Рабочие оборонного завода возмущены произволом мэра Челябинска и бездействием губернатора: с санкции властей коммерсанты (дилер «Форда») перекрыли все подходы к предприятию.
ОАО НПО «Сплав» выполняет гособоронзаказ, на заводе работают около 600 человек. Предприятие располагается на территории бывшего Челябинского автоматно-механического завода (ЧАМЗ). С 7 октября, как сообщает известный челябинский журналист и политолог Александр Подопригора в издании Irinagundareva.com, контрольно-пропускные пункты предприятия, производящего реактивные системы залпового огня, блокированы охраной частного предприятия «Планета-Авто» (этот автосалон – официальный дилер FORD Motor Company).
Этому предшествовали несколько противозаконных, по-настоящему антигосударственных действий городских властей Челябинска, считает Подопригора, и попустительство губернатора области Михаила Юревича.
Хроника захвата
В феврале 2012 года в обход действующего законодательства (решение прокуратуры города Челябинска) распоряжением главы администрации города Челябинск Сергея Давыдова в аренду ООО «Планета-Авто» (без проведения конкурса, без согласования со смежными землепользователями) был передан земельный участок, расположенный на предзаводской территории производства № 3 ОАО «НПО «СПЛАВ».
В своем обращении к президенту рабочие особо отмечают, что исключительно на этой стороне и по данному земельному участку может быть организован доступ сотрудников к рабочим местам, провоз на территорию предприятия материалов и комплектующих, отгрузка готовой продукции, а так же пожарный проезд.
В октябре 2012 года дилер «Форда» установил бетонное ограждение по всему периметру земельного участка предзаводской территории. Сотрудникам СПЛАВа для доступа к рабочим местам коммерсанты оставили проход шириной в пять метров.
7 декабря 2012 проходные режимного предприятия были окончательно перекрыты. После длительных переговоров с руководством ООО «Планета-Авто», руководству СПЛАВа удалось отстоять лишь транспортные ворота. Сотрудники предприятия всеми силами отстаивали свою проходную.
8 декабря 2012 года, как сообщала газета «Солидарность», работники челябинского ОАО «НПО «Сплав» устроили на территории предприятия стихийный митинг. Не сумев пройти на работу привычным для себя способом – через центральную проходную, около 50 человек пошли в обход, через ворота для грузовиков. В ответ вместо работы сотрудники завода устроили акцию протеста.
Видео «СТС-Челябинск»: рабочие возмущены до предела: «Чо вы делаете? Вы ж гробите страну! Все продали! Вам оборонка не нужна? Чем вы будете обороняться – автомобилями или макаронами?..»
Митингуй – не митингуй…
Все протесты и многочисленные и обращения в СМИ, к полпреду президента И. Холманских, губернатору Челябинской области М. Юревичу, а так же главному федеральному инспектору А. Пушкину, в министерства области и администрацию города дали лишь краткосрочный результат: с декабря 2012 года по октябрь 2013 года коммерсанты из ООО «Планета-Авто» не проявляли активных действий по застройке. Доступ к проходной, транспортным и запасным (пожарным) воротам предприятия был открыт.
– Перекрытие проходной взволновало коллектив и вызвало обеспокоенность, что застройка призаводской территории повредит производственной деятельности, поставит под угрозу работу слаженного, высококвалифицированного коллектива, достойное существование работников и их семей, – объясняет нам председатель профкома «Сплава» Татьяна Порошина. – Коллектив не понимает, почему не выполняется поручение губернатора Челябинской области по пересмотру выделения участка на предзаводской территории.
Глава администрации города Сергей Давыдов должен был решить вопрос до 1 декабря 2012 года. Весь коллектив находился в недоумении... Действительно, согласно протоколу поручений (электронная копия в распоряжении редакции) губернатора Михаила Юревича по итогам посещения ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод» 15 октября этого года, Давыдову вменили в обязанность «пересмотреть вопрос о выделении ООО «Планета Авто» земельного участка, прилегающего к территории ОАО «НПО «Сплав», с учетом интересов по прилегающим территориям ОАО «НПО «Сплав» и ФГУП «ЧАМЗ». Так что руководство «Сплава» не без оснований надеялось на решение вопроса с соседями в административном порядке.
– Проходная режимного предприятия – это не просто калитка в заборе, это сложный комплекс оборудования, стоящий немалых денег и выполняющий функции, возложенные на него нормативными документами, – объяснял председатель Челябинской областной организации Рособоронпрофа Александр Долганов журналисту газеты «Солидарность» Павлу Осипову. – А сейчас предлагается на все это плюнуть, и пусть люди ходят через транспортные ворота. Частник никогда не бросит свои средства, а городские власти спокойно смотрят на то, как ущемляются интересы государства. Автосалон, под который отвели эту землю, даст работу для 25 человек. При этом вырубят многолетние деревья перед проходной, лишат места для стоянки автомобилей работников, приезжающих на работу из близлежащих к Челябинску городов (есть и такие), а главное – заронят в 600 человек неуверенность в их завтрашнем дне. Не повторится ли история, которая произошла с ЧАМЗом?
В банкротстве ЧАМЗа в августе 2009 года, как пишет Павел Осипов, зающие люди винят именно частный бизнес.
Последняя надежда оборонщиков
Ситуация вновь обострилась 4 октября 2013 года, сообщает Александр Подопригора. Александр Долганов как в воду глядел: застройщик начал вырубку зеленых насаждений в границах санитарно-защитной зоны СПЛАВа. Были вновь установлены ворота, выставлена охрана. В этот день работники СПЛАВа, как оказалось, вышли из родной проходной в последний раз. Уже в понедельник 7 октября доступ к контрольно-пропускному пункту предприятия был блокирован окончательно.
– Городские власти не просто спокойно смотрят на то, как ущемляются интересы государственного предприятия и государства в целом, но и принимают в этом активное участие, они выдают необходимые для строительства разрешения» – пишут работники СПЛАВА президенту страны.
Видимо, поручение от октября 2012 года выделить ООО «Планета-Авто» другой земельный участок для возведения автосалона (как это прозвучало в официальных СМИ) было дано губернатором Челябинской области Юревичем лишь для отвода глаз, пишет Александр Подопригора.
«Строящийся автосалон, под который передали предзаводскую территорию, обеспечит работой максимум 25 человек. Одновременно при этом будут поставлены под удар выполнение государственного оборонного заказа, престиж предприятия и государства в целом на международном рынке (так как продукция ОАО «НПО «СПЛАВ» поставляется на экспорт)» — пишут работники СПЛАВа.
Обращение к президенту В.В.Путину по поручению коллектива подписали заместитель директора завода по Производству №3 О.Г.Ваганов, технический директор Е.В. Веденин, председатель первичной профсоюзной организации Т.И. Парошина, далее подписи на 22 листах.
Оборонщики выражают надежду, что президент вмешается и поставит на место челябинских чиновников, окончательно перепутавших интересы города, области и государства со своими безразмерными коммерческими надобностями.
– У них только доллары в глазах – увидели участок – продали» — сказала одна из работниц коллектива СПЛАВа в интервью телеканалу СТС о властях города и области.
– Она не права, считает Подопригора, – у них в глазах бывают также и евро. – Кроме президента, – продолжает политолог, – оборонщикам апеллировать больше не к кому. Государственной власти в регионе нет. Вместо нее — владельцы торговых центров, ростовщики и бандиты.