политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Дайджест »


Эхо южнокорейского «Боинга»

FLB: В «холодной войне» в воздухе у Советского Союза не выдержали нервы

Версия для печати
Сохранить статью



Холодная война в воздухе

Инцидент со сбитым южнокорейским «Боингом» был лишь незначительным эпизодом противостояния двух сверхдержав

«Без малого 30 лет назад пилот советского истребителя-перехватчика Су-15 Геннадий Осипович сбил над Сахалином корейский пассажирский «Боинг-747». Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа злосчастного рейса KAL-007. Официальная версия инцидента такая: в лайнере был неправильно настроен автопилот, а экипаж не выполнил предполётных проверок. И, хотя вина лежала целиком на корейцах, американцам удалось переложить груз ответственности на СССР – «империю зла», как назвал нашу страну президент Рональд Рейган за полгода до этого печального происшествия...

Инцидент до сих пор считают неким пиком холодной войны: мол, ничего подобного до этого не происходило. Но это не так – до инцидента 1983 года южнокорейские самолёты как минимум дважды нарушали государственную границу Союза. Игнорировали предупреждения советских пограничников и самолёты других стран. Не прошло и года после случая с бортом KAL-007, как нашу границу нарушил шведский Airbus. А за два года до происшествия при аналогичных обстоятельствах советский лётчик взял на таран аргентинский транспортный Canadair. Об этих инцидентах нам практически ничего не известно. А ведь скандальную историю с южнокорейским лайнером следовало бы воспринимать не отдельно, а в контексте происходившей тогда холодной войны в воздухе» - пишут журналисты издания «Наша версия» Борис Островский и Руслан Горевой.

Сбивали и англичан, и голландцев, и шведов

Чтобы понять, почему лётчик Осипович сделал то, что он сделал, нужно сказать несколько слов об обстановке, сложившейся к 1983 году в советском воздушном пространстве. В 50–60-е годы на каждое нарушение воздушных границ отечественные военные реагировали предельно жёстко – будь то хоть транспортный самолёт, хоть пассажирский. Сбивали и англичан, и голландцев, и шведов. Смысл жёстких действий заключался в том, чтобы пресечь приграничные провокации раз и навсегда. И к середине 60-х провокаций стало заметно меньше. Но прошло 10 лет, и нашу противовоздушную оборону Запад снова решил проверить на прочность. Обычно некий самолёт заходил в советское воздушное пространство и углублялся в него до тех пор, пока наши военные не давали предупредительный залп. Поначалу обходились без жёстких мер реагирования – сбивать гражданские лайнеры всё же не решались, но в 1976 году нервы у наших военных поистрепались, и министр обороны Андрей Гречко отдал приказ сбивать всех нарушителей, если они не будут реагировать на сигналы советской ПВО.

Первого южнокорейского нарушителя удалось посадить в Карелии

Примерно за пять лет до происшествия над Сахалином, в апреле 1978 года, пассажирский «Боинг-70» той же корейской авиакомпании Korean Air Lines, выполнявший рейс KAL-902 по маршруту Париж – Сеул, вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. На борту лайнера было 12 членов экипажа и 97 пассажиров. На запросы диспетчерских служб экипаж демонстративно не отвечал, и в воздух подняли перехватчик Су-15, которым управлял капитан Александр Босов. Сблизившись с лайнером, Босов качнул крыльями так, чтобы пилоты корейского самолёта его заметили. Но корейцы как ни в чём не бывало продолжали полёт. Перехватчику дали команду сбить «Боинг». Босов ответил: самолёт пассажирский, сбивать не стану. Команду повторили – надо сказать, что «Боинг-707» как две капли воды был похож на натовский военный разведчик RC-135. А Босову просто могли не поверить на слово. И тогда советский лётчик принял решение пустить тепловую ракету, но аккуратно, чтобы у экипажа оставалась возможность посадить самолёт. Выстрел был филигранным –ракета разорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав небольшую часть крыла. Самолёт резко пошёл на снижение и сел на лёд озера Корпиярви неподалёку от карельского посёлка Лоухи. Очевидец происшествия, следователь КГБ Валерий Десятков, вспоминал: «Весь салон был залит кровью. Но не от ран – от перепада давления. Когда самолёт стал резко терять высоту, у пассажиров пошла кровь из носа и ушей».

