От власти до денег – один шаг Конец мотосезона 2012 г. омрачился трагедией в Зеленограде: в результате столкновения между членами мотоклубов "Ночные волки" и "Три дороги" один из "волков" был застрелен. Представители "Трех дорог" утверждают, что "волки" приехали на их базу с целью уничтожить клуб и учинили вооруженное нападение. Причиной агрессии "волков" байкеры из "Трех дорог" считают свое самовольное присоединение к американскому мотоклубу Bandidos. "Ночные волки" же подчеркивают, что ехали с миром: пригласить коллег по цеху на закрытие сезона и отговорить от идеи поддерживать клуб Bandidos, в самое ближайшее время открывающий представительство в России, пишет журнал «Компания». "Никакого отношения к мотоциклетной культуре это (клуб Bandidos. - Прим. "Ко") не имеет вообще, - поясняет глава "Ночных волков" Александр Залдостанов (Хирург). - Это картель, синдикат на колесах, против которого ведут борьбу Интерпол и Америка. Сейчас их активно выдавливают из Европы". Настоящей причиной конфликта некоторые байкеры называют возможное столкновение бизнес-интересов крупнейшего российского и мирового клубов. Приход американского мотоклуба Bandidos спровоцировал передел рынка услуг для байкеров. Пострадавший от "волков" мотоклуб "Три дороги", кстати, подобную вероятность отрицает. "Никакого передела рынка и быть не может, так как его нет", - заявил корреспонденту "Ко" представитель "Трех дорог" Евгений Воробьев. Незадолго до убийства, 12 июля 2012-го, Владимир Путин, совершавший официальный визит на Украину, встретился в Крыму с "Ночными волками". Кортеж президента повстречал колонну байкеров по дороге из Севастополя, где сел самолет главы государства, в Ливадийский дворец, в котором должны состояться переговоры президентов России и Украины. Президент заехал в лагерь байкеров, расположившийся на площадке заброшенного завода. Мотоциклисты встретили Владимира Путина оглушительным ревом моторов и сигналами. Это была уже не первая встреча президента с «Ночными волками». Год назад он приехал на байк-шоу в Новороссийске, а два года назад даже возглавил пробег российских байкеров по Украине в честь Черноморского флота. Причем, оказавшись в кругу мотоциклистов, Путин сам оседлал железного коня – он приехал на шоу на мощном трехколесном «Харлее». - Мотоцикл - самый демократичный вид транспорта! – сказал тогда Путин. - Он дает байкеру сладкое чувство свободы. Поэтому можно сказать, что байк – это символ свободы! Кроме свободы, у байкеров есть ниши для зарабатывания денег: специализированные клубы, мотоателье, мотосервисы, продажа экипировки и атрибутики, организация мотошоу. Правда, объемы этого рынка никто не считал, и о каких прибылях идет речь, можно только с осторожностью предполагать. По разным данным, в РФ насчитывается от ста тысяч до полумиллиона байкеров, то есть людей, серьезно увлекающихся мотоциклами и разделяющих ценности байк-движения, и всего три крупных мотоклуба. Это американские по происхождению и международные по статусу Hells Angels и Outlaws и созданный Александром Залдостановым в 1989 г. российский клуб "Ночные волки". Количество небольших клубов с собственным названием и символикой никто не считал - их тысячи. Они, как правило, присоединяются к крупным организациям и получают статус "саппортов" (от support - поддержка). "Саппорты" оказывают основному клубу всяческую помощь - от охраны мероприятий до выполнения мелких поручений. Но правят бал "монстры".
