«На сегодняшнем судебном заседании казахстанский пограничник Владислав Челах, подозреваемый в убийстве 15 человек на посту «Арканкерген», заявил, что он непричастен к произошедшему, рассказал, что помимо тел его сослуживцев, которые он увидел на посту «Арканкерген», им были обнаружены и другие тела, которые он сжег. Также бывший пограничник признался, что явку с повинной он написал под диктовку, - пишут 5 декабря «Новые известия».
«Хочу сразу заявить, что убийства на «Арканкерген» я не совершал», — сказал Челах в среду в ходе допроса на судебном процессе в Талдыкоргане. Подозреваемый подчеркнул, что со всеми пограничниками, несшими службу на посту «Арканкерген», у него были нормальные отношения – «никаких разногласий не было».
По его словам, явку с повинной ему пришлось написать под давлением со стороны замначальника алакольского РОВД. «Он же мне сказал, чтобы я написал, что я был дежурным, а не постовым. Он мне говорил, как и что писать, как и в кого я якобы стрелял», — говорил Челах. Что касается зафиксированного на видео разговора с сокамерником, на котором он признается в совершении убийств, то это он фантазировал.
Подсудимый добавил, что в его втором допросе участвовал некий подполковник КНБ, который сказал Челаху, как себя вести, т.к. он якобы знал о его непричастности, но добавил, что «надо сказать, что это сделал я, чтобы не спугнуть этих серьезных людей».
«Обвинения в дезертирстве я не признаю, я ведь спасал свою жизнь, также я не признаю обвинения в краже чужого имущества. Пистолет Кереева я не похищал, карту также не похищал», рассказал в суде Челах. Экс-пограничник отверг обвинение в краже секретных документов. Он признал, что взял карту местности, но не знал, что она была секретной.
Также Челах рассказал, что помимо трупов сослуживцев он обнаружил тела неких азиатов. «Это были трупы азиатской национальности, я облил их бензином и поджег», - пояснил он.
Челах отказался отвечать на вопросы судьи и потерпевших, которые находились в зале суда. После зачитывания показаний подсудимый был выведен из зала. «Полгода длилось следствие, и вы сделали все, чтобы меня посадить, а истину так и не искали», - сказал он.
Отметим, что заседание началось во вторник без адвоката Челаха, и после двухчасового перерыва судья Ербол Ахметжанов сообщил о том, что далее интересы подсудимого будет защищать другой адвокат. Ранее два защитника подсудимого не явились в суд по состоянию здоровья, поэтому слушания были отложены.
По информации пресс-службы Верховного суда, правозащитник Жумагайша Саржанова ознакомилась с материалами дела, у нее также имеется доступ к секретным материалам, расследуемым в рамках данного дела. Из 56 томов уголовного дела три содержат материалы, носящие секретный характер.
Напомним, что на заседании, состоявшемся 21 ноября, Челах попытался порезать вены куском стула во время судебного заседания. Тогда же молодой человек заявил, что отказывается участвовать в суде. В тот день требование адвоката о признании незаконным прослушивание телефонных разговоров матери подсудимого было отклонено».
3 декабря в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Атаковавшие Арканкерген понесли потери” сообщалось: «Life news публикует выдержки из уголовного дела о загадочном происшествии на заставе Анкаркерген, в разгроме которой подозревают "русского солдата".
В громком деле "русского солдата" Влада Челаха, обвиняемого в убийстве 14 сослуживцев и егеря на границе между Казахстаном и Китаем, появился новый поворот. По результатам первоначального осмотра поста, следствием были найдены 18 трупов, а не 15, как заявлялось ранее.
Первая неучтенная группа останков появилась в материалах в ходе осмотра места убийства 31 мая. В доме офицерского состава под двумя койками были найдены еще две группы останков, которые следователи без какой-либо экспертизы объединили в одну под № 13.
По словам адвоката Челаха, впоследствии их отправили на экспертизу, но исследования так и не были проведены. Останки были заочно приписаны рядовому Акылбаеву несмотря на то, что, согласно схеме, они были найдены под отдельными кроватями, расстояние между которыми составляет около метра.
В дополнительном акте осмотра сгоревшего офицерского дома 1 июля следователь описывает другой набор костей. Его нашли в 2,5 метрах от линии окопа.
Третья группа неучтенных в списках погибших останков была обнаружена с южной стороны фундамента около металлической вышки и обозначена в протоколе под № 14. Этот труп также загадочным образом пропадает из финальной схемы.
