“Следственный комитет начал доследственную проверку в отношении столичных коммерсантов, поставивших в 2009 году в МВД партию легковых бронированных машин. Автомобили оказались негодными для использования бойцами спецподразделений на Северном Кавказе. Ранее обвинения по этому делу были предъявлены бывшему начальнику Главного центра обеспечения ресурсами (ГЦОР) МВД полковнику Андрею Смолину, который курировал от силовиков выполнение контракта, - пишут 17 апреля «Известия».
Как сообщили источники в правоохранительных органах, проверка сейчас ведется в отношении гендиректора ООО «Опытно-конструкторское бюро «Техника» Владимира Жаркова и гендиректора ЗАО «Техника» Ирины Боровлевой. Следователи подозревают, что они могут быть причастны к совершению преступлений по ст. 159 УК «Мошенничество» и 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Общий ущерб по уголовному делу может составить более 10 млн рублей.
Интерес СКР связан со скандальным контрактом, заключенным еще в 2009 году, на поставку в МВД трех бронированных спецавтомобилей ARPAS, сделанных на базе Volkswagen Passat. Эти машины предполагалось использовать на Северном Кавказе бойцами спецподразделений. Согласно условиям заказа, претендент должен был указать в заявке все предполагаемые изменения в автомобилях и объяснить, как они могут повлиять на их технические характеристики. Единственным участником и победителем конкурса стала столичная компания «ОКБ «Техника».
Ее представители должны были представить МВД сертификаты соответствия на броневую защиту и одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Позже ОКБ пояснило, что не смогло получить часть документов из-за малой партии автомобилей и поручило по соглашению добыть ОТТС руководству ЗАО «Техника». Но эти документы представлены так и не были.
Кроме того, ОКБ, хотя и выполнило заказ для МВД, призналось, что допустило несколько промахов. Например, не установили требуемые боковые бронестекла. Но фирма предложила выплатить необходимые штрафные санкции.
Со стороны МВД контракт курировал тогдашний начальник ГЦОРа полковник Андрей Смолин. Поначалу прибывшие на Кавказ бронемашины представители МВД отказались принимать, поскольку в автомобилях не было стекол, а также были и другие недостатки. Позже технику все же поставили на баланс. По версии следствия, об этом кавказских коллег просил лично Смолин. После этого ОКБ получило 10 млн рублей, а затем выплатило штраф.
В феврале 2010 года в отношении Смолина была начата служебная проверка. По запросу Главного управления собственной безопасности МВД поставленные на Кавказ бронемашины отправили на экспертизу. Выводы последовали неутешительные — при отсутствии документации, некомплекте и других недочетах эти автомобили нельзя допускать к эксплуатации.
Смолин был уволен из МВД, и вскоре ему предъявили обвинение в мошенничестве. Теперь под подозрение попали и работавшие с ним бизнесмены.
В ОКБ «Техника» и ЗАО «Техника» от комментариев относительно злополучного контракта 2009 года отказались.
Надо отметить, что это уже далеко не первый скандал, связанный с поставкой в МВД негодного или ненужного оборудования. Проверки идут по закупке техники для информатизации МВД, на которую в 2011 году были выделены около 3 млрд рублей. Кроме того, недавно удалось вовремя выявить и предотвратить поставку опять же для нужд подразделений бронежилетов, защитных шлемов и бронещитов. Как оказалось, они были изготовлены в обход требований заказа из китайских комплектующих. Бронежилеты во время испытаний «прошивались» пулями, а каски раскалывались от ударов. Позже оказалось, что шлемы вообще числились не военной продукцией, а были сделаны для работы на промышленном производстве».
22 марта 2012 года в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Кавказ не «заценил» Volkswagen» сообщалось: «Следственный комитет России завершил расследование дела против экс-начальника Главного центра обеспечения ресурсами (ГЦОР) МВД РФ, полковника Андрея Смолина. Его обвиняют в афере с поставкой на Северный Кавказ трех бронированных автомобилей Volkswagen-Passat общей стоимостью более чем 10 млн рублей. По версии следствия, закупленные по госзаказу машины оказались непригодны для использования.
Уголовное дело о мошенничестве при закупке бронированных Volkswagen было возбуждено в Москве в 2010 году по материалам проверки Главного управления собственной безопасности (ГУ СБ) МВД.
По версии следствия, летом 2009 года в МВД поступило две заявки на покупку трех легковых бронированных машин ARPAS на шасси Passat. Две из них предназначались для временной оперативной группировки МВД России на Северном Кавказе, еще одна — для нужд спецназа МВД Ингушетии.
Закупкой занимался ГЦОР МВД. Согласно условиям заказа, претендент должен был указать в заявке все предполагаемые изменения в автомобилях и объяснить, как они могут повлиять на их технические характеристики. Единственным участником и победителем конкурса стала компания «Опытно-конструкторское бюро «Техника».
Бизнесмены пообещали предоставить необходимые технические документы по проекту бронирования Passat позже. При этом руководство компании направило письмо начальнику ГЦОР Андрею Смолину, в котором призналось, что подобными проектами еще не занималось.
Как следует из материалов дела, Смолин не стал уведомлять конкурсную комиссию об этом нюансе и подписал с «Техникой» госконтракт. Согласно документу, исполнитель обязался поставить три бронированные машины до 15 декабря 2009 года, а заказчик — оплатить работу.
Бронированные VW пришли на Северный Кавказ с опозданием в 10 дней. Когда милиционеры сняли с машин чехлы, они поняли, что пользоваться ими нельзя. Автомобили были без дверей, с коррозией на бронелистах, краска на кузове была ободрана, подвеска и рулевое управление не были усилены. Кроме того, в основании кузова обнаружились перекосы, а на двух машинах не было лобовых стекол. В документах отсутствовали техпаспорта и одобрения типа транспортного средства. Такие машины не могли спасти людей от пуль и взрывов.
Представители МВД сначала отказались принимать разукомплектованные машины, но позже технику все же поставили на баланс. По версии следствия, об этом их просил лично Смолин. После этого «Техника» получила 10 млн рублей.
Как только в феврале 2010 года против Смолина началась служебная проверка, он потребовал от руководства «Техники» выплатить МВД штраф за поставку некачественного товара и нарушение сроков поставки.
В апреле 2010 года по запросу ГУ СБ МВД были проведены экспертизы бронетехники, которая подтвердила, что при таком некомплекте и недочетах машины нельзя допускать к эксплуатации.
Полковнику Смолину было предъявлено обвинение в мошенничестве.
— Своими действиями обвиняемый сорвал работу подразделений МВД на Северном Кавказе и МВД Ингушетии, чем поставил под угрозу жизни своих коллег, — заявил «Известиям» источник в СКР.
Получить комментарий Андрея Смолина «Известиям» не удалось. Сам полковник, по данным следствия, отрицает свою вину. Смолин был уволен из МВД, попытался оспорить это решение в суде, но Замоскворецкий райсуд Москвы ему в этом отказал. Полковник не отчаялся и недавно подал жалобу в Мосгорсуд», - писала Екатерина Карачева в газете «Известия».
Также о скандалах, связанных со спецавтопарком МВД, на FLB: «Под конвоем со «всеми удобствами», «Колокольцев не заплатит за «наследство» Нургалиева», «Защита с китайским клеймом», «Кого укроет «люкс»-броня?», «Спальные» КамАЗы МВД».
|