Надо отдать должное мастерству капитана Босова – стрелял он просто мастерски. На борту оказалось всего двое погибших – обоих зацепили осколки ракеты. Ещё 13 человек получили незначительные ранения. Пассажиров отправили в Хельсинки, а командиру корабля Ким Чанг Кью и его штурману Ли Чын Сину устроили показательный разбор полёта в Москве. Оба лётчика полностью признали свою вину – мол, мы понимали команды советской стороны, но принципиально им не подчинились, якобы выполняя распоряжения корейской диспетчерской службы. После ходатайства о помиловании обоих лётчиков выдворили из СССР.

А дальше начинается чертовщина. Разобраться с тем, кто из диспетчеров подавал команды не реагировать на предупреждения советских военных, суду так и не удалось. Корейцы отвечали: с такого-то по такой-то отрезок времени самолёт находился вне зоны покрытия сигнала корейскими диспетчерскими службами. Но кто же тогда отдавал команды лётчику Ким Чанг Кью? Генерал-полковник Владимир Дмитриев, командовавший 10-й отдель­ной армией ПВО и отдавший приказ сбить «Боинг», позже вспоминал, что «вести» самолёт могли с одной из западноевропейских баз НАТО. «Полёт над Карелией был политической провокацией с целью сорвать переговоры по контролю за стратегическими вооружениями между США и СССР», – написал генерал в своих мемуарах. Может быть, не случайно у штурвала «Боинга» оказался именно Ким Чанг Кью – лётчик-истребитель, сбивавший советских асов во Вьетнаме и, по некоторым свидетельствам, сотрудничавший там же с представителями ЦРУ США?

Главкома ПВО провоцировали нарушители и министр Устинов

Казалось бы, выводы напрашивались сами собой – советская граница по-прежнему на замке. Но на Западе этих выводов признавать не желали. В том же 1978 году транспортные вертолёты «Чинук» шахской армии Ирана нарушили воздушное пространство над Туркменией. Два вертолёта удалось сбить вылетевшему на перехват экипажу Миг-23. Экипаж одного из вертолётов выжил. Военных допросили, и те подтвердили в ходе допроса, что их действиями «возможно, руководили американские военные диспетчеры». Странная формулировка, не так ли? Советские следователи забрасывали запросами командующего армией шахиншаха, пытаясь понять, что же это были за диспетчеры. Но прояснить ситуацию им так и не удалось – в феврале 1979 года в Иране не стало ни шахиншаха, ни его армии, ни американских военных советников.

Летом 1981 года пэвэошникам потрепали нервы ещё раз: аргентинский транспортный Canadair, выполнявший рейс из Тель-Авива в Тегеран, вторгся в воздушное пространство над Арменией. Как удалось установить позже, управляли самолётом подданные британской короны, возможно, офицеры разведки её величества. На перехват вылетел Су-15, пилотируемый Валентином Куляпиным. Не имея возможности стрелять – перехватчик слишком быстро приблизился к цели, – лётчик принял решение протаранить нарушителя. Экипаж Canadair в итоге погиб, а Куляпин успешно катапультировался. За таран лётчика наградили орденом боевого Красного Знамени.

К началу 1983 года в советских силах ПВО сложилась довольно нервная обстановка. Под командующего, главного маршала авиации Александра Колдунова, что называется, «копали»: он считался человеком из команды предшественника Дмитрия Устинова на посту министра обороны – маршала Гречко. Военного инженера Устинова один из самых результативных асов-истребителей Второй мировой Колдунов за глаза называл Ватманом и авторитета его категорически не признавал. В свою очередь маршал Устинов как-то пообещал – тоже за глаза – «пересадить Колдунова подальше от ПВО и поближе к гражданской авиации». В общем, едва ли у командующего ПВО СССР были мотивы вести себя сдержанно в отношении нарушителей границы. Позже именно эта приобретённая сдержанность стоила ему поста главкома ПВО – в 1987 году, после посадки Матиаса Руста на Красной площади.

