Украсть у сироты
В Прохоровском районе сразу несколько сирот лишились жилья, предоставленного им государством
Ограбить старика или ребёнка - это, я считаю, преступления особого рода. Циничные. Мерзкие. И абсолютно аморальные по своей сути. Даже не знаю, кем надо быть, чтобы совершить подобное. И кем надо быть, чтобы отнять последнее у сироты, - тоже не представляю. Но сильно сомневаюсь, что можно совершать подобные преступления, оставаясь человеком. Когда я в первый раз услышал, что в Прохоровском районе у сирот мошенническим путём отобрали квартиры, которые они получили от государства, вначале даже не поверил. Однако вскоре убедился, что всё это страшная и жестокая правда, - пишет Владимир Абросимов в газете «Белгородские известия».
В Прохоровском районе, куда я приехал для журналистского расследования, я пообщался и с главой администрации Сергеем Канищевым, и с прокурором района Николаем Коротких. Встретился с начальником отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района Натальей Бороздняк, начальником отдела опеки и попечительства управления социальной защиты населения Светланой Тяжловой. Был в суде. Выслушал некоторых сирот. И постепенно из различных фактов сложилась безрадостная картина подлого плана по отъёму имущества у сирот.
«Мавроди» белгородского разлива
В этом году двое сирот из Прохоровского района написали заявления о том, что их жильём завладели мошенническим путём. В ходе первоначальной проверки, которую стали проводить сотрудники полиции, и всплыло имя белгородца Александра Иванисова. Гражданина довольно примечательного во всех отношениях. Во-первых, по словам всех, кто его знает, тридцатиоднолетний Александр обаятелен и галантен. Всегда одет «с иголочки». Поддержит любой разговор. Всегда готов оказать любые услуги. Короче, чуть ли не пример идеального члена общества.
Однако, несмотря на радужный «фасад», реальные дела Александра Евгеньевича уже неоднократно становились делами уголовными. Потому за сомнительные сделки с недвижимостью Иванисов уже имел за плечами две судимости в 2008 и 2009 годах по статье 159 УК РФ «Мошенничество», за что и был приговорён к лишению свободы. Наказание мошенник отбывал в ИК № 6 города Валуйки. А на зоне от своих «коллег» по несчастью получил кличку «Мавроди». В июле 2011 года Иванисов освободился, но урока, видимо, не извлёк. В скором времени его заметили в Прохоровке.
Долги сиротские
На сегодня только мне доподлинно известно о четверых сиротах в Прохоровке, которые лишились своего жилья. Это Сергей Тюрин, Оксана Бородина, Марина Новицкая и Виталий Шестаков. Схема была примерно одна и та же. Иванисов помогал сиротам материально, да ещё и оплачивал коммунальные расходы. Однако делал это не безвозмездно. Все расходы Александр тщательно записывал, и долги сирот перед бывшим заключённым быстро росли.
В итоге он уговорил сирот продать жильё. При этом смог убедить всех в том, что денег, полученных от продажи, хватит не только на погашение долгов, но и на приобретение жилья в Белгороде. Тюрин, Бородина, Шестаков и Новицкая согласились, и Иванисов занялся оформлением нужных документов.
Третьи лица
После оформления права собственности на недвижимость жильё Тюрина и Бородиной тут же было «продано» некоему Дмитрию Костину, 1988 года рождения, жителю посёлка Разумное. Тоже, кстати, дважды судимому. Правда, по статьям 158 УК РФ «Кража». И уже Костин, как новый «хозяин», в свою очередь, в кратчайшие сроки перепродал это жильё третьим лицам. А жильё Шестакова Костин якобы купил у Иванисова себе за девятьсот тысяч рублей. И всё бы ничего, но сироты в один голос утверждают, что от продажи своего жилья не получили ни копейки!
Сам Костин говорит, что ни о каких махинациях с недвижимостью не знал и от каждой сделки получал по тридцать тысяч рублей. Так это или Дмитрий лукавит - предстоит выяснить следствию. Лично у меня доверия эти заявления не вызывают. Мне кажется, нужно быть умственно ограниченным, чтобы не понять, что несколько сделок с недвижимостью, когда квартиры и дома тасуются, как карты в колоде, просто не могут быть законными. Тем более, как можно, покупая жильё у одного человека, деньги отдавать совершенно другому?
