FLB: В Приморье капитаны 8 судов компании, не желая подвергать опасности ни себя, ни своих пассажиров, уже готовы отказаться от выполнения своих обязанностей. Людей просто запирают на острове»
"В ходе подготовки саммита АТЭС жителей Приморского края с настойчивостью рекламных роликов, убеждали в том, что всё, что построено и сделано к форуму непременно повысит их качество жизни. И «продвижение» этой мысли было настолько убедительным, что и впрямь хотелось верить в лучшее. Однако вскоре выяснилось, что гости на саммит уже едут, а по некоторым направлениям подготовки ситуация, мягко говоря, аховая. Так получилось, например, с вводом эксплуатацию заявленных современных отелей – с ними краевые власти разбираются до сих пор. Но как выяснилось, это еще не все «подводные камни» прошедшего форума, ведь аналогичная ситуация сложилась и с перевозками жителей с островов на материк.
Теория удобства и комфорта
«Катамараны, построенные к саммиту АТЭС, будут возить жителей и гостей Приморья с комфортом» - оптимистично сообщала жителям и гостям Приморского края пресса в августе 2012 года. «Судна "Москва" и "Санкт-Петербург" будут использоваться для обслуживания гостей саммита АТЭС, после окончания мероприятий форума, скорее всего, катамараны будут работать на прибрежных пассажирских перевозках. По мнению руководства "Восточной верфи", наиболее вероятные маршруты - остров Русский, остров Попова, поселок Славянка, Большой Камень». К описанию столь приятной перспективы прилагались фотографии действительно чудесных катамаранов и сообщалось, что «в Приморье подобных судов еще не было: они комфортабельны (в салоне мягкие кресла, кондиционер, туалет и бар, на полу - ковролин). Кроме того, они экономичнее, чем та же "Комета" в 1,5 – 2 раза. Вместить катамараны могут около 230 пассажиров.
Спор хозяйствующих субъектов
Впрочем, вскоре презентация будущей «комфортабельности» приняла весьма скандальный поворот. За пару недель до АТЭС выяснилось, что презентации вошли в резонанс с реальностью. Оказалось, что накануне форума при использовании бюджетных денег «не сдан ни один из трех скоростных катамаранов, которые планировалось использовать для перевозки гостей (а потом и жителей края) из Владивостока на остров Русский и обратно». Стоимость каждого судна – 100 миллионов рублей бюджетных денег. Всего, выходит, 300 млн. рублей. Дело дошло до того, что 1 сентября 2012 года один из исполнителей заказа - ООО «Пасифико Марин» - направило открытое письмо президенту России Владимиру Путину, информируя главу государства о сложившейся ситуации. Как сообщало руководство фирмы «из-за конфликта между ООО «Пасифико Марин» и ОАО «Восточная верфь», практически готовое судно удерживается руководством ОАО «Восточная верфь» в цехе предприятия». Словом, спор хозяйствующих субъектов, причем, не за свой, а за бюджетный счет. А, жители Приморья, похоже, заявленными катамаранами воспользоваться так и не смогли.
Как подставляют капитанов
Видимо, поэтому на днях во Владивостоке разразился еще один громкий скандал. «Капитаны всех 8 судов «Мортранса», которые осуществляют морское сообщение между материковой и островными частями столицы Приморья, отказались от выполнения своих рабочих обязанностей», а потому «столица Приморья может остаться без морского пассажирского транспорта» - сообщает ИА «Дейта.Ru», репортеры которого детально разбиралось в этой, пока что тупиковой, ситуации.
Как пояснили ИА «Дейта» в «Мортрансе», причин возникшей ситуации несколько, но самая главная из них – «нечеловеческие условия работы», рассказывает заместитель генерального директора по безопасности Вячеслав Шейко.
- Сейчас мы работаем, по сути, с огромным количеством нарушений техники безопасности. Причал на Песчаном разваливается – там невозможно безопасно швартоваться, а пассажиры рискуют здоровьем каждый раз, когда только заходят на пирс. А на о. Рейнеке причал отремонтировали в прошлом году, и он теперь на 70 см выше прежнего уровня, что вообще недопустимо по всем нормативам швартовки. При этом мы ежемесячно платим за использование каждого пирса по 10 – 20 тысяч рублей. Как подчеркнул Вячеслав Шейко, высадку и посадку пассажиров на пирсе о. Рейнеке приходится проводить через второй этаж.
«Когда судно пришвартовывается к новому пирсу, его уровень оказывается практически на уровне шеи у людей, стоящих в выходе 1 этажа. Приходится ставить трап со второго этажа – но он встает под практически прямым углом, и вести посадку крайне опасно», - отметил капитан теплохода «Турист» Борис Донец.
