«Не судите меня строго»
Сергей Помазун, расстрелявший в апреле этого года в Белгороде шестерых человек, включая двоих детей, осужден на пожизненное заключение приговором Белгородского областного суда, передает РИА «Новости».
Помазун признан виновным по пунктам "а", "в", "е", "и", "к" части 2 статьи 105 (убийство двух и более лиц, в том числе малолетнего, совершенное общеопасным способом, из хулиганских побуждений, с целью облегчить совершение другого преступления), части 1 статьи 222 (незаконный оборот оружия), части 1 и пункту "б" части 4 статьи 226 (хищение оружия и боеприпасов; хищение боеприпасов, совершенных с применением насилия, опасного для жизни и здоровья) и статье 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), поясняют «Грани.ру».
Также суд взыскал с Помазуна три миллиона рублей компенсации вдове и детям убитого им Игоря Малыхина, частично удовлетворив ее исковые требования к «белгородскому стрелку» на 50 млн руб. Родственники других жертв Помазуна исков не предъявляли, отмечает РАПСИ.
Приговор Сергею Помазуну оглашался в областном суде Белгороде в течение двух дней, поскольку объем уголовного дела оказался большим, сообщает «Радио Свобода». Только свидетелями по нему проходят 60 человек, в том числе и отец Помазуна. Он также имеет статус потерпевшего: именно у него убийца украл оружие. В последнем слове Помазун попросил не судить его строго и даже улыбался, когда с него снимали наручники. Судью, по свидетельству очевидцев, он слушал без эмоций.
Адвокат осужденного сразу же после оглашения вердикта заявил о намерении его обжаловать «в части психического состояния Помазуна», поскольку не была проведена повторная, стационарная психолого-психиатрическая экспертиза его клиента, на которой настаивал защитник. По его словам, «Помазун страдает шизофренией, и это надо было учитывать при вынесении вердикта», передает ИТАР-ТАСС. Оспаривать доказанность вины Помазуна защитник не собирается.
Однако, напомним. Что ранее Помазун сам отказался от повторной экспертизы.
Оглашение приговора проходило в условиях повышенных мер безопасности. В зале дежурили усиленные наряды судебных приставов, а на улице у здания суда - полицейские. Во время оглашения вердикта Помазун заметно нервничал, а затем стал угрожать журналистам, которые его фотографировали, отмечает агентство.
Вдова одной из жертв «стрелка» Татьяна Иваськова заявила журналистам, что шокирована поведением Помазуна в суде и назвала его «нелюдем». «Я хочу, чтобы он не вышел никогда», - добавила женщина.
На пожизненном сроке для Помазуна настаивал прокурор. Требование стороны обвинения поддержали родственники погибших.
Сам Помазун в последнем слове на суде просил приговорить его к 25 годам тюрьмы и отправить в колонию «Черный дельфин», где заключенные отбывают пожизненные сроки, но суд не внял его просьбам, а согласился с позицией прокуратуры, требовавшей максимального наказания.
Дело о неуважении к суду, заведенное против убийцы уже после начала процесса за вызывающее поведение и оскорбления в адрес судьи, будет рассмотрено отдельно.
Ранее в суде Помазун обвинял в устроенной им бойне некого постороннего человека, который «вел себя как полицейский» и своим поведением спровоцировал его на стрельбу. До этого ранее судимый и отсидевший срок Помазун объяснял свой поступок желанием отомстить охраннику магазина, в котором произошла перестрелка, а также влиянием чеченской войны, в которой он якобы участвовал.
При этом Помазун заявлял, что «не будет унижаться» перед родственниками своих жертв и приносить им извинения.
Напомним, что 22 апреля Помазун сперва открыл огонь в оружейном магазине в центре Белгорода, убив трех человек, а затем вышел на улицу и принялся стрелять по случайным прохожим, убив еще троих, в том числе двух школьниц. Затем убийца скрылся.
Задержать его удалось вечером следующего дня в районе железнодорожного вокзала Белгорода группой полицейских. В ходе задержания Помазун оказал активное сопротивление, серьезно ранив ножом одного из стражей порядка.
У Помазуна было несколько судимостей. Известно, что в заключении он вел себя агрессивно и неоднократно получал взыскания. Незадолго до апрельского преступления родители Помазуна пытались добиться его задержания или госпитализации. Между тем психиатрическая экспертиза признала убийцу вменяемым.
