В ходе подготовки саммита АТЭС жителей Приморского края с настойчивостью рекламных роликов, убеждали в том, что всё, что построено и сделано к форуму непременно повысит их качество жизни. И «продвижение» этой мысли было настолько убедительным, что и впрямь хотелось верить в лучшее. Однако вскоре выяснилось, что гости на саммит уже едут, а по некоторым направлениям подготовки ситуация, мягко говоря, аховая. Так получилось, например, с вводом эксплуатацию заявленных современных отелей – с ними краевые власти разбираются до сих пор. Но как выяснилось, это еще не все «подводные камни» прошедшего форума, ведь аналогичная ситуация сложилась и с перевозками жителей с островов на материк.
Теория удобства и комфорта
«Катамараны, построенные к саммиту АТЭС, будут возить жителей и гостей Приморья с комфортом» - оптимистично сообщала жителям и гостям Приморского края пресса в августе 2012 года. «Судна "Москва" и "Санкт-Петербург" будут использоваться для обслуживания гостей саммита АТЭС, после окончания мероприятий форума, скорее всего, катамараны будут работать на прибрежных пассажирских перевозках. По мнению руководства "Восточной верфи", наиболее вероятные маршруты - остров Русский, остров Попова, поселок Славянка, Большой Камень». К описанию столь приятной перспективы прилагались фотографии действительно чудесных катамаранов и сообщалось, что «в Приморье подобных судов еще не было: они комфортабельны (в салоне мягкие кресла, кондиционер, туалет и бар, на полу - ковролин). Кроме того, они экономичнее, чем та же "Комета" в 1,5 – 2 раза. Вместить катамараны могут около 230 пассажиров.
Спор хозяйствующих субъектов
Впрочем, вскоре презентация будущей «комфортабельности» приняла весьма скандальный поворот. За пару недель до АТЭС выяснилось, что презентации вошли в резонанс с реальностью. Оказалось, что накануне форума при использовании бюджетных денег «не сдан ни один из трех скоростных катамаранов, которые планировалось использовать для перевозки гостей (а потом и жителей края) из Владивостока на остров Русский и обратно». Стоимость каждого судна – 100 миллионов рублей бюджетных денег. Всего, выходит, 300 млн. рублей. Дело дошло до того, что 1 сентября 2012 года один из исполнителей заказа - ООО «Пасифико Марин» - направило открытое письмо президенту России Владимиру Путину, информируя главу государства о сложившейся ситуации. Как сообщало руководство фирмы «из-за конфликта между ООО «Пасифико Марин» и ОАО «Восточная верфь», практически готовое судно удерживается руководством ОАО «Восточная верфь» в цехе предприятия». Словом, спор хозяйствующих субъектов, причем, не за свой, а за бюджетный счет. А, жители Приморья, похоже, заявленными катамаранами воспользоваться так и не смогли.
Как подставляют капитанов
Видимо, поэтому на днях во Владивостоке разразился еще один громкий скандал. «Капитаны всех 8 судов «Мортранса», которые осуществляют морское сообщение между материковой и островными частями столицы Приморья, отказались от выполнения своих рабочих обязанностей», а потому «столица Приморья может остаться без морского пассажирского транспорта» - сообщает ИА «Дейта.Ru», репортеры которого детально разбиралось в этой, пока что тупиковой, ситуации.
Как пояснили ИА «Дейта» в «Мортрансе», причин возникшей ситуации несколько, но самая главная из них – «нечеловеческие условия работы», рассказывает заместитель генерального директора по безопасности Вячеслав Шейко.
- Сейчас мы работаем, по сути, с огромным количеством нарушений техники безопасности. Причал на Песчаном разваливается – там невозможно безопасно швартоваться, а пассажиры рискуют здоровьем каждый раз, когда только заходят на пирс. А на о. Рейнеке причал отремонтировали в прошлом году, и он теперь на 70 см выше прежнего уровня, что вообще недопустимо по всем нормативам швартовки. При этом мы ежемесячно платим за использование каждого пирса по 10 – 20 тысяч рублей. Как подчеркнул Вячеслав Шейко, высадку и посадку пассажиров на пирсе о. Рейнеке приходится проводить через второй этаж.
«Когда судно пришвартовывается к новому пирсу, его уровень оказывается практически на уровне шеи у людей, стоящих в выходе 1 этажа. Приходится ставить трап со второго этажа – но он встает под практически прямым углом, и вести посадку крайне опасно», - отметил капитан теплохода «Турист» Борис Донец.
