Правительство области, как оказалось, взяло очередной кредит в 3 млрд рублей, точное предназначение которого неясно, и накануне кризиса решило запросить 9 млрд федеральных денег на то, чтобы в регионе были красивые пляжи, пишет корреспондент издания «Новый Калининград.Ru» Оксана Майтакова. На фото: губернатор области Николай Цуканов)
Политика брать в долг чужие и отдавать не свои для региональных властей, похоже, входит в норму. Правительство области, не так давно вернувшее федеральному центру взятые в долг на реконструкцию аэропорта «Храброво», но так и неиспользованные 2,2 млрд рублей, взяло новый кредит. На этот раз в 3 млрд рублей. Об этом сообщил журналистам во вторник после заседания правительства области министр финансов Виктор Порембский.
Новость была несколько неожиданной, поскольку о ней ранее не сообщали на заседаниях ни областной Думы, ни правительства. Выяснилось, что в отличие от «храбровского» кредита в случае с новым займом не потребовалось вносить поправки в федеральный бюджет. «Это в рамках тех ассигнований, которые были предусмотрены в бюджете, в рамках полномочий Министерства финансов РФ», — отметил Порембский.
Правда, на вопрос о том, куда планируется пустить очередные миллиарды и будут ли за их счёт финансироваться строительные работы на Берлинском мосту, министр ответил уклончиво. По его словам, строительство моста финансируется за счёт дорожного фонда, поэтому фонд будет дофинансирован. За счёт кредита ли? Министр на это чётко утвердительного ответа не дал.
Непрозрачные кредиты
Справедливости ради стоит сказать, что о планах области взять новый кредит, который не имел бы целевого назначения, правительство области говорило давно.
Ещё в начале июля 2013 года губернатор Николай Цуканов сообщил, что заключена договорённость с Минфином РФ о получении кредита в размере 3 млрд рублей. Нецелевое использование долговых денег давало правительству широкие возможности — ведь тратить их, само собой, можно на какие угодно нужды.
Как уточнял тогда же, в июне, Виктор Порембский (на фото), «средства планируется пустить, в частности, на финансирование дорожного фонда — строительство Берлинского моста и моста на Сельме, для которого нужны дополнительные ассигнования». Слова Порембского подтверждал и вице-премьер Александр Рольбинов, который рассказывал, что для открытия технического движения по Берлинскому мосту до конца года, обещанного губернатором Николаем Цукановым, необходимо изыскать дополнительно 400 млн рублей, и министерство финансов области будет увеличивать ассигнования дорожного фонда, после того как получит новый кредит из федерального бюджета.
В июне, предлагая депутатам областной Думы утвердить поправки в бюджет, касавшиеся займа, министр финансов утверждал, что договорённость с федеральным центром уже достигнута и просто нужна соответствующая строчка в бюджете. Правда, на конкретный вопрос о том, куда ещё, помимо дорожного строительства, будут направлены очередные долговые миллиарды, министр конкретного ответа не дал. «Часть средств планируется пустить на объекты областной инвестиционной программы (ОИП), законтрактованные в прошлом году. Кроме того, требуются средства на подготовку площадки для стадиона к Чемпионату мира по футболу», — пояснил Порембский депутатам. При этом он не уточнил конкретный перечень объектов программы, на которые потребовались деньги. Тем не менее, депутаты тогда за это решение проголосовали, и соответствующая строка в бюджете появилась.
Стоит напомнить о нерадостной истории с прежним бюджетным кредитом в 2,2 млрд рублей, который выделялся на реконструкцию аэропорта «Храброво» и так и не был использован. Депутаты областной Думы в течение того самого полугода неоднократно спрашивали у министров, что происходит с деньгами, но конкретного ответа не получали. Чем это в итоге обернулось, многие, наверное, помнят. Осенью выяснилось, что деньги пролежали просто так, но проценты по этому кредиту обошлись бюджету в 33 млн рублей за полгода.
Если народные избранники будут продолжать просто интересоваться судьбой денег, удовлетворяясь неконкретными ответами чиновников, можно ожидать, что и очередные 3 млрд рублей уйдут непонятно на что и непонятно куда, а вот проценты за них придётся отдавать бюджету области. Хотя, с другой стороны, зачем депутатам особо интересоваться такими вопросами, ведь отдавать придётся не свои, а общие.
Золотые пески
Что касается пляжей, то сегодня региональные власти оценили, во что обойдется их сохранение. 1 километр — 299 млн рублей, сообщает также корреспондент «Новый Калининград.Ru» Оксана Ошевская.
Всего в области 145 километров пляжей, защищать планируется четверть из них. А именно — те, где находятся объекты инфраструктуры и населенные пункты. На почти 17 километрах пляжей областное правительство хочет намыть столько песка, чтобы они достигли 70-метровой длины.
«В Туапсе и Адлере подобные работы обошлись в 309 млн рублей за 1 км», — обосновывал претензии областного правительства министр Майоров. Хотя, справедливо замечает Оксана Ошевская, сравнивать калининградские реалии (да и какие бы то ни было в России) с сочинскими нынче — это явный моветон, учитывая размеры тамошних откатов.
В ответ на вопрос о стоимости работ Сергей Майоров напомнил, что 1 км Приморского кольца стоил 450–500 млн рублей. «Это сооружение находится вне активной водной среды. А тут 300 млн рублей. Цена невысокая для гидротехнических сооружений, если говорить про мировую практику. Это тоже плохо, но, по крайней мере, расчёты наши показывают, что это реальные деньги», — сказал министр.
Ранее, правда, озвучивалась стоимость работ в 250 млн руб. за км, но и она искренне удивила руководителя службы по тарифам областного правительства Наталью Андрееву, заметило издание Rugrad.eu. На ее недоумение Сергей Майоров возразил: «И это еще недорого».
Тогда в дискуссию вступил губернатор области Николай Цуканов, отметив, что он общался с польскими экспертами, и стоимость берегоукрепительных работ и намыва пляжей там получалась значительно скромнее. «Хотя, может, у нас отличаются подходы и технологии», – уже как будто сам себя убеждая, отметил Николай Цуканов.
Надо отметить, что подобные подсчеты для Калининградской области – занятие не пустое. Напомним, 10 млрд (9 федеральных и 1 млрд будет выделен регионом) составляет практически треть от общего объема доходов областного бюджета (32,5 млрд рублей).
|