Накануне единого дня голосования, намеченного на 14 сентября 2014 года во многих регионах России, аналитики и эксперты «Фонда развития гражданского общества» по сложившейся традиции публикуют специальный доклад, посвященный региональным избирательным кампаниям с прогнозом их вероятного результата. Как подчеркивают авторы доклада, выборы 14 сентября станут рекордными по количеству губернаторских кампаний: ни в 1990-е, ни в 2000-е годы такого количества глав регионов в один день не избирали. На губернаторские посты претендуют 138 кандидатов от 24 партий. Впрочем, отмечают аналитики, конкурентные сценарии губернаторских выборов ожидаются лишь в трех регионах из тридцати, но и там, с высокой степенью вероятности, ожидается победа кандидатов, которые уже исполняют обязанности главы региона.
Как отмечается в докладе, партийное представительство увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом, когда муниципальный фильтр прошли выдвиженцы 12 партий. Это, по мнению экспертов, "свидетельствует о реальном развитии политической конкуренции". При этом эксперты обращают внимание на то, что ни один кандидат от оппозиционных партий РПР-ПАРНАС и "Яблоко" не смог зарегистрироваться. Как заявил ИТАР-ТАСС руководитель ФоРГО Константин Костин, это результат низкого представительства партий в заксобраниях и на муниципальном уровне: у них просто нет ресурсов для получения подписей в свою поддержку. Данные партии, отметил Костин, очень неактивно участвуют в муниципальных выборах, хотя это значительно повысило бы их шансы на следующих губернаторских выборах в 2015 году.
Из малых партий в текущих губернаторских кампаниях выделяются "Патриоты России" (семь кандидатов), "Гражданская платформа" (четыре кандидата), "Зеленые" (три кандидата). Остальные малые партии смогли зарегистрировать лишь одного-двух кандидатов. При этом, по оценкам ФоРГО, в некоторых регионах у выдвиженцев малых партий есть хорошие шансы занять вторые места.
Где победители очевидны
Все 30 губернаторских кампаний ФоРГО делит на пять групп по степени конкуренции между кандидатами и политическими силами. Половина всех выборов изначально рассматривалась как "референдумная", то есть с очевидным победителем. Во всех случаях это действующий глава региона в ранге врио. Такая ситуация сложилась в 15 субъектах: Калмыкии, Коми, Удмуртии, Алтайском и Ставропольском краях, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Тюменской и Челябинской областях и Ненецком автономном округе (НАО).
Вторую группу составляют регионы, где выборы изначально не исключали конкурентного сценария, но сильные потенциальные соперники кандидатов власти выбыли - были отозваны выдвинувшими их партиями или не смогли преодолеть муниципальный фильтр. Так случилось в Санкт-Петербурге, Башкирии, Приморском крае, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской и Орловской областях.
Кандидатуры Сергея Катасонова (Оренбургская область, ЛДПР), Николая Паршина (Волгоградская область, КПРФ) и Раиля Сарбаева (Башкирия, "Гражданская сила") отозвали выдвинувшие их партии. Причем, как отмечается в докладе, депутатов Госдумы Катасонова и Паршина пришлось снимать из-за криминальных скандалов - оба подозреваются в совершении уголовных преступлений.
Депутат Госдумы, лидер петербургских справороссов Оксана Дмитриева и экс-губернатор Курской области Александр Руцкой, выдвинутый "Демократической правовой Россией", не преодолели муниципальный фильтр. "Дмитриева собрала 111 подписей при необходимом минимуме в 156 подписей. Она вполне могла бы найти общий язык с единороссами, пойти на некие договоренности и получить недостающие подписи. Но, к сожалению, предпочла компромиссу конфликт", - считают эксперты ФоРГО. Руцкой собрал нужное количество подписей, но недостаточно тщательно проследил за их "качеством" - пять подписей за него, как выяснилось, были ранее отданы за кандидата от власти.
