«В отставку ушел председатель Национального банка Дагестана, являющегося региональным отделением Центробанка (ЦБ), Сиражутдин Ильясов. Официальной причиной отставки называется выход Ильясова на пенсию, но эксперты связывают его уход с чередой скандалов вокруг деятельности местных кредитных организаций, - пишут 5 июня «Известия».
Как сообщили изданию в Нацбанке Дагестана, Ильясов ушел в отставку еще 27 мая 2013 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Его обязанности временно исполняет первый заместитель Светлана Бацына.
— Но она не останется на этой должности. На место главы Нацбанка подберут более влиятельную фигуру, — заявил источник в ЦБ.
Новым главой Нацбанка Дагестана, скорее всего, будет человек, близкий к главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову, полагает он. В настоящее время обсуждается вопрос о назначении на эту должность действующего председателя правительства республики Мухтара Меджидова.
Одновременно с отставкой главы Нацбанка, по информации издания, регулятор начал масштабную внеплановую инспекционную дагестанских банков. Источник в ЦБ указал, что проведение проверки поручено бригаде, в состав которой входит только один местный инспектор, а остальные командированы из других регионов.
— Проверяющих сопровождают сотрудники безопасности Центробанка, — подчеркнул собеседник.
Руководитель «Проекта национального развития» Андрей Черепанов (бывший начальник валютного управления Центробанка) предполагает, что отставка Ильясова и проводимая проверка связаны с чередой скандалов, связанных с деятельностью дагестанских банков.
— Нарушения, вскрытые за последнее время во многих банках региона, вряд ли могли иметь место, если бы не слабый контроль со стороны сотрудников Нацбанка республики, заинтересованность которых в этом также не следует исключать, — говорит Черепанов.
Так, в ноябре прошлого года ЦБ отозвал лицензию у махачкалинского Трансэнергобанка из-за нарушения норматива достаточности капитала (Н1), который был ниже 2% (допустимый минимум — 10%). По факту хищений в банке в особо крупном размере возбуждено уголовное дело, а следователями выявлены случаи фальсификации: в частности, вклады граждан на 4,8 млрд рублей оказались фиктивными.
В конце прошлого года лицензий лишились еще два банка Дагестана — «Дербент-кредит» и Трастовый банк, а в январе подобная участь постигла банк «Экспресс».
Банки Северо-Кавказского округа, в том числе из Дагестана, оказались также в центре внимания Росфинмониторинга. В представленном в прошлом году отчете ведомства, в частности, указано более десятка северокавказских банков, замешанных в масштабной обналичке. Например, через Трансэнергобанк, согласно отчету, за девять месяцев 2012 года обналичено 27 млрд рублей.
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев, напротив, не видит никакой связи между проверками ЦБ и уходом Ильясова.
— Если бы его отставка была связана с выявленными фальсификациями в дагестанских банках, то это произошло бы уже несколько месяцев назад. Ильясов уходит в связи с возрастом, — заявил Хандруев.
— Эльвире Набиуллиной, будущему руководителю ЦБ, в наследство достанется непаханое поле на Кавказе, и в первую очередь в Дагестане, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Между тем дагестанские банки уже снизили свою активность при проведении операций с наличными — их совокупный оборот за апрель 2013 года сократился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит эксперт.
Сегодня в Дагестане действует 25 кредитных организаций.
— По числу банков Дагестан занимает третье место в России, его опережают только Москва и Санкт-Петербург, — указал Осадчий. Кроме того, в республике, по данным ЦБ на 1 мая 2013 года, функционируют 14 филиалов кредитных организаций из других регионов.
Вместе с Ильясовым может уйти вся руководящая верхушка Нацбанка Дагестана, предполагает Андрей Черепанов.
— В связи с арестом на прошлой неделе одной из основных фигур в Дагестане — мэра Махачкалы Саида Амирова по подозрению в причастности к серии тяжких преступлений — у Центробанка появилась возможность замены своих сотрудников в регионе, к которым давно есть претензии, — говорит он».
11 февраля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Обнальная площадка» Дагестана недовольна Центробанком» говорилось: «дагестанский Трастовый банк оспорил решение Центробанка об отзыве у него лицензии. Иск подан в Арбитражный суд Москвы. За последние 15 лет реабилитироваться удавалось лишь четырем банкам. Эксперты считают, что шансы на победу у Трастового банка стремятся к нулю.
Трастовый банк требует признать недействительным решение ЦБ об отзыве лицензии от 7 декабря 2012 года. По данным ЦБ, банк представлял регулятору недостоверную отчетность об операциях с наличными деньгами и не раз нарушал антиотмывочное законодательство (по части идентификации клиентов при массивных операциях с собственными векселями). К 1 ноября 2012 года в кассе банка значилось 249 млн рублей, что составляло 89% его активов (281 млн), следует из отчетности банка. Трастовый банк не был участником системы страхования вкладов.
Отзыву лицензии у банка предшествовала проверка Росфинмониторинга. Из отчета директора Росфинмониторинга Юрия Чиханчина по ее итогам, который был направлен полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину, следовало, что Трастовый банк отнесен контрольным ведомством к группе «обнальных площадок». Всего в отчете было названо более десятка банков, замешанных в масштабной обналичке, причем владельцами некоторых из них являются известные на региональном уровне политики и топ-менеджеры энергетических компаний.
Акционеры Трастового банка — несколько жителей Дагестана, которые занимаются сельским хозяйством и строительством. Так, Нурмагомед Кушиев и Гайдар Адамов являются совладельцами сельскохозяйственного производственного кооперативом «Дагестан» (Новолакский район). Летом 2012 года Россельхознадзор обнаружил, что кооператив нарушал земельное законодательство: пашня полностью заросла сорняками. Ведомство заявило, что СПК не проводил необходимые агротехнические, агрохимические, фитосанитарные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия. Другие совладельцы банка, Адамов и Мурад Загидиев, — соучредители жилищно-строительного кооператива «Версаль».
Трастовый банк до отзыва лицензии занимал 896-е место по активам в стране и 26-е в регионе (286 млн рублей), к 1 декабря 2012 года чистый убыток организации составил 37 млн рублей. В компании от комментариев отказались.
Шансов на выигрыш в деле против ЦБ у Трастового банка немного. Российским банкам это удавалось лишь четырежды. Банк «Вест» в 2010 году за девять месяцев восстановил через суды лицензию, отозванную из-за нарушений требований по достаточности капитала.
В июле 2011-го московский арбитраж признал недействительными приказы ЦБ об отзыве лицензии у Русского банка делового сотрудничества. РБДС лишился лицензии в 2009 году, так как в ходе проверки ЦБ не смог обнаружить банк по адресу регистрации. На суде выяснилось, что в 2008 году РБДС сообщал регулятору, что менять юридический адрес не собирается, а помещение, в котором он зарегистрирован, покинул лишь на период капремонта. Оказалось, что сотрудники ЦБ пришли во время ремонта.
В 2002 году отозванную лицензию смог вернуть Объединенный промышленный банк, правда, годом позже банк ее лишился из-за значительного срыва срока подачи ежемесячной отчетности и неспособностью удовлетворить требования кредиторов. Похожий же «зигзаг» случился в 2006–2007 годах с РТБ-банком, который сначала восстановил, а потом вновь потерял лицензию.
Эксперты считают, что шансы Трастового банка на победу в суде малы.
— Шансы у Трастового банка появятся, если он докажет, что при принятии решения ЦБ РФ об отзыве лицензии были допущены нарушения, а те обстоятельства, которые легли в основу решения, не соответствуют действительности, — говорит управляющий партнер московского офиса юридической группы AstapovLawyers Денис Быков.
По словам адвоката КА «Юков и Партнеры» Светланы Тарнопольской, редчайшие исключения только подтверждают общее правило о бесперспективности оспаривания приказа об отзыве лицензии. Характер допущенных Трастовым банком нарушений говорит об отсутствии таких оснований отмены приказа, как устранимость допущенных нарушений или ошибка при проверке со стороны ЦБ, добавила собеседница», - писали «Известия».
Ранее на эту тему на FLB: «Экспресс» фальшивых вкладчиков требует настоящих денег», «Миллиарды «нарисованных» дагестанских вкладчиков», «Кредит «дочки» ВЭБа уехал дагестанским «Экспрессом», «Экспресс» без лицензии», «Дагестанский банковский «пылесос», «Откуда деньги в Дагестане?», “ЦБ зачищает дагестанскую “прачечную”, “Как Кавказ обналичивает Россию”.
|