Генпрокурор РФ Юрия Чайка направил в правительство письмо, в котором попросил пересмотреть результаты исследований военного, специального и двойного назначения за последние 3 года. Об этом пишут "Известия" со ссылкой на неназванные источники.
Проведенные ведомством проверки показали, что значительная часть средств бюджета, выделенных на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) двойного назначения, израсходована с нарушением закона. В частности, только на заказах Минпромторга бюджет получил ущерб в размере 1 млрд рублей, отмечает издание.
Прокуратуру беспокоит то, что результаты исследований в оборонной промышленности обычно остаются без должной правовой охраны, а интересы РФ не обеспечиваются. Некоторые госкорпорации и ведомства не принимают результаты исследований в виде нематериальных активов на учет.
В итоге получается, что многие разработки, на которые выделяется финансирование, оканчиваются безрезультатно – полученные результаты не охраняются, а зарегистрированные патенты не используются. По информации "Известий", за последние несколько лет было заключено более 200 государственных контрактов на 95 млрд рублей. 450 патентов из зарегистрированных по этим контрактам не воплотились в жизнь.
Омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов заявил, что не понимает, как прокуратура считала ущерб. "Как непатентование может являться нарушением закона?" - задается он вопросом. "Патентовать какой-то НИОКР или нет — все-таки прерогатива заказчика. Бывает и отрицательный результат в ходе исследований", - отметил омбудсмен.
В письме Дмитрию Медведеву Чайка предложил внести поправки в законодательство и сделать патентование обязательным условием предоставления средств на исследования. Также генпрокурор отмечает в письме, что ситуация с патентами резко ухудшилась после того, как функций по охране интеллектуальной собственности государства лишилось ФГБУ "ФАПРИД". Сейчас это учреждение занимается только патентами, оформленными до 2012 года.
Источники "Известий", близкие к Роспатенту считают, что проверки могло инициировать как раз ФГБУ "ФАПРИД", судьба которого сейчас решается.
ФГБУ "ФАПРИД" было учреждено в 1998 году. В 2011 году учреждение передали в ведение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Примеры, приведенные прокуратурой: в рамках программы уничтожения запасов химического оружия ведомство, по данным Юрия Чайки, в 2011 - 2013 годах заключило 18 государственных контрактов на научные работы на сумму 513 млн. рублей. Заказы не предусматривали патентования результатов исследований. Также министерство оплатило работу по контракту с шифром «Поиск-2011» (исследования в области аэродинамики и прочности в рамках создания самолета нового поколения). Однако заказ на 153 млн. рублей также не предусматривал получения патента.
Впрочем, ряд экспертов оспаривают представленную выше точку зрения. Наталья Золотых, гендиректор консалтинговой компании Transtechnology, в интервью “Известиям” высказывает предположение, что если введут обязательные требования по регистрации патентов, то будут “просто регистрировать ненужную мелочь, чтобы прикрыться”. Есть такая ситуация: многие ученые дважды продают результаты своей работы. С одной стороны, осваивают бюджетные деньги, с другой — заключают договоры с российскими и иностранными компаниями, рассказала Золотых.
По словам Михаила Кириллова-Угрюмова, директора по научной работе ЗАО «Военаудит», в целом авторы у нас не поощряются, изобретательская, рационализаторская деятельность ведется слабо, за патенты надо регулярно платить, а предприятия экономят каждую копейку. Усугубляет ситуацию то, что патентование военных объектов с коммерческой точки зрения бессмысленно — они секретные, их нельзя продавать.
|