Неожиданный поворот
А в деле с покупкой квартиры Марины Новицкой появился ещё один неожиданный поворот - покупателем жилья выступил… уже обманутый Иванисовым Тюрин. Правда, был он всё при том же Иванисове. Мало того, сейчас Тюрин утверждает, что «был как будто зомбирован и не осознавал», что делает.
Оказывается, кроме продажи собственного жилья Тюрин в нескольких банках под руководством Иванисова набрал кучу кредитов. Львиную долю полученных денег Иванисов, по утверждению Тюрина, забрал себе. При этом уверил сироту в том, что возвращать деньги банкам будет не нужно. Тот верил, так как в банках подходил к конкретным людям, которых ему называл Иванисов, и документы на кредит оформлял в рекордно короткие сроки.
Объявлен в розыск
Когда Тюрин и Бородина поняли, что ни жилья, ни денег они не увидят, то обратились в полицию. В ОМВД России по Прохоровскому району после проверки были возбуждены два уголовных дела, вскоре объединённых в одно.
Однако Иванисов, как только почувствовал, что полиция взялась за него серьёзно, будто сквозь землю провалился. Он тут же был выставлен в оперативный розыск, неоднократно проверялся по адресам возможного пребывания. Сотрудники уголовного розыска даже круглосуточные дежурства организовывали, чтобы его задержать, однако их усилия не увенчались успехом. И тогда девятого ноября Иванисов был объявлен в федеральный розыск.
Пока Иванисов не пойман, трудно представить размах его деятельности. Действовал ли он исключительно в Прохоровском районе или же по всей области? Сколько всего пострадавших от его «деятельности»? Пока у нас имеются только вопросы.
Второй фигурант
Когда я начал журналистское расследование аферы с жильём сирот, моё внимание привлёк некто Александр Волошенко - индивидуальный предприниматель. Оказывается, он выступал посредником при продаже дома сирот братьев Суворовых. Оформил все документы на их дом, даже взял деньги у будущего покупателя, однако братья в последний момент продавать дом отказались. Разгневанный покупатель написал заявление в полицию, и там Волошенко объяснил, что является доверенным лицом братьев при продаже дома, и погасил за них всю задолженность по коммунальным услугам, долги гражданам и оформил приватизацию. А на протяжении всего года давал сиротам различные суммы денег.
Ничего не напоминает? И мне напомнило. Стал я выяснять, кому же ещё гражданин Волошенко «помогает». Оказалось - ещё двум сиротам - Иевлеву и Бобову. И эти парни (какое совпадение!) в срочном порядке тоже оформляют право собственности. Мало того, Иевлев уже и вещи из дома вывез.
Больная бабушка
С Иевлевым довелось познакомиться. Представители районной администрации и социальной защиты пытались выяснить у него, зачем он приватизирует дом, да ещё в такой спешке.
- У меня бабушка больная, - ответил Игорь. - Буду за ней ухаживать.
- А без права собственности на предоставленный тебе дом ты ухаживать за ней не сможешь?
- Это моё право - приватизировать! - упрямо твердил Иевлев.
Кстати, в свои двадцать пять лет он уже успел пять лет провести в местах не столь отдалённых. Обзавёлся дочкой, с женой в разводе.
- Но ты просто скажи о своих дальнейших действиях после получения права собственности, - пытается достучаться до Игоря первый заместитель главы администрации - руководитель аппарата Ирина Погорелова. - Собираешься ли прописать к себе дочку?
- Никаких планов нет, - угрюмо отвечал Иевлев. - А дочку прописывать не собираюсь…
- Так зачем приватизировать именно сейчас? - спрашивают социальные работники.
- Не ваше дело, - отвечает, глядя в пол.
Он так и не посмотрел никому в глаза. Так и не ответил ни на один вопрос по существу. С виду - нормальный, здоровый мужчина. Может, кто-то скажет: да что за него бороться? Ну раз сам хочет, то пусть продаёт. Ему же хуже. Но дело в том, что хуже будет не столько ему самому, сколько его маленькой дочке, которую он оставит без жилья. Хуже будет обществу. Ведь государство эти социальные гарантии не для того вводило, чтобы какие-то ухари государственные квартиры перепродавали, наживаясь на чужом горе или юридической неграмотности и незащищённости.
Законодательство
- Всё это происходит в том числе и из-за несовершенства федерального законодательства, - уверена начальник отдела опеки и попечительства управления социальной защиты населения района Светлана Тяжлова.
- А что бы вы предложили? - интересуюсь у неё.