Американцы действовали едва ли не жёстче советских военных

Для пущей ясности необходимо добавить ещё несколько слов. Соединённые Штаты, с таким пафосом разоблачавшие «империю зла», лишившую жизни мирных корейских граждан, летевших на борту KAL-007, как правило, действовали ничуть не мягче, чем Советский Союз, если не жёстче. 3 июля 1988 года самолёт авиакомпании «Иран Эйр» Airbus-А300 был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с американского ракетного крейсера «Винснесс». Погибли 290 человек. Пикантности инциденту добавляет тот факт, что на момент пуска ракеты крейсер находился в территориальных водах Ирана, а самолёт не нарушал воздушных границ своего государства. Американцы объясняли: мол, по ошибке приняли Airbus за истребитель F-14A ВВС Ирана, который недавно якобы атаковал крейсер с воздуха. В Тегеране же настаивали на том, что экипаж крейсера сознательно сбил гражданский самолёт.

Навскидку можно припомнить и другой инцидент, происшедший с итальянским пассажирским «Дугласом» в июне 1980 года. Самолёт сбил американский истребитель, возможно, приняв пассажирский DC-9 за транспортный самолёт ливийской авиации. Инцидент вошёл в историю под названием «Устика» – по имени острова в Тирренском море, возле которого рухнул итальянский самолёт. Заметим: оба инцидента случились вдалеке от американских границ. А корейский «Боинг» в 1983 году был сбит всё-таки над границей СССР».

(Продолжение следует)».

Борис Островский, Руслан Горевой, «Наша версия», № 28 от 22.07.2013 года
00000000000

Ранее на FLB о неизвестных эпизодах «холодной войны»: «Благие намерения эпохи «холодной войны», «КГБ-США. В 1973 году советская разведка вышла на контакт с Джорджем Бушем-старшим», «Американские шпионы подслушивали Брежнева и подглядывали за Гагариным», «Как вводили войска в Афганистан», «Синдром змея. Даже если бы генерал КГБ перебежал к врагу – он нанес бы меньший ущерб, чем этот отставной майор КГБ», «Инициативник» из ГРУ», «Приключения Стига Берлинга, полковника ГРУ», «Полковник жив и недоволен», «С ним хотелось пойти в разведку», «Перебежчик или жертва холодной войны», «Подвиг полковника Пеньковского», «Ушел в разведку на 30 лет», Эвтаназия как атрибут разведки», «Советских героев «вычеркивают из истории войны», «Холодная война без излишнего политеса», «Холодная война на Севере».


29.07.2013



Обзор FLB
FLB

В начало статьи

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Национальный чемпионат WorldSkills Hi-Tech 2017 проходит в Екатеринбурге


Саймон Бартли, президент международного движения WorldSkills International: «WorldSkills – это не только соревнования, это целая среда: компетенции, навыки, умения, карьера и глобальное международное сотрудничество».

»

«Ночь искусств» объединила Россию


Сотни тысяч людей по всей стране не спали в эту ночь, которая объединила их с искусством и между собой. Впервые пятая, юбилейная «Ночь искусств» прошла по всей стране. О некоторых событиях ночи – на страницах FLB.ru

»

В Манеже показывают технологическое будущее России


В центральном выставочном зале «Манеж» начала работу выставка «Россия, устремлённая в будущее». Крупнейшие компании страны и российские стартапы представят своё видение - как будет меняться Россия на протяжении последующих нескольких десятилетий.

»

Исторический парк «Россия – Моя история» открыт в День народного единства в Нижнем Новгороде


Епископ Тихон (Шевкунов): «Большая честь и большая ответственность, что выставка «Россия – Моя история» в Нижнем Новгороде размещена в одном из самых красивых зданий в России».

»

Проект «Жить» запустил новое социальное видео о доброте в День народного единства


Игорь Матвиенко, композитор: «Смысл нашего проекта — напомнить людям, что в минуты отчаяния и пустоты нужно найти в себе силы продолжать жить дальше».

»

Концерт в «Лужниках» в День единства. Прямая трансляция


В Москве начался концерт «Россия объединяет», посвященный Дню народного единства. Тысячи людей на стадионе. Прямая трансляция


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия