В Калининградской области стремительно разрушаются объекты культурного наследия, ранее принадлежавшие бывшему олигарху, а ныне заключенному Виктору Батурину. Шурин экс-мэра Москвы Лужкова, как известно, испытывал необычайный интерес к эпохе императора Наполеона, а потому скупал и реставрировал дома и имения, связанные с его именем.
После скандального развода имущество Виктора Батурина было арестовано в счет погашения пятимиллионного (в долларах США) долга в пользу его бывшей жены, Яны Рудковской. Известная шоу-вумен увлечение мужа не поддерживала, и потому решила продать с аукциона и дом в Правдинске, в котором в 1807 году останавливался Наполеон Бонапарт перед Фридландской битвой, и поместье Штилитцен под Черняховском, где захоронено сердце великого полководца Барклая-де-Толли. Однако времени прошло немало, и пока они просто разваливаются.
«Сегодня по случаю вновь заехал в многострадальный Штилитцен (пос. Нагорное), ну то арестованное судебными приставами батуринское имение в котором скончался Барклай де Толли, – пишет бывший мэр Черняховска Андрей Виноградовв. – Вандалы начали планомерно выпиливать несущие балки. Погибает предпоследнее реально сохранившееся историческое имение. С Домиком Канта вроде бы решили (FLB уже писало о том, как в Калининградской области при полном безразличии властей превращался в руины Дом Иммануила Канта), а с домиком Барклая все никак не получается. Интересно, а приставы могут понести какую-то ответственность за то, что не обеспечили сохранность и так и не продали (помните прошлогодний коррупционный скандал по этому поводу?) это памятное место. Надо бы донЕсть историю до губернатора. Может быть он даст поручение обратить внимание на происходящее».
«…Здесь - погибает подлинное!!! Да и ещё и знаковое место для российской истории – надо срочно принимать «волевое решение»!» – приходят в ужас от сообщения калилининградцы.
В апреле 2013 года стало известно, что усадьбу, которая принадлежит Виктору Батурину, арестовали судебные приставы, писало издание «Новый Калиниград». Дом был арестован на основании решения мирового судьи Одинцовского района Московской области по иску бывшей жены бизнесмена Яны Рудковской.
«Возбуждено исполнительное производство о взыскании с должника задолженности в размере 5 млн долларов США, — рассказывали в пресс-службе судебных приставов. — Должник деньги не возвратил, в связи с чем судебные приставы наложили арест на право аренды земельного участка, а также арестовано недвижимое имущество: нежилые здания и конюшни, расположенные в пос. Нагорное».
На фотографиях трехлетней давности, которые сохранились у исследователя Александра Панфилова, видно, что в здании вовсю шёл ремонт, в нём были установлены новые окна, застеклён зимний сад, дверные ручки заботливо обёрнуты тканью, чтобы их не повредили. В самом здании располагался стенд с фотографиями, повествующими об истории восстановления усадьбы. Однако сейчас здание пустует, окна вырваны вместе с подоконниками, от дверей остались лишь пустые проёмы, внутри гуляет ветер, стекла зимнего сада разбиты, а в перекрытиях второго этажа спилены балки. Всё, что не смогли вынести вандалы, уничтожено на месте.
А ведь усадьба имеет немалую историческую ценность.
— В мае 1818 года, уже после одержанных побед, 56-летний полководец, гений стратегии Барклай-де-Толли, отправился в Германию на воды, — рассказывает обозревателю портала «Культура» Илье Стулову директор областного историко-художественного музея Сергей Якимов. — Но по дороге, в шести верстах от Инстербурга (нынешнего Черняховска), скончался. Забальзамированный прах его, как известно, был похоронен в родовом имении Бекгоф (сейчас это территория Эстонии), а сердце — на мызе Штилитцен (то бишь, в имении, которое сегодня принадлежит Рудковской – Ред.) .
Дело в том, пояснил Якимов, что Барклай-де-Толли был членом ордена иезуитов, а по традициям этой организации, сердце человека должно оставаться на месте кончины, даже если рок настиг его вдали от дома.
Владелец имения Штилитцен посчитал за честь предоставить землю для захоронения сердца великого полководца. Относившийся с огромным уважением к Барклаю король Пруссии Фридрих Вильгельм III выделил свою гвардию для траурного эскорта и оплатил изготовление и установку памятника.
— В лихие 90-е последнее пристанище Барклая превратилось в трущобы, дом и конюшни местные жители безжалостно разбирали на кирпичи, — вспоминает в беседе с корреспондентом «Культуры» бывший мэр Черняховска Андрей Виноградов. А в 2006-м о печальной участи поместья узнал страстный наполеоновед Виктор Батурин. Зять тогдашнего столичного градоначальника прилетел в регион и выкупил усадьбу. Поместье стало преображаться на глазах, но радость была недолгой – вскоре поместье пошло с торгов.
В марте 2011 года объявился еще один претендент на Штилитцен. Точнее, претендентка – 76-летняя жительница поселка Пелагея Козлова. Пенсионерка утверждала, что ее отец – советский переселенец в бывшую Восточную Пруссию Федот Корсаков некогда обосновался с семьей в одной из старых конюшен, переделанной под жилище. И на этом основании обратилась с иском об истребовании имущества из незаконного владения и признания на него своих прав собственности в порядке наследования. Однако суд гражданка Козлова в итоге проиграла.
А в 2013 году грянул очередной скандал, писало издание Klops.ru. 26-летняя сотрудница регионального управления Росимущества была арестована по обвинению в том, что получила взятку в 5 млн рублей за то, чтобы обеспечить победу некого гражданина Германии в торгах по приобретению усадьбы Штилитцен. Маргарита И. входила в состав комиссии по проведению аукциона и согласилась обеспечить победу в нем «нужному человеку».
Судя по документации к торгам, 6 августа 2013 года памятник культурного значения был продан гражданину Германии за 1,9 млн рублей, писал Kaliningrad.kp.ru. Однако 14 августа, спустя неделю после известия об аресте чиновницы, торги были признаны несостоявшимися…. и усадьба продолжила разваливаться.
Что же до дома в Правдинске, в котором останавливался Наполеон (его риэлторы оценивали в 10 миллионов рублей), то он также находится в бедственном состоянии.
(Фото: СЛОВА)
В 2007 году в Правдинске отмечался 200-летней юбилей битвы при Фридланде, сообщал Klops.ru. Спонсором мероприятия стал Виктор Батурин. По его приглашению на праздник приехали французские реконструкторы и российский певец Дима Билан. Как раз на память об этом событии Батурин и выкупил дом Наполеона.
Московский бизнесмен собирался полностью отремонтировать здание и после реконструкции планировал открыть в нем исторический музей. Однако дальше установки рабочими строительных лесов дело не пошло. И уже несколько лет подряд здание стоит брошенное и разваливается прямо на глазах.
Говорят, Яна Рудковская предлагала продать его Жерару Депардье как бывшему земляку императора, но новоиспеченый российский гражданин практическим интересом к русской истории пока не проникнулся. Да и остальным дела тоже нет.
Ранее на FLB: "Чистое отсутствие разума"
Читайте последние новости о скандалах в российском шоу бизнесе в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|