- Ну во-первых, чтобы сирота как минимум в течение пяти лет не имел права приватизировать жильё, выданное ему государством. А во-вторых, чтобы решение о продаже недвижимости он согласовывал с уполномоченным на то государством органом. Как это сейчас происходит с несовершеннолетними. Мы смотрим, разрешить либо нет продажу собственности несовершеннолетнего. И разрешаем только тогда, когда убеждены, что ребёнок действительно будет жить в лучших, а не в худших условиях.
Подобное предложение не кажется безосновательным. Тем более что оно могло бы коснуться и ветеранов, обездоленных стариков, к которым ловкачи разных мастей также подбирают «ключики».
Предприниматель
Фигура Волошенко не менее, а может, даже и более колоритна, чем фигура Иванисова. Во-первых, тридцативосьмилетний предприниматель был судим аж шесть (!) раз. Три раза по статье 158 УК РФ «Кража». Один раз по статье 161 УК РФ «Грабёж». Один раз по статье 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы». И ещё за дачу взятки сотруднику полиции. При этом, имея достаточно серьёзные статьи, Волошенко отсидел всего год, так как практически все сроки (и даже за грабёж!) он получал условные.
Кроме того, Александра Волошенко задерживали по подозрению в убийстве водителя-дальнобойщика на территории Пристеньского района Курской области. Он проходил подозреваемым по уголовному делу о серии краж автомобилей КамАЗ в Белгороде. Подозревался в краже скутера и поджогах. Однако правоохранительным органам доказать его причастность к преступлениям не удалось.
Кроме криминального прошлого у Волошенко имеется и респектабельное настоящее - он, повторимся, индивидуальный предприниматель. Имеет своё агентство по оказанию ритуальных услуг «Скорбь». В связи с этим не могу не упомянуть о таких фактах. До недавнего времени Александр Волошенко в своём районе на похоронном рынке был монополистом. Однако полтора года назад здесь было открыто ещё одно ритуальное агентство - «Память». Вскоре после открытия офисное здание конкурента «Скорби» сгорело дотла. А ещё через неделю сгорел автомобиль «Соболь», также принадлежащий конкурентам Волошенко. Невольно возникает подозрение: а не причастен ли к этим событиям небезызвестный нам предприниматель? Однако доказать его причастность, по-видимому, опять не удалось…
Кроме того, Александр Волошенко построил здание в неположенном месте. По решению суда это здание демонтировали. И Александр Александрович трижды обращается в интернет-приёмную Президента РФ с жалобой… на главу района!
Угрожают за принципы
Чем закончатся возбуждённые уголовные дела и будут ли они возбуждаться ещё - покажет время. Пока вопросов гораздо больше, чем ответов. На данный момент доподлинно известно только одно - несколько сирот уже лишилось своего жилья, выданного им государством. И в этих домах и квартирах сейчас живут добросовестные покупатели. Те самые третьи лица, которые честно отдали свои кровно заработанные, не подозревая ни о каком подвохе.
Кстати, хочется поблагодарить руководство района и работников социальной защиты. Как только они узнали о творящемся в Прохоровке безобразии - все силы кинули на то, чтобы убедить сирот не продавать недвижимость. За что уже неоднократно получали угрозы от неизвестных лиц.
Рейдерство на физическом уровне
Сейчас происходящее в Прохоровке напоминает классический вариант рейдерского захвата. Многие думают, что эти захваты остались где-то там - в девяностых. Как видно, ошибаются.
И если раньше рейдерским захватам подвергались юридические лица, то сейчас мошенники добрались, как мы убедились, и до простых граждан. Причём до самых незащищённых. С детства лишённых материнской теплоты и ласки, но самое главное - родственной поддержки и дружеского совета…
Внимание - розыск!
ОМВД России по Прохоровскому району Белгородской области за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ, разыскивается гражданин РФ Иванисов Александр Евгеньевич, 20.07.1981 г. р., житель пос. Прохоровка, ул. Советская, дом 166.
Приметы Иванисова А.Е.: на вид 30-35 лет, рост 180-185 см, плотного телосложения, глаза серые, губы тонкие, волосы короткие тёмные, имеется лобное и теменное облысение.
Легко входит в доверие, лжив, общается с лицами, ведущими аморальный образ жизни.
Мера пресечения - подписка о невыезде.
Может находиться: РФ, Белгородская область.
Факс - телефон: 8-47-242-2-13-94 или 02. Владимир Абросимов, «Белгородские известия»
|