По мнению адвоката Влада Челаха, обвиняемого в бойне на заставе, эти останки принадлежали людям, организовавшим нападение на Анкаркерген.
- Это могут быть только останки напавших на заставу либо каким-то другим образом причастных к этому происшествию, - пояснил Life news адвокат Влада Челаха Серек Сарсенов. - Тот факт, что тел больше, автоматически ставит под сомнение видео следственного эксперимента, подтверждая, что Влад давал эти показания под давлением.
14 пограничников и егерь пропали весной 2012 года в районе пограничного поста в Казахстане. Тела всех военнослужащих были найдены в течение суток на пепелище передвижного поста.
Через несколько дней правоохранительные органы задержали 19-летнего военнослужащего Влада Челаха. После нескольких допросов власти заявили, что убийство 15 человек - дело рук задержанного. Позже Влад Челах признался в убийстве, однако затем от своих показаний отказался», - сообщалоLife news.
21 ноября в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Лишние улики “Арканкергена” говорилось: «в казахстанском городе Талды-Курган продолжается процесс по самому громкому уголовному делу в республике за 2012 год — делу пограничника Челаха. Виновен или не виновен — споры в местной прессе и в зале суда продолжаются. А показания свидетелей лишь добавляют вопросов. Перед вторничным заседанием адвокат Владислава Челаха Серик Сарсенов огорошил журналистов заявлением. По его словам, он обнаружил в материалах дела сведения о 18 трупах, обнаруженных на сгоревшей заставе. В погранотряде, напомним, служили 15 человек. Если исключить самого Челаха и добавить труп убитого егеря, то тел должно было быть именно 15. Останки каких трех человек там появились? «Я подтверждаю официально, что на месте происшествия были обнаружены 18 трупов, а не 15. Чьи это трупы — еще трех человек, — не установили и скрывают. Эти факты не отражены ни в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, ни в обвинительном заключении. Как они будут рассматривать? Я не знаю. Почему 18 трупов, а они предъявляют обвинения только по 15?» — загадал загадку репортерам адвокат.
Через некоторое время масла в огонь добавил один из свидетелей. Военнослужащий Ушаральского погранотряда Ержан Молдагалиев, который обнаружил Челаха в чабанской зимовке через несколько дней после трагедии, сообщил, что пограничник первым делом рассказал ему о нападении на погранотряд. «Он сказал, что на нас напали китайцы. Я спросил: «Почему ты так считаешь?» — «Я так думаю», — пересказал свидетель беседу. Затем Челах рассказал ему, что вернулся на погранпост через некоторое время после нападения и, обнаружив сослуживцев мертвыми, облил помещение бензином и сжег. «Он сказал, что боялся, что на него подумают», — пояснил свидетель.
Напомним, что накануне добавил сомнений к официальной версии о Челахе-Рэмбо и другой пограничник — Самат Аханов. Он был контрактником и… подменял капитана Кереева на «Арканкергене», когда последний ушел с группой в разведывательную вылазку. О Челахе Аханов отзывался не очень лестно. Мол, не любил он хозяйственную работу и все пытался отлынивать, ссылаясь на недавно перенесенную операцию по поводу аппендицита. Вспомнил сменщик и некий эпизод, когда Челах и солдат Максотов начали во время работы «махаться лопатами». Впрочем, не всерьез — «как ребенки». А дальше Аханов сообщил, что Кереев, уходя, строго-настрого велел ему патроны солдатам и часовым не выдавать: якобы что-то может случиться… При этом ключи от комнаты с оружием хранились у солдата-дежурного. Казалось бы, вот она, подсказка для обвинения: капитан Кереев знал о нездоровой атмосфере в отряде и боялся, что что-то произойдет.
Но при таком раскладе версия обвинения о том, что дежурный Челах взял оружие и расстрелял всю заставу, не клеится. Будучи дежурным, он мог, конечно, достать автоматы. Но патронов у него не было: они хранились в сейфе у начальника поста — капитана Кереева.
В общем, процесс, который, по идее, должен был все расставить по местам и подтвердить версию обвинения, пока этой роли не исполняет” , - писал “Московский комсомолец” в № 26098 от 21 ноября 2012 г.
Читайте также на эту тему: “Каратели “Арканкергена”, “Чужие” среди мертвецов "Арканкергена", «Владислав Челах рассказал страшную правду о резне на границе», «Перед смертью казахских пограничников пытали».
|