Киев привёл страну к энергетическому коллапсу. 2 декабря Министерство Министерства энергетики и угольной промышленности Украины выступило с заявлением, согласно которому на ремонте находится около 30% энергомощностей страны.
«По состоянию на 02.12.2014 в аварийных ремонтах находятся 22 блока тепловых (ТЭС) и атомных (АЭС) электростанций (около 30% имеющегося оборудования) с суммарной мощностью 5930 МВт", – говорится в сообщении. Озвученная причина – «потребление электроэнергии по областях значительно превышает установленные лимиты электропотребления».
При этом в министерстве отмечают, что применение аварийных графиков отключения (так называемых «веерных отключений») с 1 декабря помогло «стабилизировать ситуацию в энергосистеме Украины».
4 декабря «Укрэнерго» утвердила графики отключения электроэнергии в стране. Подача будет ограничиваться дважды в сутки – с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 22:00 – итого на 9 часов в день. «Народ в панике не знает, что делать. Сметает сполок все устройства, которые связаны с генерацией и сохранением энергии», – пишут блогеры.
Также сообщается, что на складах ТЭС находится 1345,6 тыс. тонн угля, а за 1 декабря отработано 30,8 тыс. тонн угля. Много это или мало? Подсчитать легко, исходя из того, что за предшествующие 8 дней Украина израсходовала около 250 тысяч тонн угля. То есть, запасы угля на ТЭС критически низкие.
По словам главного диспетчера НЭК «Укрэнерго» Виталия Зайченко, только пять тепловых электростанций страны обеспечены топливом в достаточном объеме — Бурштынская, Добротворская, Ладыженская, Запорожская и Кураховская. Критическая ситуация сложилась на Змеёвской, Углегорской (Донецкая область), Луганской, Приднепровской и Криворожской (Днепропетровская область). Угля на этих станций осталось на трое суток работы.
Криворожская ТЭС
По данным «Центрэнерго» Украины, из-за нехватки топлива ночью был остановлен блок №6 На Криворожской ТЭС, а мощность других понижена (суммарно с более чем 800 МВатт до менее 400 МВатт). Что не удивительно, отмечает известный украинский блогер Yurasumy, так как остаток топлива на этой станции составлял сутки работы в прежнем режиме.
С учетом того, что мощность станции снижена, ей удастся продержаться до вечера 5 декабря, когда введут в строй 3-ий блок Запорожской атомной (1000 МВатт). Но потом топливо закончится, и оставшиеся Ватты могут исчезнуть из энергобаланса страны. То есть ввод в строй 3-го блока Запорожской АЭС только компенсирует вывод из работы остановившейся Криворожской ТЭС.
Змиёвская ТЭС
«РИА Новости Украина»: Главная ТЭС Харькова вынуждена была вывести из работы 1-й, 3-й и 9-й блоки. В работе остался только один энергоблок – 7-й, что сразу забрало из энергобаланса более 500 мватт мощности. Причина та же – отсутствие топлива. Запасы угля на складе ЗмТЭС на утро 4 декабря составляли 8 тыс. тонн.
По данным пресс-службы «Центрэнерго», эта мера принята во избежание полной остановки станции с последующими негативными последствиями как в целом для энергосистемы Украины, так и для жизнедеятельности поселка Комсомольское.
«Работа минимальным составом оборудования ТЭС вызвана резким уменьшением запасов угля на складе в результате напряженного диспетчерского графика в течение периода пониженных температур и отсутствием в настоящее время поставок угольной продукции на предприятие», — отмечают в компании.
В настоящее время персоналом станции проводятся работы по временной консервации оборудования, дренированию энергоблоков, утепление корпусов и подготовка оборудования для безопасного прохождения периода низких температур с целью предотвращения нарушения технологического режима эксплуатации в дальнейшем.
Даже в этом режиме остатки топлива помогут продержаться неделю, отмечает Yurasumy. Далее вариантов нет. Придется переводить станцию на газ, что потребует времени (хотя и с газом-то вопрос ещё толком не решён). А пока жителям Сумской, Полтавской и Харьковской областей придется ... потерпеть.
«Вся жизнь трёх областей зависит от этого предприятия»
Сколько областей Украины могут погрузиться во мрак? На каких теплоэлектростанциях уголь на исходе? И когда приплывет обещанный уголь из Африки? Ответы на эти непростые вопросы выясняли корреспонденты украинского телеканала «Интер».
На складах Змиевской ТЭС в лучшие времена хранилось больше 400 тысяч тонн угля, сейчас здесь лишь вот эта небольшая куча. ТЭС фактически обеспечивает только саму себя – и поселок рядом. Здесь с нетерпением ждут, когда же доедет обещанный уголь из ЮАР.
Напомним, вместо того, чтобы договариваться с Донбассом, о нормализации отношений, в том числе и экономических, правительство Украины подписало соглашение о поставках угля на один миллион тонн из Южно-Африканской Республики. При этом очевидно, что африканский уголь выйдет дороже, чем свой, донбасский.
«В пути сейчас находится с Одесского порта ЮАРовский уголь, вот на пути уже в Полтаве 53 вагона угля и загружено еще 84, тоже будет отправлено после 00:00 часов этих суток», – говорит Александр Брежнев, начальник транспортного цеха Змиевской ТЭС.