«Не лучше дела обстоят и на материковой части Владивостока» – полагает агентство. И если раньше в распоряжении «Мортранса» было 8 пирсов на 36-ом причале, а перед саммитом их «переселили» на причал 30-ый. Однако сразу после форума, рассказывает Инга Сазонкина, суда «Мортранса» с этого причала вытеснили. Сейчас все суда пришвартовываются у трех причальных стенок, испытывая при этом огромные неудобства. Как отметил Вячеслав Шейко, данное место «вообще не может эксплуатироваться катерами и паромами по всем техническим данным». Суда фактически не могут «разойтись» в таком ограниченном пространстве, а «для комфортной эксплуатации 8 судов необходимо, как минимум, 5 пирсов» - убежден Вячеслав Шейко.
Подобная ситуация не устраивает не только капитанов, но и пассажиров. Все свои претензии они постоянно высказывают экипажам судов, которые, кстати, ежедневно рискуют своей карьерой. «Если при такой посадке или высадке пассажиров кто-то упадет или травмируется, то ответственность полностью ляжет на капитана, которому в удостоверении сделают пометку о, так сказать, профнепригодности, и больше управлять судном он никогда не сможет. Это ежедневный риск не только своей карьерой, но и жизнями людей», - подчеркнул один из старейших капитанов «Мортранса» Георгий Климов.
Кроме безопасности, пассажиров «Мортранса» волнует еще один вопрос, на который пока нет ответа ни у руководства компании, ни у властей. Как рассказала корреспонденту ИА «Дейта» генеральный директор компании, представители городской администрации прислали письмо с просьбой продлить работу по маршруту «Владивосток - п. Подножье» с 1 апреля (этот маршрут планировали закрыть как раз 1 апреля), так как дорога на острове, обещанная в конце прошлого года, так и не появилась. Паромы должны ходить, но по измененному расписанию - отменены 2 рейса на «Подножье». При этом, какие именно рейсы отменить, выбирали не пассажиры и жители о. Русский и даже не диспетчеры «Мортранса», а муниципальные власти. В итоге были сняты рейсы на 10:40 и 15:20. Теперь тем, кто пришел на вокзал прибрежных сообщений, например, в 14:30, приходится ждать паром до о. Русский почти 4 часа - до 18.00.
Ситуация осложняется еще и тем, что, по сути, к посёлку Подножье пока нет приемлемой автомобильной дороги, при этом, подчеркивает Инга Сазонкина, договор о предоставлении услуг морских пассажирских перевозок по этому маршруту уже истек, а дополнительное соглашение в мэрии так и не предоставили. По факту сейчас «Мортранс» работает за «свой счёт». «Никакого дополнительного соглашения у нас нет, нас просто попросили работать, а мы не можем оставить наших пассажиров без связи с материком и исправно выполняем рейсы на Подножье. Пока нам никто не заплатил за работу. Рейсы, которые убрали, люди сейчас очень просят вернуть – им крайне неудобно. Конечно, есть автобус, на котором они могли бы добраться до посёлка, но он ходит не по расписанию, и никто не знает, когда его ждать», - подчеркнула Инга Сазонкина.
Рейсы сократили и на о. Попова. «В начале мая мы узнали, что отменяют рейсы с низким пассажиропотоком, хотя с 1 мая открылась летняя навигация, и скоро на остров будут ездить буквально толпы туристов и отдыхающих. В понедельник, среду, пятницу и воскресенье остался один рейс – из Владивостока он уходит в 13:30, с о. Попова – в 15:30 и возвращается в город в 17:10. Как ездить людям на работу в эти дни – не ясно. А если нужно к врачу, или в госучреждения, или какая-то экстренная ситуация? Людей просто запирают на острове», – отметила генеральный директор компании. Жители острова уже написали коллективное письмо в компанию и городским властям.
Такая сложная, во всех отношениях, ситуация вынуждает работников «Мортранса» принимать самые жесткие меры. Пока власти не готовы вступать в диалог с компанией-перевозчиком, пассажиры ежедневно рискуют своим здоровьем и испытывают большие неудобства. Капитаны 8 судов компании, не желая подвергать опасности ни себя, ни своих пассажиров, уже готовы отказаться от выполнения своих обязанностей. «Мы хотим привлечь внимание не только местных властей, с которыми уже не раз связывались, но и высших уровней. В таких условиях работать просто невозможно. Пока власти не пойдут на диалог, пока мы не вернемся к работе по подписанному в декабре договору с городской администрацией, пока мы не увидим хоть какого-то прогресса в ремонте причалов, наши капитаны на рейсы не выйдут», - подчеркнула в беседе с корреспондентом ИА «Дейта» Инга Сазонкина."