам был обещан показательный "урок" и вскоре он состоялся.
Согласно материалам дела, 18 июля 2014 года Сташин и Исмайлов задержали девять автобусов ИП и отправили на стоянку УВД по СВАО. От водителей потребовали передать "хозяевам", что пока они "не рассчитаются", своих машин не увидят.
Бизнесмены 24 июля 2014 года передали "долг" в размере 50 тыс. рублей инспектору, а тот повез его в своеобразную штаб-квартиру Сташина и Исмайлова — ресторан "Алазанская долина" в Шенкурском проезде. Получив деньги, прокурор и контрразведчик отдавать автобусы отказались. Они объяснили, что приближается срок выплаты новой суммы, представители ИП зарекомендовали себя людьми "ненадежными", поэтому автомобили пока не получат. Транспорт коммерсантам вернут, если они заплатят вовремя — до 2 августа. В противном случае представителей ИП будет ждать новый "урок", уже более серьезный, чем предыдущий.
Инспектор и бизнесмены обратились с заявлением в правоохранительные органы и дальше действовали под контролем оперативников.
В ночь на 2 августа 2014 года инспектор привез транш в размере 150 тыс. рублей на Локомотивный проезд, где его ждали Сташин и Исмайлов. Те положили деньги в автомобиль контрразведчика с номером "007", который был сразу блокирован несколькими внедорожниками оперативников. Дальше события развивались как в самых лихих кинобоевиках.
Как следует из материалов дела, находившийся за рулем Сташин "совершил опасный маневр… и нанес травмы нескольким сотрудникам" правоохранительных органов, проводивших задержание. Потом он протаранил внедорожник оперативников и понесся прочь. Началась погоня. Беглецы проезжали на красный свет, выскакивали на встречную полосу. Оперативники нагнали машину с беглецами, однако те сдаваться не собирались. Они выехали на обочину, пронеслись через растущие там деревья и выскочили на дорогу-дублер.
Погоня закончилась лишь у дома №28 по Алтуфьевскому шоссе, где представители правоохранительных органов блокировали автомобиль со Сташиным и Исмайловым. Но те продолжили сопротивление. Прокурор перебрался на заднее сиденье и попытался выбросить деньги из машины. А когда к ней подошли оперативники, Сташин принялся стрелять из травматического оружия в приоткрытое окно. Скрутить подозреваемых удалось с большим трудом.
Второго августа 2014 года руководитель ГВСУ СК РФ Александр Сорочкин возбудил уголовное дело по статье 290 УК РФ (получение взятки), которые было передано для дальнейшего расследования в 517-й военно-следственный отдел. Однако это подразделение ВСУ вынесло постановление об отказе в возбуждении на Сташина и Исмайлова отдельного дела по статье 318 УК РФ (оказание сопротивления представителям власти).
Участвовавшие в операции оперативники рассказали на допросах, что в самом начале задержания представились, потребовали выйти из машины и показывали подозреваемым служебные удостоверения. Несмотря на это, Сташин и Исмайлов чуть не сбили оперативников, а потом еще и стреляли. То есть, совершая эти действия, они, как можно предположить, знали, что столкнулись с представителями правоохранительных органов. Однако в 517-м военно-следственном отделе пришли к другому выводу.
"При осуществлении задержания Исмайлова и Сташина… они данный факт не осознавали, о причастности данных лиц (оперативников, проводивших операция — "Росбалт") к представителям власти не знали… боясь за свою жизнь и здоровье, полагая, что происходит нападение с целью завладения транспортным средством и ценными вещами, попытались скрыться, применив при этом средства самообороны, в связи с чем надлежит отказать в возбуждении дела на Сташина и Исмайлова", — говорится в отказном постановлении.
В августе 2014 года руководителям ИП и их родственникам начали угрожать. Одного из водителей отловили крепкие молодые люди и потребовали сказать, где прячется их шеф. Потом злоумышленники велели передать "хозяину", что "достанут его в любом месте", прокололи у автобуса четыре колеса и удалились. Вскоре неизвестные подожгли личный автомобиль одного из руководителей ИП.
Бизнесмены написали заявление о предоставлении госзащиты, но получили отказ.
А под конец расследования тяжкая статья УК РФ 290 была заменена в деле на две другие — 30 и 159 УК РФ (покушение на мошенничество). Объяснялось это так: Сташин и Исмайлов вводили потерпевших в заблуждение относительно своих возможностей заблокировать их работу, поэтому о взяточничестве речи идти не может.
Еще более интересное обоснование было найдено тому, почему прокурор и контрразведчик, по версии следствия, лишь покушались на мошенничество. "Задуманное преступление до конца довести не смогли, поскольку непосредственно после получения денежных средств Исмайлов и Сташин были задержаны..., указанные денежные средства у них были изъяты и возможности распорядиться ими они не имели", — говорится в материалах дела.
В ноябре 2014 года материалы расследования были рассмотрены Московским гарнизонным военным судом. Служители Фемиды решили, что часть даже тех обвинений, которое дошло до суда, "необоснованно вменена" следователями обвиняемым. Так, из обвинения были исключены обстоятельства, отягчающие наказание: совершение преступления в составе группы лиц по предварительному сговору; с использованием доверия, оказанного в силу служебного положения.
В результате Сташину и Исмайлову назначали наказание в виде штрафа в 350 тыс. рублей каждому. Бывший контрразведчик был освобожден из-под стражи. А Исмайлов и так находился на свободе под залогом в 1 млн рублей.
Прокуратура, посчитав приговор слишком мягким, обжаловала его в Московском окружном военном суде.
Вся эта история сказалась на карьере матери Станислава Сташина, являвшейся одним из старожилов столичной судебной системы (работала в ней с 1981 года) Елены Сташиной. В качестве судьи Тверского суда она выносила решение по множеству громких дел, в частности — продлевала сроки содержания под стражей юристу Сергею Магнитскому (умер в СИЗО), из-за чего попала в так называемый "список Магнитского".
После приговора сыну Елена Сташина подала в Квалификационную коллегию судей Москвы прошение об отставке, которое было удовлетворено. Как пошутил источник агентства, фактически только судья Сташина и понесла серьезную ответственность за всю эту историю, хотя отношения к ней не имела.
Рассмотрение апелляционной жалобы состоялось в МОВС 16 января. Станислав Сташин прибыл на него на новом BMW с номером "002" и выглядел совершенно спокойным. Еще больше настроение ему улучшил судья, который последовательно отклонил абсолютно все ходатайства потерпевшей стороны, в том числе и об отводе председательствующего. А затем служители Фемиды оставили приговор в виде штрафа в силе.
"По моему мнению, военный суд апелляционный инстанции проявил свою незаинтересованность в принятии по делу законного решения, — сообщил "Росбалту" адвокат потерпевших Игорь Бушманов. - С подобным несправедливым и чрезвычайно мягким приговором суда приходится сталкиваться в практике достаточно редко.
Виновные демонстративно избежали положенного им по закону наказания, а права потерпевшего и иных пострадавших от действий Сташина и Исмайлова, в том числе оперативников, участвовавших в их задержании, абсолютно не были защищены. Безопасность потерпевшего поставлена под угрозу. Мы предпримем все необходимые шаги для отмены вынесенных по делу, по моему мнению, неправосудных решений и для полной защиты прав потерпевшей стороны".
Юрий Вершов, “Росбалт” 19.01.2015, http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/01/19/1357858.html
|