Когда на каком-либо предприятии провал следует за провалом, то смена руководства выглядит вполне логичной. Однако Находкинский судоремонтный завод, напротив, отличался стабильной работой и производственными успехами. Но предприятие лихорадит. Дело в том, что в октябре неожиданно и без особых объяснений на предприятии сменился генеральный директор. Чем чревата смена руководства завода, где выполняется государственный оборонный заказ, и строятся корабли, разбирался репортер издания «Новая газета во Владивостоке» Виктор Булавинцев.
Спасение утопающих
Находкинский судоремонтный завод (далее — НСРЗ) — исторически одно из первых в городе предприятий, основанных в начале 50-х годов прошлого века. За шестьдесят лет завод пережил приватизацию и уцелел в ней, устоял в нескольких попытках рейдерских атак. Во времена забвения судостроения НСРЗ смог оперативно модернизировать направление производства металлоконструкций и принять активное участие в строительстве объектов саммита АТЭС и других проектах по развитию ДВФО — на том пережили времена упадка. А в это время планомерно прекращали деятельность сперва Владивостокский СРЗ, затем Первомайский, Славянский и, наконец, Дальзавод — не говоря о более мелких оборонных «номерных» заводах во Владивостоке и по всему побережью. Остались в строю большекаменская «Звезда» благодаря поддержке государства да худо-бедно работающий находкинский «Приморский завод» с небольшим подразделением СК ПЗ. Остальные судоремонтные предприятия были развалены, распроданы и перепрофилированы под одну и ту же «жалостливую песню», что судоремонт на российском Дальнем Востоке убыточен, с китайскими и корейскими компаниями конкурировать невозможно. На НСРЗ, видимо, с хоровым пением были проблемы. Оказывается, руководство предприятия все время продолжало работать по предназначению: выполнять гособоронзаказ по ремонту кораблей и даже продемонстрировало, что судостроение сегодня — это реальность, спустив на воду первый танкер для «Роснефти» прошлым летом. Казалось бы, менеджменту Андрея Чижа (уже бывшего генерального директора НСРЗ. — Ред.) удалось в последние годы закрепить предприятие на стабильном уровне, с поддержкой властей…
Но, как водится, недолго музыка играла. Почти месяц назад в местном информагентстве появилась информация о смене руководства НСРЗ: гендиректора Андрея Чижа «ушли по-тихому», а место его занял приезжий менеджер Роман Чайкун. И все бы ничего: сменили и сменили — бывает, главное, что зарплата на заводе выдается всегда вовремя. Да только в кулуарах стали появляться странные слухи: «Правда ли, что НСРЗ превратят в порт?!»
Лакомый кусок
В современном мире все имеет свою цену. Рыночную. Большую или меньшую — зависит от спроса и предложения. И если в 2008-2009 годах у рейдеров из компании Александра Волкова «Саско-стокс» были цели захвата завода для перепрофилирования его в порт, то теперь НСРЗ представляет собой куда более весомый актив. Участок металлообработки, к примеру, в оборудование которого вложены валютные миллионы, сможет долго работать у любых хозяев. Но сохранение всей холдинговой структуры с полным производственным циклом, выстроенным Евгением и Андреем Чижами, руководившими НСРЗ более 30 лет, где сын сменил «у штурвала» отца, сейчас может оказаться под вопросом. А главное — люди, уникальный коллектив НСРЗ, который вновь, как в прошедший кризис, может оказаться не у дел, если новый менеджмент поставит цель перепрофилирования предприятия или просто не справится с управлением.
А подозрения такие есть. Потому что смена руководства произошла внезапно и на фоне отнюдь неплохих экономических показателей. Ведь завод успешно работал, готов был и наращивать портфель заказов, включая гособоронзаказ. Какой был смысл менять Андрея Чижа с его многолетним опытом работы в сфере именно судоремонта и судостроения на молодого менеджера, в этой отрасли ничем себя не зарекомендовавшего? Ведь Роман Чайкун, как и Андрей Чиж, что называется, «сын своего отца», работавший в отцовском бизнесе. Вот только бизнес у них был разный: у Евгения Чижа — это НСРЗ, где прошла его трудовая жизнь, и его сын вырос вместе с заводом, а у Сергея Чайкуна — это фирма «Интернэшнл Ойл Компании» в бермудском офшоре, занимавшаяся бункеровкой судов и торговлей нефтепродуктами, портовым обслуживанием, но не судоремонтом и уж тем более не судостроением. И тут вновь становится актуальным вопрос: а не хотят ли новые управленцы «упростить» свою задачу, свернув сложное, хлопотное производство, заменив его знакомым стивидорным бизнесом? У НСРЗ полтора километра причалов, две трети из которых капитально отремонтированы, плюс инфраструктура: железнодорожные и автомобильные подъездные пути, краны, ангары — все, что надо для небольшого порта.
За кулисами событий
Как удалось выяснить, за сменой гендиректора чередой последовали и увольнения топ-менеджеров как административного звена, так и производственного. Массово покинули свои должности и начальники отделов. Главный бухгалтер и главный инженер завода пока остаются в штате. Но в прогнозах относительно дальнейшей судьбы завода и своей собственной главный инженер Сергей Ульянов весьма сдержан:
— В данный момент я остаюсь главным инженером, но отнюдь не уверен, что буду им завтра. Новый гендиректор однозначно выстраивает свою команду, которая декларирует, что все производственные проекты будут работать, а приоритеты остаются неизменными, но, как скажется смена менеджмента на производстве, я поручиться не могу. Пока завод работает в своем обычном режиме, и мне не хотелось бы подогревать тревожные слухи. Я надеюсь на стабильную работу предприятия…
И профсоюзный лидер ОАО «НСРЗ» Виктор Анчугов на данный момент не усматривает в ситуации опасности:
— Произошла смена генерального директора, некоторых лиц высшего руководящего звена, но в целом производственный процесс предприятия не нарушен, а насколько компетентны окажутся новые руководители — судить пока рано, время должно пройти. Завод работает на сегодняшний день стабильно, — сообщил Виктор Кузьмич.
Собственно, компетенция нового топ-менеджмента в вопросах производства и вызывает большие сомнения. Тон переменам на НСРЗ задает сейчас Владимир Колесниченко — советник гендиректора по экономической безопасности, в прошлом — заместитель начальника ГУВД Находки по службе криминальной милиции. В деловых кругах Находки бытует мнение этого советника, что кадровые рокировки на заводе оправданны, так как прежний менеджмент во главе с Чижом проворовался. Тогда, по-видимому, за этой историей должна последовать серия дел и разбирательств относительно «прежних» руководителей?
Помимо главного советника-силовика интересна личность Романа Чайкуна: выпускник российско-американского факультета ДВГУ, делавший бизнес в Сингапуре с видом на жительство в этом городе-республике, вдруг возглавил завод, занятый в гособоронзаказе, — что уже странно для России с ее «режимными строгостями» и контролем спецслужб.
Размышления на тему
Если же все-таки слухи окажутся правдой и через несколько месяцев новый менеджмент НСРЗ начнет процесс перепрофилирования, то как будет решаться вопрос с рядовыми работниками завода? Сейчас на заводе трудится более тысячи человек. Больше половины — высококвалифицированные спецы, а четверть — просто уникальные, навыки и умения которых неоценимы. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать: портовая деятельность не требует такого числа людей. Куда же в таком случае пойдут судостроители и судоремонтники с Находкинского судоремонтного завода? Но пока всех все устраивает, завод работает, и у властей нет поводов для беспокойства» – отмечает автор.
|