Вместо конвоя – система спутникового слежения и электронный браслет. В нашей области все большему числу осужденных за незначительные преступления суды назначают этот способ наказания - ограничение свободы. Всевидящее око всегда знает, где находится и чем занят наказанный.
Лицо не покажу, а вот браслет на ноге с удовольствием, говорит костромич Александр. Он был осужден за кражу. В колонии примерно себя вел, и оставшиеся 10 месяцев ему предложили провести вне тюремных стен – заменив лишение свободы ее ограничением. Государству - экономия. Не нужно тратиться на содержание сидельца, теперь он полностью обеспечивает себя сам.
Александр: «Эта мера пресечения лучше, чем сидеть в местах лишения свободы. Можно продолжать работать, вести нормальный образ жизни в этом ограничений нет».
Многие заключенные, кто сидит по легкой статье, тоже хотят выйти на свободу, пусть и ограниченную. Суды рассматривают по несколько десятков таких заявлений в месяц. Каждому осужденному свободу ограничивают индивидуально. Кому-то, как Александру, нельзя выходить за границы города. Кому-то – района, или даже двора собственного дома. Есть и ограничения по времени – иногда за пределы квартиры можно выходить на час, иногда возвращаться в нее не позже 10-ти вечера. Все перемещения «окольцованных» видны вот на этом компьютере. Шаг влево, шаг вправо от установленного маршрута - тут же срабатывает тревожный сигнал.
Александр Онянов, заместитель начальника отдела исполнения наказаний. 5.07. Нарушения не каждый день, но они бывают. То есть люди, бывает, забывают, что у них стоит такое оборудование, что им запрещено покидать Кострому. Мы его вызываем, берем с него объяснения. Он признает данный факт. Но так как это нарушение приходится принимать дисциплинарные меры».
Были и несколько случаев потерь устройства. И даже умышленного снятия. Тех, кто специально избавился от всевидящего ока, вернули в колонию - досиживать. Всем остальным – за утрату прибора - пришлось заплатить государству по 100 тысяч рублей.
Михаил Удалов, уголовно-исполнительной инспекции: « В основном в состоянии алкогольного опьянения это происходит утрата мобильных контрольных устройств. У нас есть, допустим, случай, когда сгорело стационарное контрольное устройство, пожар был в доме, пожар был по вине осужденного, пожар был по его вине, и сгорело оно по его вине».
В России ограничение свободы становится все более распространенным наказанием. Наш регион не исключение. Сейчас в области ограничены в свободе 42 человека. А в следующем году их число может увеличиться примерно вдвое, прогнозируют в управлении исполнения наказаний.