политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Дайджест »


"Гражданский контроль над армией - сердцевина военной реформы"

Ни одна политическая сила российского общества сегодня не оспаривает необходимости военной реформы и реформирования Вооруженных сил. Кстати, на мой взгляд, стоило бы развести эти два понятия. Под военной реформой можно подразумевать выработку новой, качественно иной оборонной концепции исходя из требований национальной безопасности. И именно под эту концепцию проводить реформирование собственно Вооруженных сил.

Версия для печати
Сохранить статью

Как бы сами собой в обществе сложились две диаметрально противоположные точки зрения на состояние нашей армии. Первая заключается в том, что чеченская кампания показала полную небоеспособность Вооруженных сил. Как саркастически заметил известный журнал "Тайм", "российская армия оказалась не в состоянии вторгнуться даже на территорию собственной страны". Вторая исходит из того, что нынешнее состояние экономики попросту не позволяет нам иметь столь большие военные расходы.
Но и в том, и в другом случае вывод один и тот же: государству необходимо создать Вооруженные силы, которые были бы способны как справиться с локальным конфликтом, так и служить сдерживающим фактором для авантюристов от мировой политики.
Многие политики, в том числе и в России, предрекают резкую милитаризацию отечественной экономики в ответ на расширение НАТО на восток. По сути, нам предлагают укрыться за ядерным щитом и при любом подходящем случае размахивать ядерной дубиной, пугая весь мир ядерным апокалипсисом. На мой же взгляд, расширение НАТО не столько провоцирует решение вопроса в этом ключе, сколько заставляет Россию наконец-то определиться, кто является нашим стратегическим противником, а кто - стратегическим партнером.
Таким образом, какую бы составляющую военной реформы мы ни рассматривали, все они упираются в механизм реализации никем не оспариваемого тезиса о том, что "необходимо иметь эффективную внешнюю оборону при минимальных затратах".
Понятно, что механизм этот в демократическом обществе достаточно многогранен. Однако об одной его составляющей необходимо сказать особо - речь идет о системе так называемого гражданского контроля за деятельностью Вооруженных сил.
В первые посткоммунистические годы требование гражданского контроля над армией рассматривалось демократами как важнейшее условие гарантий необратимости преобразований в обществе. Политизация Вооруженных сил грозила вылиться в конфронтацию как внутри самих ВС, так и между обществом и Вооруженными силами. В той ситуации гражданский контроль становился одним из немногих средств, позволявших удержать ситуацию под контролем. И именно тогда было принято важнейшее решение о декоммунизации Вооруженных сил. Законодательно отрегулировать взаимоотношения между Вооруженными силами и обществом были призваны Конституция и принятые на ее основе законы "Об обороне", "О социальном статусе военнослужащих" и другие.
В нынешних условиях требование гражданского контроля приобретает несколько иную интерпретацию. Президент в соответствии с Конституцией осуществляет функции Верховного главнокомандующего. Министр обороны является членом кабинета министров. Таким образом осуществляется функция правительственной координации деятельности в вопросах обороны, и прежде всего в решении ее экономической составляющей.
Не остается в стороне от процесса и парламент - он осуществляет свой контроль над армией. В сущности, и работа комитета по обороне и Счетной палаты, и парламентские слушания по проблемам Вооруженных сил - важнейшие элементы демократического контроля над силовыми структурами. Другое дело - насколько компетентны в военно-политических вопросах все участники этого процесса.
Сегодня, на мой взгляд, уместно вести речь о демократическом контроле над Вооруженными силами, который должен включать и государственный контроль исполнительной власти, и парламентский контроль представительной власти, а также контроль со стороны партий и общественных организаций, которые, конечно же, имеют право знать, в каких условиях служат граждане страны.
Возьмем, к примеру, бюджетный процесс в отношении оборонных расходов. Уровень обоснования их со стороны Министерства обороны практически остался госплановским - надо просить побольше, тогда и при сокращении останется погуще. Но ведь даже тем же силовикам понятно, что государство не в состоянии удовлетворить запросы, сформулированные по такой схеме. Создается впечатление, что Министерство обороны, иные правительственные институты лишь на словах понимают друг друга, а, в сущности, идет перекладывание ответственности: "Мы просили - вы не дали".
Противоречия между гражданскими и военными структурами в демократическом обществе - явление закономерное. Другое дело, что разрешение этих противоречий должно носить цивилизованный, демократический характер, служить своеобразным стимулом для совершенствования как самой организации Вооруженных сил, так и демократических методов влияния гражданских институтов на состояние дел в этой области.
Впрочем, было бы неправильно игнорировать и очевидные противоречия между самими силовыми ведомствами как в плане ведомственного создания параллельных структур, так и широко обсуждаемой роли Генштаба как координирующего органа всех силовиков. Полагать, что только решения Верховного главнокомандующего могут разрешить эти противоречия, наивно. И тут - самое широкое поле для совместной деятельности гражданских исполнительных структур и законодателей, силовых ведомств, Совета обороны и Совета безопасности.
Уровень нынешней дискуссии по проблемам военной реформы практически отражен двумя позициями. Для реформы нужны средства - первая. Реформу можно начинать и без денег - вторая. Зарубежный опыт свидетельствует: эти два процесса не только имеют сложную взаимозависимость, но и дополняют друг друга. На мой взгляд, дискуссия, что вначале - деньги или реформа - напоминает поиски философского камня - судьбоносного решения, которое способно с ходу изменить ситуацию, создав позитивные тенденции.
Во время поездок в регионы мне приходилось много общаться с военными - от Камчатки до Калининграда. Так вот, убежден: лимит доверия в военной среде почти исчерпан. Согласитесь, нельзя признать нормальной ситуацию, когда моральное состояние и боеготовность офицерских кадров зависят от того, состоялась ли очередная выплата денежного содержания.
Впрочем, многое здесь могут поправить политики: изменения в законодательной сфере уже назрели и должны отрегулировать то, что уже произошло в сфере взаимоотношений "общество - Вооруженные силы". Это прежде всего относится к сфере социального статуса человека в погонах, других вопросов, связанных как с проблемой войны и мира, так и с разделением функций силовых ведомств.
До нынешнего времени демократический контроль и рассматривался под углом инспекционных функций. Актуально это и сегодня. С той только разницей, что речь идет о своеобразном военном аудите как форме совместного поиска повышения эффективности использования тех средств, которые выделяются из бюджета в условиях его жесточайшего кризиса. Ведь это же факт, что цифры расходов, приводимые независимыми экспертами и официальными представителями Министерства обороны, настолько разнятся, что самое время - поставить вопрос о сопоставлении методик расчетов.
Модной сегодня стала тема коррупции в Вооруженных силах. Угрожающие ли размеры она имеет? Точного ответа, боюсь, не знает никто. Финансово-экономический механизм, определяющий жизнедеятельность Вооруженных сил, по-прежнему остается тайной за семью печатями для гражданских структур. Наверное, поэтому полным откровением для некоторых государственных деятелей стала, например, сложившаяся система закупки продовольствия для Вооруженных сил. Несмотря на все декларации и громогласные заявления, не претерпела существенных изменений система закупки вооружений, военные заказчики не слишком компетентны во взаимоотношениях с акционерными обществами, принимающими участие в производстве и разработках вооружений. Хотя из зарубежного опыта хорошо известно, что военные заказы и подряды во всем мире - дело архивыгодное, и вокруг них идет напряженная борьба, сопровождаемая и лоббизмом и коррупцией.
Вот почему существенное изменение взаимоотношений гражданских и военных структур, в сущности, должно стать сердцевиной реформы. В ином случае дело неизбежно ограничится "перераспределением" интересов в сфере оборонных ассигнований.
Сергей Георгиевич Беляев - председатель фракции "Наш дом - Россия" в Госдуме.


