Фото Павел Горячев
Необычное нападение на обычное азербайджанское кафе
В ночь с 21 на 22 сентября более трех десятков неизвестных, вооруженных арматурой, пакетами с пустыми бутылками и предположительно травматическим оружием ворвались в кафе «Встреча», расположенном на улице Матросова в Ленинском районе и принадлежащее выходцу из Азербайджана, и избили его посетителей и сотрудников. В правоохранительных органах пока что считают, что нападение было совершено из хулиганских побуждений. РИА «Воронеж» представляет свои версии того, что же на самом деле случилось в ночь на воскресенье в злополучном заведении.
Разгромленное кафе «Встреча», находящееся недалеко от пересечения улицы Матросова с улицей Ворошилова, мало чем отличается от десятков подобных заведений, работающих в спальных районах Воронежа. Продавец расположенного рядом цветочного киоска Нина утверждает, что раньше никаких особых неприятностей кафе и его посетители жителям близлежащих домов не доставляли.
- Не было никаких драк или серьезных разборок, - рассказала она корреспонденту РИА «Воронеж». Вслед за ней то же самое повторяют и жители общежития по соседству. Споры за рюмкой водки на повышенных тонах здесь обычное дело, но до серьезных выяснений отношений или крупных столкновений дело до минувших выходных не доходило.
Однако поздней ночью после Дня города местных жителей испугал шум. Продавец другого киоска, Татьяна, узнала о конфликте во «Встрече» от постоянных покупателей. По ее словам, они до сих пор напуганы случившимся.
- Жители слышали грохот и вопли. Кто-то говорит, что это была обычная пьянка, но я разговорилась с одним парнем, который был там в ночь на воскресенье. Он рассказал, что это было похоже на организованное нападение, уж очень все выглядело спланированно: эти ребята забежали в зал четко и синхронно. Всем вокруг страшно – неужто лихие девяностые вернулись? Татьяна, продавец киоска.
Сотрудник кафе «Встреча» Анан, работавший там в ночь с 21 на 22 сентября, понял, что на заведение нападают, когда услышал звон разбитого стекла.
– В зал забежали какие-то люди в масках, один из них был с «травматом». Он четыре раза выстрелил в потолок, там осталось четыре дырки. У нападавших была в руках арматура и пакеты, наполненные пустыми стеклянными бутылками. Парни искали глазами людей кавказской внешности и били их. Русские не заступались, они чувствовали себя, как на киносеансе. Однако потом один из нападавших избил русского со смуглой кожей. Затем досталось еще одному русскому, за него заступилась жена, и ее ударили тоже. Нападавший ударил кулаком нашу работницу Дашу, русскую девушку. У нее синяк под глазом, – вспоминает он.
Нападение началось в 2.40 ночи. Внутри самого кафе люди в масках, не только бившие сотрудников и посетителей, но и ломавшие столы и оборудование, находились около 40 секунд. Однако инцидент продолжился и на улице. По словам работников «Встречи», несколько человек сторожили не только главный, но и черный вход, и продолжали избивать людей, пытавшихся выбежать из здания. Досталось и владельцу заведения Тофику. Он попытался скрыться в соседних дворах, но почувствовал, как из кармана выпали ключи от его автомобиля «Хендай Солярис». Предприниматель остановился, чтобы найти их на земле, в этот момент его настигли и избили нападавшие.
- Парней в масках и спортивных штанах было около тридцати. Они хладнокровно поджидали нас, чтобы избить. Это было спланированное нападение, считает Анан, работник кафе «Встреча».
По словам очевидцев, нападавшие лишь ругались матом и призывали друг друга сильнее бить своих жертв и оборудование кафе. После драки во «Встрече» за медицинской помощью обратились двое мужчин, 37 и 39 лет. Сейчас заведение заперто, связаться с его хозяином по мобильному телефону не удалось.
По какой причине было совершено нападение на кафе, здесь не понимают. Само кафе, по словам местных жителей, работает уже около десяти лет. Однако его хозяева меняются довольно часто и при этом оставляют ставшее привычным название. Сам Тофик арендовал его около двух месяцев назад. До него здесь якобы работали узбекские предприниматели, а само кафе считалось «чайханой». Однако в узбекской диаспоре опровергли информацию о том, что экс-хозяином кафе был их соотечественник.
- Это совсем не лакомый кусок, - уверены сотрудники «Встречи». Помогающие нынешнему владельцу злачного места Анан и его друг также уже 2,5 года торгуют овощами на остановке общественного транспорта «База» и видели уже немало хозяев кафе. Они сомневаются, что кто-то из потенциальных конкурентов мог польститься на него и попытаться выгнать Тофика с помощью насилия.
