На прошлой неделе Челябинский облсуд поставил точку в криминальной истории 40-летнего бизнесмена из Миасса (Челябинская область) Сергея Чащина – лидера ОПГ «Турбазовские», контролировавшей солидный сектор миасской экономики. По версии следствия, на счету этой группировки более 40 тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в Москве, Московской, Ростовской и Челябинской областях, а также в Краснодарском крае.
Особенно громкое освещение дело получило с момента ареста 30 сентября 2013 года сити-менеджера города Виктора Ардабьевского, подозреваемого в причастности к организации убийств по заказу «Турбазовских».
С криминальным авторитетом Чащиным у Ардабьевского когда-то был совместный бизнес.
В настоящее время судьба Чащина решена. За организацию двух убийств, покушение на третье, а также бандитизм и участие в преступном сообществе он получил 13 лет в колонии строгого режима – вместо горозившего ему пожизненного заключения. Таковым оказался результат досудебного соглашения со следствием. Главный итог этого соглашения – изобличение заказчика расправ, экс-главы администрации Миасса Виктора Ардабъевского. Репортаж из зала суда – в материале Chelyabinsk.ru.
«Спрут» от Краснодара до Миасса
Сергея Чащина задержали 21 ноября 2012 года. С тех пор он содержится в столичном изоляторе. Однако ни по внешнему виду, ни по поведению подсудимого не скажешь о полуторагодовалом пребывании в камере: отутюженная рубашка, никакой щетины и следов усталости на лице. Перед началом заседания Чащин явно пребывал в хорошем расположении духа – сурового приговора ожидать не приходилось, поскольку еще в прениях гособвинитель попросил назначить ему 14,5 лет колонии строгого режима, а одну из вменяемых бизнесмену статей Уголовного кодекса суд должен был исключить по истечению срока давности.
Сенсации не вышло – постановлением суда Чащин освобожден от наказания по части 3 статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение, хранение и перевозка оружия) в связи с истечением срока давности уголовного преследования, который по данной статье составляет 10 лет. В частности, суд установил, что последнее доказанное следствием действие с использованием оружия было совершено группировкой Чащина не позднее 2005 года, что не исключает истечения срок давности. Установить точную дату оказалось невозможно, поэтому сомнения следствия суд трактовал в пользу обвиняемого.
Оглашение приговора заняло 2,5 часа. Причем первый час ушел на перечисление всего арсенала, имевшегося в распоряжении межрегионального организованного преступного сообщества (ОПС) Дмитрия Леснякова (Леса), куда как структурное подразделение входила ОПГ «Турбазовские».
Так, среди сотни пистолетов Макарова, довоенных ТТ, десятков автоматов Калашникова и пистолетов-пулеметов, нашлось место даже взрывчатке – гранатам и тротиловым шашкам. Часть этого оружия использовалась членами банды для более 30 убийств и множества разбоев на территории Москвы, Московской, Ростовской, Челябинской области и Краснодарского края.
Далее суд огласил обвинение по участию Чащина в ОПС и руководстве своей группировкой. Согласно материалам следствия, в начале нулевых уроженец Миасса Михаил Пуртов возглавил ОПГ «Турбазовские», наводившую страх на местный бизнес в 90-х годах прошлого века и оставшуюся обезглавленной после убийства в 1998 году создателя Олега Георгицы. Чащин был активным членом банды и отвечал в ней за внутреннюю безопасность и устранение конкурентов.
В это же время появились связи «турбазовских» со столичной преступной группой Дмитрия Леснякова, куда Пуртов вошел как правая рука самого Леса. В 2002 году Пуртова убили. С тех пор Чащин взял на себя роль беспрекословного лидера «турбазовских». Происходит слияние с группировкой Леснякова – тем самым появляется межрегиональное преступное сообщество, которое в 2006 году еще более расширилось за счет вхождения в его состав ОПГ из Ростова.
В сообществе царила жесткая иерархия, роли каждого участника были четко распределены, каждый член банды был готов совершить любое преступление на благо ОПС. Отношения между членами были основаны в том числе на землячестве, тесной личной дружбе. Два человека отвечали за непосредственное исполнение преступлений. В том числе штатным киллером ОПС был выходец из Курганской ОПГ Андрей Вершинин – именно на его счету около 20 жертв группировки, в том числе и миасские бизнесмены.
Преступное сообщество Леснякова и Чащина было классическим примером оргпреступности – бандиты занимались рэкетом, устранением конкурентов, заказными убийствами, были на хорошем счету у членов верхушки мировой преступной иерархии – воров в законе. По мере становления ОПС его ведущие участники, в том числе Сергей Чащин, налаживали собственный легальный бизнес, доход от которого капал в общий котел. Доказано, что все имели устойчивые связи в правоохранительных органах и органах местного самоуправления – в частности, в приговоре указано, что «турбазовские» тесно дружили с администрацией Миасса.
Заказ от сити-менеджера
Среди самых громких преступлений Чащина суд первым сообщил об организации покушения на убийство бывшего миасского милиционера Имерова, руководившего ООО НПС «Трейд» в ноябре 2002 года. Для реализации замысла Чащин привлек своего соучастника Ралифа Фаизова. А для непосредственной расправы вызвал киллера Вершинина, который на тот момент жил в Екатеринбурге.
Преступники выследили маршрут Имерова, выбрали удобное время, подготовили путь оставления места преступления. 22 ноября Вершинин выследил жертву и, когда тот вышел из своего Mercedes, чтобы войти в офис, выстрелил ему два раза в голову с расстояния в несколько метров. Имеров упал, Вершинин, подумав, что он мертв, ретировался на автомобиле при помощи ожидавшего его соучастника. Но оказалось, что профессиональный киллер едва ли не в первый раз промахнулся и попал жертве не в голову, а в шею, причем ранение оказалось не слишком серьезным. Имеров выжил.
(На фото U74.ru – сити-менеджер Миасса Виктор Ардабьевский)
Следующий доказанный следствием заказ поступил для «турбазовских» в 2005 году от учредителя дружественного Чащину предприятия ЗАО «Кедр» – уголовное дело в отношении этого лица выделено в отдельное производство. Суд не называет фамилию – но не сложно догадаться, что это не кто иной, как Виктор Ардабьевский, являвшийся на тот момент главой администрации Миасса. Установлено, что у фирмы Ардабьевского возник бизнес-конфликт с конкурирующим предприятием ЗАО «Трек», возглавляемым бизнесменом и меценатом Андреем Падучиным.
За убийство Андрея Падучина организаторы получили $30 тыс. Из них себе Чащин оставил пять тысяч. Большую часть, 15 тысяч, получил Вершинин.
«Лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, обратилось за помощью к знакомому и деловому партнеру Сергею Чащину, – зачитал судья. – Чащина попросили урегулировать конфликт с Падучиным любым способом. Сначала он попробовал решить проблему путем переговоров, а затем предложил заказчику убить Падучина».
Ардабьевский согласился и сказал, что заплатит столько, сколько потребуют организаторы. Для расправы снова вызвали Андрея Вершинина, которому Чащин передал пистолет Макарова. Покушение четко спланировали, за Падучиным установили слежку.
(Фото: Pravdaurfo)
Непосредственно в день убийства, 6 октября 2005 года, Вершинин даже загримировался. Вечером он вошел в подъезд дома бизнесмена под видом разнорабочего и стал ждать. Убил предпринимателя двумя выстрелами в голову и скрылся на ВАЗ, за рулем которого сидел один из соучастников. В тот же день покинул Миасс.
Убийство Падучина долгое время оставалась нераскрытым. В 2008 году Ардабьевский через посредника вновь обратился к своим киллерам. На этот раз требовалось убить директора ОАО «Уралавтокомплект» Павла Сидорова. Цена вопроса – 2,5 миллиона рублей, из них 500 тысяч Чащину выдали авансом. Инсценировать убийство заказчик предложил как пропажу без вести.
На дело в Миасс вновь приехал Вершинин с неустановленным следствием помощником. 100 тысяч рублей киллер получил на подготовку сценария – были куплены два железных лома, нож, рулон линолеума, известь. В пользование получен УАЗ повышенной проходимости. На трассе Миасс–Златоуст в лесу определено место захоронения, где предварительно вырыта глубокая яма.
По традиции жертву выследили. Два удара ломом сзади по голове Сидорову нанесли в гаражном кооперативе «Лада», куда бизнесмен каждый день ходил пешком из дома. Тело погрузили в машину, вывезли в лес и захоронили, посыпав известью прежде чем закидать землей. Нашли труп лишь в 2011 году.
Андрей Вершинин в 2013 г. за 20 убийств приговорен к 19 годам лишения свободы. Он также заключил досудебное соглашение со следствием.
С 2009 года, когда задержали Дмитрия Леснякова, Андрея Вершинина и других членов группировки, ОПС фактически распалось. Чащин продолжил заниматься легальным бизнесом и водить дружбу с Ардабьевским вплоть до задержания 21 ноября 2012 года.
Выгодное сотрудничество
Сергей Чащин добровольно заключил досудебное соглашение со следствием, что подразумевает назначение наказание, не превышающее половины максимального срока, предусмотренного санкциями статей УК РФ (ст. 62 УК РФ). Дело рассматривалось судом в особом (сокращенном) порядке. Судья, зачитывая вердикт, несколько раз упомянул то, что благодаря показаниям Чащина были не только изобличены другие участники группировки, но и раскрыты преступления, ранее неизвестные следствию. Именно Чащин, судя по всему, сдал заказчика убийств Виктора Ардабьевского, задержанного в сентябре 2013 года.
Всего по уголовным делам в отношении членов данной группировки проходят более 20 человек, 9 из которых приговорены к различным срокам наказания, 6 участников находятся в розыске, в отношении 15 членов банды расследование продолжается.
Расследование уголовного дела в отношении Виктора Ардабьевского и Ралифа Фаизова находится на завершающей стадии, в настоящее время обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела. Всего на счету группировки более 40 убийств.
«Чащин (на фото) признал вину в полном объеме, активно способствовал расследованию преступлений, – заявил судья. – Без содействия Чащина следственные органы не смогли бы установить всех соучастников преступления, поскольку Чащин в ходе допросов давал подробные показания».
В качестве смягчающих обстоятельств суд учел наличие двоих малолетних детей у бандита, «в целом по личности положительные характеристики», полное признание вины и раскаяние, совершение преступлений в соучастии с другими лицами.
В результате за участие в ОПС Чащин получил 7,5 лет, по столько же за бандитизм и покушение на убийство Имерова и 10 лет за убийство Падучина и Сидорова. Путем частичного сложения наказаний назначено 13 лет лишения колонии строгого режима.
По факту в местах лишения свободы преступнику осталось провести 11,5 лет – срок наказания исчисляется с момента задержания 21 ноября 2012 года.
Chelyabinsk.ru 07.07.14 http://chelyabinsk.ru/text/news/815879.html?full=3
Ранее на FLB: «Арестован сити-менеджер Миасса (ВИДЕО)»
|