Соглашения с объединенной судостроительной корпорацией «О новациях» большинство корабелов Комсомольска-на-Амуре осознают только сейчас, спустя годы после их подписания. Авторы издания «Приамурские ведомости» Олег Паньков и Юрий Ковалев изучили историю вопроса.
Задолжали 14,5 миллиарда рублей
Лишь в начале 2014 года в распоряжение СМИ Приамурья попали ксерокопии официальных документов, демонстрирующих факт: за последние две пятилетки руководители Амурского судостроительного завода вынуждены были оформлять под личную ответственность кредиты, размер которых измеряется сотнями миллионов долларов. Например, только одно так называемое «Соглашение о новации», подписанное в конце декабря 2009 года генеральным директором ОАО «АСЗ» Николаем Повзыком и врио президента ОАО «ОСК» Романом Троценко, сполна демонстрирует масштаб обязательств должников перед кредитором по четырем «Договорам об открытии невозобновляемых кредитных линий».
Цена первого кредита от 30.11.2004 г. — 132 миллиона 282 тысячи 706 долларов США. Второй заем (от 1.07.2005 г.) — три миллиона 300 тысяч 682 доллара. Затем 8 июня 2005 года судостроители задолжали заемщику еще 29 миллионов 183 тысячи 290 долларов. А следующая сделка тем же летом увеличила кредиторские обязательства судостроителей-комсомольчан еще на 26 миллионов 382 тысячи 240 долларов.
Кто конкретно брал на себя ответственность по каждой из этих сделок — данный документ умалчивает. Однако очевидно, что ОАО «АСЗ» обязалось консолидированно (по 13 кредитным договорам) вернуть все эти долги Объединенной Судостроительной корпорации, созданной в марте 2007 года. Только вот топ-менеджеры придавленного долговыми обязательствами предприятия ни на встречах с трудовым коллективом, ни в интервью СМИ никогда толком даже не пытались объяснить причины и финансовые нюансы этих сверхвнушительных по размеру кредитований.
Сегодня работники АСЗ, которых авторы этой публикации в свою очередь ознакомили с содержанием вышеперечисленных документов, недоуменно почесывают затылки. Действительно, первое впечатление от этих сделок неоднозначное. С одной стороны — молодцы, управленцы предприятия: сумели в сложнейших экономических условиях реструктурировать колоссальные долги, накопленные в новом веке. Но правомерен со стороны рядовых судостроителей и другой вопрос: как же можно так задолжать — более 14,5 миллиарда рублей!
Вполне понятны нынче и иные чувства амурских корабелов, которых первые лица судостроения много лет обделяли значимой информацией. Впрочем, всем рабочим всегда было понятно то, что в роли капитана судна «АСЗ» в бурном море рыночной экономики перманентно выступала по сути одна и та же команда управленцев. Да, потрепанный постсоветскими штормами корабль чрезмерно черпнул забортной воды в виде непогашенных кредитов. И в этом, по законам судовождения, — вина капитана и подчиненных ему судоводителей.
Так за чей счет реанимируют АСЗ?
Но, к счастью, судно по сей день держится на плаву, и в этом заслуга все той же топ-команды. Для нее спасательным буксиром выступила ОСК, сумевшая переоформить множественные кредиты на исполинский займ. Обычно при его получении указываются срок возврата и график гашения займа. Но в случае с АСЗ, судя по всему, «столичные спасатели» поступили по команде Президента РФ гуманно, не определив конкретных сроков полного расчета по долгам. В соглашении указано: «устанавливается срок возврата суммы займа до востребования». Кроме того, спасатели тонущего судна АСЗ установили щадящие проценты на сумму займа — они убывают с 6,5 процента в 2009 году до 1,4 процента в 2013 году.
Однако ветераны завода, знакомясь с беспрецедентной хронологией кредитования родного предприятия, напоминают еще один факт: Объединенная судостроительная корпорация является российским госхолдингом, 100 процентов акций которого находятся в собственности государства. А значит, по мнению амурских корабелов, ОАО «АСЗ» пытаются реанимировать фактически за счет бюджетных средств, то есть за счет всех налогоплательщиков страны.