07.06.1997



С.Беляев
Независимая газета

В начало статьи

Из досье FLB

Беляев Сергей Георгиевич

 - бывш. глава Госкоимущества РФ
17.09.2003  "Шереметьево" вспомнило о Беляеве
12.03.2003  "Шереметьево" лишилось VIP-зала
31.01.2003  Грефу подрезали крылья
11.01.2003  Гендиректора "Шереметьево" ждет суд
10.12.2002  Невыученные "Уроки на завтра"
Беляев Сергей Георгиевич, все статьи»»

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Национальный чемпионат WorldSkills Hi-Tech 2017 проходит в Екатеринбурге


Саймон Бартли, президент международного движения WorldSkills International: «WorldSkills – это не только соревнования, это целая среда: компетенции, навыки, умения, карьера и глобальное международное сотрудничество».

»

«Ночь искусств» объединила Россию


Сотни тысяч людей по всей стране не спали в эту ночь, которая объединила их с искусством и между собой. Впервые пятая, юбилейная «Ночь искусств» прошла по всей стране. О некоторых событиях ночи – на страницах FLB.ru

»

В Манеже показывают технологическое будущее России


В центральном выставочном зале «Манеж» начала работу выставка «Россия, устремлённая в будущее». Крупнейшие компании страны и российские стартапы представят своё видение - как будет меняться Россия на протяжении последующих нескольких десятилетий.

»

Исторический парк «Россия – Моя история» открыт в День народного единства в Нижнем Новгороде


Епископ Тихон (Шевкунов): «Большая честь и большая ответственность, что выставка «Россия – Моя история» в Нижнем Новгороде размещена в одном из самых красивых зданий в России».

»

Проект «Жить» запустил новое социальное видео о доброте в День народного единства


Игорь Матвиенко, композитор: «Смысл нашего проекта — напомнить людям, что в минуты отчаяния и пустоты нужно найти в себе силы продолжать жить дальше».

»

Концерт в «Лужниках» в День единства. Прямая трансляция


В Москве начался концерт «Россия объединяет», посвященный Дню народного единства. Тысячи людей на стадионе. Прямая трансляция


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия