«МВД объявило тендер на поставку более 250 специальных автомобилей для перевозки задержанных и арестованных, которые стали широко известны после последних оппозиционных митингов в Москве. Свыше трети машин будут более комфортными, чем прежде. В частности, в них предусмотрено наличие биотуалетов, - пишут 27 марта «Известия».
Общая сумма, которую готово сразу потратить МВД на обновление своего парка автозаков, — почти 520 млн рублей. Как следует из технической документации к тендеру, планируется закупить три вида «транспортных средств для перевозки лиц, заключенных под стражу, находящихся под стражей, задержанных (осужденных, обвиняемых в совершении преступлений)». Больше всего МВД заинтересовано в «воронках» на шасси «автобусов особо малого класса и малотоннажных фургонов». Судя по всему, речь идет о фургонах типа «Газель» или их аналогах, которых закупят сразу 153 штуки. Вместимость такого автомобиля должна составлять не менее 12 человек: четыре заключенных в общей камере, трое — в одиночных, а также до пяти человек конвоя.
Второй вариант автозака (73 штуки) будет уже на основе небольшого грузовика грузоподъемностью до 4 т. В нем имеется только одна одиночная камера. В общих камерах могут поместиться до 18 человек. Конвой состоит из четырех человек: водителя в кабине и трех охранников непосредственно в конвойном помещении внутри салона. Отдельно в комплектации прописано наличие биотуалета. Такая же новинка предусмотрена и в самом большом автозаке. Количество задержанных в таких машинах увеличивается до 27 человек. Именно эти автозаки использовались для перевозки задержанных активистов во время прошлогодних и недавних оппозиционных митингов в Москве.
Для конвоя предусмотрены полумягкие сидения, в то время как для спецконтингента — «жесткие сидения со спинками». О кондиционерах речи даже не идет, но в помещениях конвоя должны иметься жидкостные или дизельные отопители. Система вентиляции также довольно простая — «осуществляется через окно входной двери, аварийно-вентиляционный люк и — принудительная — через приточно-вытяжной вентилятор».
Все автомобили должны быть поставлены в МВД до октября этого года.
Известный правозащитник, глава столичной ОНК Валерий Борщев заявил «Известиям», что в параметрах автозаков представители МВД не указали один весьма важный аспект — размеры камер.
— По международным стандартам, которых мы должны придерживаться, на одного человека должно приходится около 1,5 кв. м, а у нас не доходит и до 0,5 кв. м, — говорит правозащитник.
Он особо отметил, что заключенные не один раз жаловались в ЕСПЧ на невыносимые условия перевозок в автозаке, которые сродни пыткам, и выигрывали.
— Были решения ЕСПЧ как по России, так и по Украине и Латвии, но пока ничего не поменялось, — поясняет Валерий Борщев. — У ФСИН мы находим понимание необходимости изменений, но с МВД диалог именно по этому вопросу пока не получается.
Любопытно, что контракт на покупку автозаков явно был подготовлен достаточно давно. На аукционных документах еще стоит фамилия замначальника управления организации материально-технического обеспечения департамента тыла МВД Сергея Горелика. Между тем, как сообщали «Известия», некоторое время назад он был освобожден от должности после скандала с закупкой программного обеспечения для информатизации МВД по завышенным ценам. Многие контракты, подготовленные еще при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, заключены так и не были, а другие подверглись серьезной ревизии.
В МВД «Известиям» пояснили, что заказ на автозаки — плановый.
— Закупка специальных автомобилей производится в целях модернизации и замены автопарка, в связи со списанием старых машин, — заявили «Известиям» в пресс-центре МВД.
Закупка автозаков стояла особняком среди остальных тендеров. Дело в том, что в ходе реформы МВД планировало избавиться от ряда «несвойственных функций». В их числе назывались медвытрезвители, техосмотр автомобилей и конвоирование арестантов и подследственных.
Предполагалось, что возить в СИЗО, суд, на допросы и следственные действия задержанных будут охранники из Федеральной службы исполнения наказаний. За МВД должны были остаться только изоляторы временного содержания (ИВС).
Соответствующая норма закона вступала в силу с 1 января этого года. Но за день до этого президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, отменяющий передачу функций конвоирования из МВД во ФСИН. 15 марта депутаты единогласно одобрили президентские поправки. Сам проект в Госдму представлял зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн. По его словам, поправка была весьма своевременной и позволила сэкономить для бюджета около 110 млрд рублей.
Это мнение разделяет и создатель правозащитного портала Gulagu.net Владимир Осечкин.
— Очень рад, что передача конвоирования не состоялась! — заявил он «Известиям». —
Одним из самих главных плюсов правозащитник считает разделение по охране арестантов во время пребывания в СИЗО и их перевозке. По его мнению, в этом заключается защита от произвола и возможного насилия. С одной стороны, конвой не может сдать избитого заключенного в изолятор — коллеги из тюремного ведомства возмутятся и немедленно проведут медицинское освидетельствование, так как не захотят брать на себя ответственность за его состояние. Точно так же поступают и конвойные, получая арестанта от коллег.
Адвокат Евгений Черноусов, в прошлом полковник МВД, также согласен с мнением, что в момент реформы ФСИН добавлять ей функции конвоя было ошибочным решением.
— С этим поспешили. Конвойные службы МВД отрабатывали свои схемы десятилетиями, и нет смысла их менять, — считает юрист. — Нарушений в их работе немного, а вот передача этой деятельности в тюремное ведомство, где идет сокращение личного состава, могла привести к сбою важной государственной функции.
Он также отметил, что вслед за внесением поправок в закон «О полиции», связанных с функцией конвоирования, необходим еще ряд нововведений. Так, по его словам, полицейских надо обязать фиксировать любые следственные действия на видео. Сейчас такая возможность прописана в законе, но не конкретизируются, когда она должна использоваться. Между тем, уверен адвокат, наличие видео в конфликтных ситуациях станет неоспоримым аргументом применения силы, добывания доказательств и т.д.»
22 марта в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Колокольцев не заплатит за «наследство» Нургалиева» говорилось: «в МВД проводится масштабная зачистка всех сомнительных госзакупок, запланированных и одобренных еще при прежнем министре внутренних дел Рашиде Нургалиеве. Ведомство отказывается от нецелесообразных контрактов и корректирует те, которые действительно необходимы. По данным источников, масштабная работа над ревизией доставшихся по наследству контрактов и тендеров ведется уже несколько месяцев.
Недавно МВД отказалось оплачивать крупнейший за последнее время контракт на поставку 14 бронированных легковых автомобилей Toyota Camry и 15 джипов Toyota Land Cruiser 200 для нужд Центрального аппарата и перевозок в рамках программы защиты свидетелей. Общая стоимость заказа более 150 млн рублей. Формальным поводом для отказа стало отсутствие в ведомстве регламента на обслуживание автомобилей подобного типа.
Как рассказали «Известиям» источники в МВД, оба тендера на поставку бронированных авто были объявлены в 2012 году, а документация готовилась еще при экс-министре МВД Рашиде Нургалиеве. Контракты с производителями были заключены в августе и сентябре прошлого года.
Согласно закупочной документации, на машине должны были быть установлены пулестойкие стекла с внутренним противоосколочным покрытием, а также броневая защита 5-го класса по всему периметру салона, на полу и на крыше. Согласно ГОСТу, этот класс защиты выдерживает выстрел из мощной винтовки СВД и автомата АКМ с расстояния 5 м, а также разрыв ручных гранат РГД-5, Ф-1, РГ-42.
Также автомобили должны были быть снабжены бронезащитой АКБ, системой пожаротушения моторного отсека, усиленными амортизаторами и подвеской. При этом внешне машина не должна была отличаться от обычной.
Что касается комфорта и безопасности, то иномарки должны были иметь аудиосистемы из 14 динамиков, десять подушек безопасности, системы доступа в автомобиль и запуск двигателя Smart Entry & Push Start, датчики дождя и света, мультифункциональный руль с кожаными вставками под дерево, четырехзонный климат-контроль, четыре видеокамеры по периметру и даже мини-холодильник в подлокотнике. И хотя изначально в закупочной документации марка машин не называлась — они значились как «бронированные автомобили на шасси легкового автомобиля», — но характеристики полностью повторяли данные Toyota Camry и Toyota Land Cruiser 200.
Официальные представители МВД об этом заказе говорили, что ездить на дорогих японских «броневиках» будут не генералы, а простые оперативники и люди, которые находятся под госзащитой.
Контракт на бронировку и поставку машин выиграла нижегородская фирма «Армор Групп». Однако МВД отказалось его оплачивать.
— Выяснилось, что в ведомстве не разработан норматив на снабжение и обслуживание автомобилей такого класса и типа, поэтому их закупка и использование были бы незаконными, — сообщили «Известиям» в МВД.
Гендиректор компании «Армор Групп» Олег Гусаровский подтвердил, что контракт остался неоплаченным.
— Автомобили были уже готовы, но МВД отказалось их принимать, — заявил «Известиям» Гусаровский. — Мы уже подали иски в Арбитражный суд, в которых попросили обязать министерство осуществить приемку автомобилей.
По его мнению, поставка сорвалась из-за некомпетентности чиновников, готовивших закупку.
— Вначале они должны были выяснить, имеют ли право закупать такую технику, а уже потом выставлять заказ на аукцион, — поясняет Гусаровский.
Он также сообщил, что сейчас в МВД только еще разрабатывается процедура постановки на снабжение бронированных иномарок. К разработке внутреннего нормативного документа привлечены также сотрудники четырех компаний, которые занимаются бронированием автомобилей. По его словам, в этом документе прописаны правила испытаний машин и дальнейшего обслуживания.
Источники «Известий» в МВД утверждают, что причины отказа могут быть иными.
— На самом деле в МВД идет масштабная ревизия всех контрактов и закупок, которые готовились при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, на их целесообразность, — рассказывает собеседник. — Уже аннулированы десятки контрактов на поставку различного оборудования, поскольку их закупка была бы пустой тратой бюджетных средств.
Более того, по словам собеседника, в некоторых контрактах при проверке были выявлены так называемые закладки под определенные фирмы-поставщики, что могло говорить о коррупционной составляющей при подготовке тендеров.
В качестве примера полицейский приводит девять контрактов на закупку 41 бронемашины, 20 тыс. шлемов, 28 тыс. бронежилетов и 3,5 тыс. бронещитов, которые должна была выполнить в прошлом году корпорация «Защита». В ходе проверки выяснилось, что техника и оборудование, поставляемые этой фирмой, не соответствуют заявленным параметрам, а сам аукцион был проведен c нарушениями. Сейчас материалы в отношении должностных лиц МВД, готовивших закупку, переданы в СКР.
Стоить отметить, что в последнее время многие госзакупки МВД, совершенные еще при Рашиде Нургалиеве, становились поводом для проверок и возбуждения уголовных дел следователями СКР. Одним из самых громких скандалов стало разбирательство с закупками департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД (ДИТСиЗИ) и одного из основных научных подразделений ведомства — НПО «Специальная техника и связь» (СТиС). Как выяснилось, эти подразделения потратили около 3 млрд рублей на информатизацию МВД, но позже оказалось, что закупленное оборудование не имеет необходимого программного обеспечения, а к базам, рассчитанным на одновременное пользование полумиллионом сотрудников, в реальности подключены только четыре сотни человек», - пиcали “Известия”.
Также на эту тему: «Кого укроет «люкс»-броня?», «Защита с китайским клеймом», «Спальные» КамАЗы МВД».
|