Суд состоялся, а вопросы остались
В Белгороде внимательно следят за этим судебным процессом. Однако, как сказала в интервью «Радио Свобода» местный журналист Ольга Китова, даже по завершении расследования у нее и у других белгородцев осталось еще много вопросов: «Прокурор назвал его хулиганом, представитель Следственного комитета России называл его несчастливым человеком, у которого не сложилась жизнь. Но на самом деле все это не так, и, с одной стороны, и расследовать вроде бы не было что, а с другой – вопросы, которые меня интересовали всерьез, никто не задал, и на них никто не стал искать ответ. Почему оружейный магазин открыт в самом центре Белгорода, прямо возле школы, где учатся сотни детей, где куча всяких лавок, где напротив огромный магазин, где рядом рынок, где 1-я городская больница? Во-вторых, а кто и когда вообще проверял, как работают эти магазины, есть ли там тревожная кнопка? Я, например, разговаривала с одним владельцем оружейного магазина в Москве, и он рассказал, что преступнику идти в оружейный магазин, для того чтобы вооружиться, незачем: он вряд ли сможет это сделать. Патроны надежно заперты в одном месте, оружие без патронов надежно заперто в другом. Почему Помазун так легко вооружился?
«Счастливчик»
Сначала он учился в школе, где его оберегали, потому что его мама работала в Городском отделе народного образования. И потом его устроили по блату служить в армии недалеко от дома, потому что папа – егерь и обслуживает каких-то высоких чиновников на охоте. Потом его по блату постоянно освобождали от суровых наказаний за то, что он вскрывал чужие автомобили, вытаскивая из них магнитолы. Это был страшный везунчик, у которого было все! А мне представитель Следственного комитета России Владимир Маркин объявляет, какой он был несчастный, как, дескать, он озлобился на весь мир и пошел убивать. У этого человека было все, он жил в прекрасной родительской квартире, его хорошо кормили, он не работал и не хотел работать, не имел никаких бытовых забот. Стрелять в людей, кстати, он приехал на BMW! Вопросов очень много. Но этого не произошло, суд, который должен был все объяснить и назвать своими именами, закончился», – говорит журналист Ольга Китова.
Назначенный Помазуну адвокат Виктор Еремеев не оспаривает факт совершения преступлений, но делает акцент на том, что они были совершены в состоянии психического расстройства. Впрочем, известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов говорит, что у судебных экспертов есть достаточно современных средств для установления вменяемость лица, совершившего преступление. По словам Виноградова, в случае с Помазуном следует говорить не о психическом расстройстве, а о вседозволенности, в обстановке которой рос убийца. Стоит отметить, что ранее мать белгородского стрелка заявляла, что считает своего сына психически нездоровым человеком. По мнению Михаила Виноградова, поведение Помазуна после убийства шестерых человек свидетельствует – о состоянии аффекта говорить не приходится:
«Собственно, все сводится к одному: был ли Помазун в состоянии аффекта, когда совершал свои жестокие действия и убийства. Когда человек в состоянии аффекта, физиологического, патологического, кумулятивного, накопительного, совершает преступления, то вся энергия, которая у него есть, выплескивается наружу, и человек, совершивший преступление в состоянии любого аффекта, не может даже двинуться. Он садится, он ложится, он хватается за голову, он не может совершить каких-нибудь целенаправленных действий. Обычно такие люди сидят, обхватив голову руками, плохо соображая, что же они совершили, не имея возможности в прямом смысле слова пошевелиться. Помазун прыгает за руль автомобиля, прячет автомобиль, берет с собой оружие, удобное для него, и ищет пути отхода из города. Это категорически перечеркивает версию об аффекте, о психозе, о чем угодно»,– считает Михаил Виноградов.
Отбывать заключение Помазун вероятно будет в одной из самых страшных тюрем страны «Черный дельфин», куда он и просился. Однако родственники погибших считают, что даже пожизненное заключение для него будет мягким наказанием.
Ранее о "белгородском стрелке" на FLB:
“Шизофрения, как и было сказано” “Намордник не наденешь…” «Отпираться не собираюсь» “Чем дальше, тем страшнее” Отцу «Белгородского стрелка» не понравилось быть «живым» ... Для “Белгородского стрелка” еще не все потеряно “Стрелок” не ушел от Колокольцева В Белгороде «пленных не берут» «Просто очень злобное, агрессивное существо» «Белгородский стрелок» готовится выйти из тюрьмы.
|