Но африканского топлива не хватит, чтобы до конца зимы дотянуть. О том, чтобы перейти из режима выживания в полноценный режим работы – и речи пока быть не может. А состав с углем, который заказали в России – застрял на границе.
«Я не знаю даже причин, почему, оплаченный уголь и загруженный в вагоне был остановлен на территории Российской Федерации и там еще, по нашим контрактам, около 600 вагонов должны быть погружены и тоже отправлены», – говорит Игорь Бабенко директор Змиевской ТЭС.
Пустые склады и на Приднепровской ТЭС. Обычно угля здесь до самого верха погрузочных кранов. Но сейчас – только эти три небольшие горки. «У наших коллег на Криворожской ТЭС порядка 23 тысяч тонн угля, для них это на трое суток работы станции», – говорит Сергей Фесак, заместитель главного инженера по эксплуатации Приднепровской ТЭС.
Если топлива не будет и станция остановится, без электричества останется две трети Днепропетровска, у четверти горожан – пропадет тепло в батареях. Остановка Змиевской ТЭС приведет к обесточиванию трех областей – Харьковской, Сумской и Полтавской.
«Если Змиевская ТЭС останавливается, то у нас фактически сразу размораживается вся система отопления! Не будет ни света, ни тепла и если говорить проще – вся жизнь в районе зависит от этого предприятия», – говорит Дмитрий Дегтярь, председатель Комсомольского поселкового совета.
Когда закончится африканский уголь, станции еще какое-то время смогут продержаться на газу. В Укрэнерго критическую ситуацию с углем комментировать не стали. Мол, вся информация есть на сайте. Но там лишь – сетование на то, что люди слишком много потребляют электричества и констатация факта – запасы катастрофически тают. А вот о том, что же дальше, и где взять топливо – ни слова.
«Мы вынуждены разочаровать Киев»
Впрочем, судя по заявлениям украинских чиновников, в районе Дебальцево уже добыто около 2 млн. тонн угля, которого так не хватает сегодня на украинских ТЭС. Как сообщает «РИА Новости Украина», примерно такое количество угля «находится на складах государственной компании «Уголь Украины», который в принципе можно вывозить из зоны (АТО – ред.). Речь не идет о закупке у террористов – это уголь принадлежащий Украине, который находится на украинских шахтах, поэтому мы этим тоже занимаемся», – сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.
Проблема в том, что вывезти уголь из Дебальцево можно только по железной дороге. Но все ветки контролирует ополчение. О курьёзном случае в Волновахе рассказывает Yurasumy:
«На железнодорожной станции Волноваха осмотрен грузовой поезд, прибывший с железнодорожной станции Торез. В вагонах выявлено 2416 тонн угля, который в дальнейшем должен был направляться на фирмы-получатели по территории Украины. Груз задержан с целью проверки законности его провоза. Представляю шум, если эшелон вернут назад ввиду неправильно оформленных «документов» (шутка). Хотя вопросы к руководству ДНР возникают. Скорее всего без Ахметова тут не обошлось. Его бизнес империя разделена линией фронта, вот он и крутится как может».
В свою очередь, власти Донецкой народной республики заявляют, что безвозмездный вывоз угля со складов в зоне конфликта на Донбассе для нужд Киева невозможен.
«Госбюджет Украины заблокировал на счетах донецких шахт 218 миллионов гривен. Кроме того, госбюджет должен в зарплатный фонд шахт Донбасса 816 миллионов гривен. Шахтеры Донбасса не получали зарплат с июля. На этом фоне говорить о возврате угля не приходится. Мы собираемся его реализовать и выплатить задолженности», — говорится в комментарии министерства ТЭК ДНР по поводу заявления Владимира Демчишина о том, что это топливо принадлежит Украине.
Министр транспорта ДНР Семен Кузьменко тоже прокомментировал это заявление. «Мы едины в своей позиции и вынуждены разочаровать Киев: уголь принадлежит предприятиям ДНР и ЛНР […] Единственным возможным вариантом к сотрудничеству было полное прекращение огня со стороны украинских силовиков и отвод войск», — цитирует Кузьменко «КП».
«Сегодня ещё можно прекратить огонь, развести войска, заняться гуманитарными вопросами, помочь голодающим и мерзнущим, – полагает киевский политолог Михаил Погребинский. – Надо дать восточным областям временный автономный статус, от имени украинского государства делегировать право пограничникам ДНР и ЛНР охранять восточную границу. Затем восстановить экономические связи: на запад — уголь, на восток — электроэнергию. Так люди живут мирно, и через три года заново проводится референдум о статусе Донецкой и Луганской областей — хотят они остаться в составе Украины или выйти из него? Я думаю, что референдум выиграют желающие остаться в составе Украины…».
Однако само по себе это не произойдет, полагает Погребинский, а лишь совместными усилиями европейцев, россиян и вменяемой части украинцев. Без ЕС этот вопрос не решить. Европейцы не жаждут, чтобы Украина попала в сферу влияния России, но заинтересованы в ослаблении конфликта. Они могут и должны повлиять на украинские элиты, утверждает политолог.
|