«Не лучше дела обстоят и на материковой части Владивостока» – полагает агентство. И если раньше в распоряжении «Мортранса» было 8 пирсов на 36-ом причале, а перед саммитом их «переселили» на причал 30-ый. Однако сразу после форума, рассказывает Инга Сазонкина, суда «Мортранса» с этого причала вытеснили. Сейчас все суда пришвартовываются у трех причальных стенок, испытывая при этом огромные неудобства. Как отметил Вячеслав Шейко, данное место «вообще не может эксплуатироваться катерами и паромами по всем техническим данным». Суда фактически не могут «разойтись» в таком ограниченном пространстве, а «для комфортной эксплуатации 8 судов необходимо, как минимум, 5 пирсов» - убежден Вячеслав Шейко.
Подобная ситуация не устраивает не только капитанов, но и пассажиров. Все свои претензии они постоянно высказывают экипажам судов, которые, кстати, ежедневно рискуют своей карьерой. «Если при такой посадке или высадке пассажиров кто-то упадет или травмируется, то ответственность полностью ляжет на капитана, которому в удостоверении сделают пометку о, так сказать, профнепригодности, и больше управлять судном он никогда не сможет. Это ежедневный риск не только своей карьерой, но и жизнями людей», - подчеркнул один из старейших капитанов «Мортранса» Георгий Климов.
Кроме безопасности, пассажиров «Мортранса» волнует еще один вопрос, на который пока нет ответа ни у руководства компании, ни у властей. Как рассказала корреспонденту ИА «Дейта» генеральный директор компании, представители городской администрации прислали письмо с просьбой продлить работу по маршруту «Владивосток - п. Подножье» с 1 апреля (этот маршрут планировали закрыть как раз 1 апреля), так как дорога на острове, обещанная в конце прошлого года, так и не появилась. Паромы должны ходить, но по измененному расписанию - отменены 2 рейса на «Подножье». При этом, какие именно рейсы отменить, выбирали не пассажиры и жители о. Русский и даже не диспетчеры «Мортранса», а муниципальные власти. В итоге были сняты рейсы на 10:40 и 15:20. Теперь тем, кто пришел на вокзал прибрежных сообщений, например, в 14:30, приходится ждать паром до о. Русский почти 4 часа - до 18.00.
Ситуация осложняется еще и тем, что, по сути, к посёлку Подножье пока нет приемлемой автомобильной дороги, при этом, подчеркивает Инга Сазонкина, договор о предоставлении услуг морских пассажирских перевозок по этому маршруту уже истек, а дополнительное соглашение в мэрии так и не предоставили. По факту сейчас «Мортранс» работает за «свой счёт». «Никакого дополнительного соглашения у нас нет, нас просто попросили работать, а мы не можем оставить наших пассажиров без связи с материком и исправно выполняем рейсы на Подножье. Пока нам никто не заплатил за работу. Рейсы, которые убрали, люди сейчас очень просят вернуть – им крайне неудобно. Конечно, есть автобус, на котором они могли бы добраться до посёлка, но он ходит не по расписанию, и никто не знает, когда его ждать», - подчеркнула Инга Сазонкина.
Рейсы сократили и на о. Попова. «В начале мая мы узнали, что отменяют рейсы с низким пассажиропотоком, хотя с 1 мая открылась летняя навигация, и скоро на остров будут ездить буквально толпы туристов и отдыхающих. В понедельник, среду, пятницу и воскресенье остался один рейс – из Владивостока он уходит в 13:30, с о. Попова – в 15:30 и возвращается в город в 17:10. Как ездить людям на работу в эти дни – не ясно. А если нужно к врачу, или в госучреждения, или какая-то экстренная ситуация? Людей просто запирают на острове», – отметила генеральный директор компании. Жители острова уже написали коллективное письмо в компанию и городским властям.
Такая сложная, во всех отношениях, ситуация вынуждает работников «Мортранса» принимать самые жесткие меры. Пока власти не готовы вступать в диалог с компанией-перевозчиком, пассажиры ежедневно рискуют своим здоровьем и испытывают большие неудобства. Капитаны 8 судов компании, не желая подвергать опасности ни себя, ни своих пассажиров, уже готовы отказаться от выполнения своих обязанностей. «Мы хотим привлечь внимание не только местных властей, с которыми уже не раз связывались, но и высших уровней. В таких условиях работать просто невозможно. Пока власти не пойдут на диалог, пока мы не вернемся к работе по подписанному в декабре договору с городской администрацией, пока мы не увидим хоть какого-то прогресса в ремонте причалов, наши капитаны на рейсы не выйдут», - подчеркнула в беседе с корреспондентом ИА «Дейта» Инга Сазонкина.
|