- Кто это был, за что - мы сами не знаем. Максимум, что здесь было при Тофике, - пьяные конфликты между посетителями. У нас есть знакомый, который близок к воровской среде. Он говорит, даже самые авторитетные люди не знают, кто это. Клянется, что это не воронежские ребята, - рассказал Анан.
Полиции удалось установить личности шести нападавших. Все они – жители Воронежа в возрасте от 19 до 25 лет . Они уже дали первые показания в рамках расследования уголовного дела, возбужденного УМВД по Воронежу по ч. 2 ст.213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).
В полиции пока отказываются делать предположения о мотивах, побудивших молодых людей совершить нападение на кафе. В том числе полицейские не подтверждают и националистический характер нападения .
- В настоящее время выясняются личности организаторов нападения, опрашиваются свидетели происшествия. Говорить о мотиве можно будет после того, как установят личности организаторов нападения, - подчеркнули в городском управлении МВД.
Впрочем, как пояснил источник РИА «Воронеж» в правоохранительных органах, в расследовании подобных уголовных дел всегда появляются сложности. Их специфика такова, что сразу трудно установить, имели ли место экстремизм. «Экстремистская» квалификация, если националистические мотивы все-таки устанавливаются, появляется обычно уже в конце следствия, на этапе предъявления обвинения.
Лидер воронежской узбекской диаспоры Нишон Гульмирзоев считает, что воронежская полиция иногда сводит конфликты на национальной почве к обычным бытовым преступлениям. Так, к примеру, когда год назад на улице Димитрова воронежцы отняли мобильники у двоих узбеков и порвали их паспорта, нападение квалифицировалось как грабеж.
- Полицейским порой невыгодно поднимать шум вокруг национального вопроса. Из-за этого проблемы иногда не озвучиваются и не решаются. В обществе же немало экстремизма, и больше всего он распространяется в Интернете. И нападение на людей других национальностей организуются оттуда. Поэтому бороться и проводить их профилактику достаточно сложно. Чтобы лечить общество от таких явлений, нужно проводить больше совместных мероприятий. К примеру, как на День города на площадке у магазина «Утюжок», где диаспоры организовали выступления национальных коллективов, говорит Нишон Гульмирзоев, руководитель узбекского центра «Ватан».
Председатель межконфессионального совета при Воронежской областной думе, президент Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Игорь Суровцев также считает, что единственный способ предотвратить конфликты на национальной почве – проводить активную воспитательную политику, особенно в молодежной среде. По его словам, такая работа уже позволила снизить уровень напряженности внутри вуза: в последнее время во ВГАСУ не было инцидентов на национальной почве.
Версии РИА «Воронеж»
Нападение националистов
За : Хорошая подготовка и организация нападавших, характерная для националистических сообществ. Выборочный характер избиений, направленных, главным образом, против представителей Закавказья. Широкий резонанс, который нападение на «Встречу» вызвало в Интернете, в том числе на сайтах националистической направленности.
Против : От рук нападавших пострадали, в том числе, русские посетители и сотрудники кафе. В ходе погрома хулиганы не выкрикивали обычных оскорблений в адрес представителей иных национальностей. Ни одно националистическое объединение не объявило о своей причастности к нападению.
Криминальная разборка
За : Владелец воронежского кафе, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что слышал о проблемах, возникших у его коллег. По его информации, за несколько дней до нападения в кафе «Встреча» побывали некие «бандиты».
- Это была крыша кафе, местные беспредельщики. Они предупредили владельца, чтобы «вел себя хорошо, иначе у него возникнут проблемы», - пояснил собеседник РИА «Воронеж». Он предположил, что хозяин «Встречи» мог не пойти на условия, предложенные криминалитетом, за что и пострадал.
Против : Сотрудники кафе ничего не слышали о трениях между хозяином заведения и местным криминалитетом. Нападения, подобные инциденту во «Встрече», не характерны для конфликтов в местной криминальной среде, предпочитающей менее резонансные способы решения проблем.
Бизнес-конфликт
За : Стремление участников нападения нанести максимальный ущерб заведению. Явная нацеленность нападавших на хозяина «Встречи», которого преследовали после того, как он сумел выбежать из кафе.
Против : Отсутствие крупной экономической выгоды от содержания кафе, подтверждающейся частой сменой его владельцев. Небольшой срок, в течение которого нынешний хозяин заведения арендовал его.
Бытовой конфликт
За : Источник РИА «Воронеж» в другом воронежском кафе также предположил, что причиной нападения мог быть конфликт из-за девушки, которая ушла от своего парня к одному из сотрудников «Встречи».
Против : Несоразмерность причины конфликта и метода, который был избран для его разрешения, а также тщательной подготовки нападавших.
Олег Григоренко, Павел Горячев, Татьяна Омельченко, Оксана Грибкова РИА Воронеж
|