В Волгоградской области, по мнению политологов ФоРГО, у врио главы региона Андрея Бочарова остался один серьезный соперник - думец-справоросс Олег Михеев. "Это довольно известный местный политик, хотя и скандально известный. Его участие давало повод относить волгоградские выборы к конкурентным, - говорится в докладе. - Однако последние социологические замеры показывают, что Бочаров существенно нарастил известность и популярность и уверенно вырвался вперед, то есть кампания стала референдумной".
Где был использован административный ресурс
В докладе ФоРГО особняком стоят Липецкая и Нижегородская области. Опасным конкурентом врио липецкого губернатора Олега Королева был депутат Госдумы от КПРФ Николай Разворотнев. "В действительности угроза с его стороны была сильно преувеличена, однако врио губенатора, насколько можно судить, предпочел "перестраховаться", - считают эксперты.
Разворотнев не собрал нужного количества подписей муниципалов и утверждал, что Королев "всячески мешал ему, используя свой административный ресурс". "Судя по имеющейся у нас информации, эти обвинения обоснованны. И потому референдумный сценарий на липецких выборах нужно считать навязанным", - подчеркивается в докладе.
Аналогичный вывод ФоРГО делает и применительно к нижегородской кампании, из которой выбыл другой коммунист - депутат областного заксобрания Владимир Буланов, также столкнувшийся с противодействием при сборе подписей. "Хорошие результаты, полученные в результате удаления с выборов сильных соперников, представляющих парламентскую партию, вряд ли укрепят их (губернаторов. - ИТАР-ТАСС) политические позиции. Это является негативным фактором в связи с заявленным курсом на открытость, легитимность и конкурентность выборов", - резюмируют политологи.
Как отметил Костин, жалобы в обоих регионах идут от коммунистов. При этом и в Липецкой, и в Нижегородской областях КПРФ является серьезным политическим игроком, имеет достаточно муниципальных депутатов и последние годы показывает хорошие результаты. "Когда (на выборы. - ИТАР-ТАСС) не попадают представители КПРФ, это вызывает вопросы. Они-то работают, у них есть свой муниципальный корпус, фракции в закосбраниях", - сказал политолог.
По мнению Костина, все это наталкивает на мысль, что неудачи кандидатов от коммунистов в данных регионах - результат явного противодействия со стороны властей. При этом эксперт призвал дождаться судебных решений по жалобам КПРФ, прежде чем делать окончательные выводы. В любом случае, уверен Костин, недопуск коммунистов к выборам при наличии большого количества их сторонников приведет к ухудшению социального самочувствия в этих областях и осложнению политической обстановки.
Где развернется основная борьба
Кампании в Мурманской области и Красноярском крае, по мнению экспертов ФоРГО, колеблются между конкурентными и референдумными сценариями. В этих двух субъектах вполне возможен второй тур выборов.
В Красноярском крае исторически силен местный патриотизм, который выливается в протест против "варягов". "Он, в свою очередь, может конвертироваться в голосование за депутата законодательного собрания Валерия Сергиенко (КПРФ) и депутата горсовета Красноярска Ивана Серебрякова ("Патриоты России")", - говорится в докладе.
Для врио губернатора Мурманской области Марины Ковтун опасность представляет зампред областной думы справоросс Александр Макаревич.
Однозначно конкурентные сценарии ФоРГО прогнозирует лишь в республике Алтай, Якутии и Астраханской области. Врио главы Якутии Егору Борисову противостоит Эрнст Березкин от "Гражданской платформы", алтайскому руководителю Александру Бердникову - Владимир Петров от "Гражданской силы". В Астраханской области среди оппозиционных кандидатов ярко выделяется справоросс Олег Шеин, противостоящий врио главы региона Александру Жилкину. "Бердников, Борисов и Жилкин, скорее всего, победят. Но, возможно, их результаты лишь ненамного превысят 50-процентную отметку", - считают эксперты ФоРГО.
С полным текстом доклада "Региональные выборы в 2014 году. Сценарии кампаний и прогнозы" можно ознакомиться на официальном сайте «Фонда развития гражданского общества».
|