Так или иначе, но в рыночной экономике действует суровый закон естественного отбора — побеждает сильнейший. Но есть и в наше время такие капитаны, как, скажем, в фильме «Волга-Волга». Зная все мели, они неизбежно сажают судно на каждую из них. И что странно, заслуженной ответственности за губительный курс в итоге не несут.
Впрочем, в истории современного АСЗ, потерявшего уже к началу ХХI века индустриальный ход от воровских пробоин и бестолковости «капитанов», не обошлось без показательных судов над «вредителями». На фоне кредитов, загоняющих завод в долговую яму, нельзя не вспомнить хотя бы судебный процесс по резонансному уголовному делу, возбужденному в отношении бывшего заместителя генерального директора АСЗ Алексея Болотина, отвечавшего за техническую комплектацию изделий и снабжение завода. Приговор: «5 лет и 6 месяцев с отсрочкой исполнения на 3 года».
Расследование «группового» преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, также завершилось без особой огласки в СМИ, хотя расследованием мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере», на дальневосточном стратегическом предприятии оборонного значения, спецгруппа правоохранительных органов занималась больше года. Как констатировала Фемида, обвиняемый признал свою вину, способствовал проведению следствия и полностью возместил предприятию личный ущерб — примерно 2000000 рублей. Однако вред, нанесенный заводу его «партнерами», измеряется суммой, которая, по предварительным данным, значительно больше.
Учитывая, что нанесенный ущерб полностью не возмещен, некоторые подельники осужденного замдиректора, возможно, до сих пор в розыске. Вину разоблачаемых махинаторов, по мнению надзорных органов, отягчает существенное обстоятельство. Его никак нельзя не учитывать, если рассматривать сложнейшую экономическую ситуацию на заводе образца 2005 — 2006 годов. Именно тогда руководство АСЗ продолжало брать колоссальные займы, объявив одновременно небывалый по своим масштабам набор новых кадров.
Цена долговой зависимости
Надежда совета директоров компании до личного вмешательства Владимира Путина в дела ОАО «АСЗ» держалась на объявлении об аукционе по продаже 20 процентов акций предприятия. Но он тогда не состоялся. Начальная цена объявленного лота — 760 миллионов рублей не привлекла потенциальных покупателей даже после того, как поддержку производству обещали оказывать лично руководитель Федерального агентства оборонной промышленности и главком ВМФ. Затем государственные эксперты объясняли провал аукциона кредиторской задолженностью предприятия, которая ко второму полугодию 2006 года составила 25 миллиардов рублей.
Неизвестно, какие кардинальные меры пришлось бы предпринять топ-менеджерам ОАО «АСЗ», если бы в 2007 году по личному указу Владимира Путина не вышло в свет распоряжение о создании в стране судостроительного гиганта, который объединил бы отечественное судостроение для сохранения и развития научно-производственного потенциала отрасли, обеспечения обороноспособности государства.
Кстати, самые резонансные уголовные дела в отношении заводских мошенников возбуждались как раз в преддверии передачи государством своих 20 процентов акций ОАО «АЗС» в уставной капитал ОСК. Напомним, в новую, на 100 процентов государственную корпорацию было включено свыше 30 предприятий кораблестроения и судоремонта, включая завод в Комсомольске-на-Амуре.
Увы, на центральных каналах РФ и в федеральных печатных СМИ по-прежнему позиционируются судостроители западных регионов страны, сдающие на зависть дальневосточным коллегам значимые для страны оборонные заказы. Если ничего не менять во взаимоотношениях с ОСК и по-прежнему строить лишь суда для разработчиков подводных недр, амурские корабелы так и будут представлять арьергард отечественного судостроения, бесконечно выбираясь из невидимой для них самих колоссальной долговой зависимости. В этом ни ветераны завода, ни нынешние работники основных цехов АСЗ не сомневаются.
Между тем, амурские корабелы в течение сложнейшего для завода периода демонстрируют государству свою уникальную производственную плавучесть при любых финансовых штормах и экономических махинациях управленцев. В остальном судьба стратегического производства в Комсомольске-на-Амуре отныне, по большому счету, зависит от роли, которую займет ОАО «АСЗ» в планах развития ОСК на ближайшие годы. Но не только…» - полагают авторы.
|