Российские представительства мировых мотоклубов - Hells Angels и Outlaws - вполне мирно уживаются с русскими "Ночными волками". "Иностранцы" зарабатывают на поддержание жизни своих представительств, "волки" последовательно расширяют круг бизнес-интересов и пытаются усилить общественное влияние клуба. Система пребывает в равновесии. Время от времени "Ночные волки" выступают с заявлениями, что у российских мотоциклистов свой путь, и американская байкерская культура здесь не нужна, но положа руку на сердце местные представительства мировых мотоклубов давно "обрусели". А русские "мотоциклисты" или байкеры - это вопрос терминологии. Люди-то везде одинаковые. Российское отделение (на сленге байкеров "чапта") Hells Angels было открыто в 2002 г. несколькими членами клуба "Ночные волки", ушедшими от Хирурга "по идейным соображениям", . С учетом размеров и имени "материнской" организации у российской "дочки" не возникло проблем ни с набором новых "ангелов", ни со строительством клабхауса (место сбора членов клуба, по функционалу - головной офис местного представительства). Клабхаус отечественных "ангелов ада" был отстроен в рекордно короткие сроки - уже к началу 2003 г. На сегодняшний день у Hells Angels, кроме РФ и США, имеются филиалы в Западной Европе, Канаде, Бразилии, Аргентине, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. Outlaws - второй крупный игрок на территории нашей страны - появился в 2004 г., сейчас у клуба восемь российских отделений, два из которых в Москве. По миру у Outlaws десятки клубов, только в США они имеются в 19 штатах. Широкой общественности в РФ Outlaws знаком как организатор известного байкерского фестиваля BikeFest, который с 1993 г. проходит в Малоярославце.
Собственно организатором одного из крупнейших событий байкерских сезонов Outlaws был с 2005 г. по 2008 г. В 2009 г. "внезаконников" потеснила неизвестная ранее организация - Российская ассоциация мотоциклистов. Скандал вокруг BikeFest'а разгорелся нешуточный, вплоть до личных угроз друг другу и порчи имущества. "Узнав, что администрация города отказала Outlaws MC в проведении конкурса, ассоциация предложила слугам народа свои услуги, которыми те поспешили воспользоваться на весьма выгодных для себя условиях, - прокомментировал одному из изданий смену организаторов фестиваля в Малоярославце глава ассоциации Александр Кисель. - Далее на свои деньги была установлена сцена, приглашены группы, арендованы биотуалеты и т.д. Все это время ассоциация подвергалась жесткому прессингу со стороны российского отделения клуба Outlaws MC, поступали угрозы лично мне - мой гараж обливали бензином, а моего товарища пытали, дабы выведать у него необходимую информацию. В процессе подготовки слета ассоциация пыталась пойти на компромисс с экс-хозяевами фестиваля и провести его совместно, однако клуб предложил неприемлемые условия сотрудничества, вследствие чего дружбы не случилось". Outlaws озвучил другую версию: "Отказ клубу Outlaws MC в проведении фестиваля был дан после того, как Александр Кисель совместно с не афишируемыми им соорганизаторами "в погонах" этому всячески поспособствовали. Не имея понятия, как организовывать подобные мероприятия, они обрекли слет на возврат к уровню многолетней давности, и мы, понимая это, пытались спасти положение, предложив им совместное проведение, однако "служители закона" не захотели делиться, и все случилось, как случилось". О финансовых интересах не упоминает ни одна из сторон конфликта. Разве что Outlaws косвенно указывает на то, что орагнизаторам было чем делиться. Однако ни о каких конкретных суммах речь не идет. Проведение подобных мероприятий у мотоклубов - такой же теневой бизнес, как и у event-агентств. Прибыль организаторов может составить от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, указывает журнал «Компания». "Если подобное мероприятие организовывать без задействования личных связей и "внесметных" договоренностей, прибыльным оно не может быть, - комментирует руководитель агентства интересных событий Proaction Юлия Козеева. - Но при наличии определенных договоренностей на фестивале можно неплохо заработать, причем верхняя планка прибыли не ограничена. Раз BikeFest так драматично делили, значит, было что зарабатывать".
"Ночные волки" в дневном свете
Бизнес мотоклубов не на виду. По признаниям активных участников мототусовок, клубы зарабатывают на охранных услугах, на продаже одежды и аксессуаров с собственной символикой, на небольших мотоателье и на организации мероприятий. Молва приписывает мотоклубам наркобизнес, но если в США и Европе проводились расследования, в том числе связанные и с клубом Bandidos, то в России байкеры, несмотря на грозный вид, кажутся законопослушными и сознательными гражданами. Разве что правила дорожного движения порой нарушают. Такой образ "российского мотоциклиста" активно пропагандирует крупнейший отечественный клуб "Ночные волки". Кстати, это единственный клуб, не скрывающий наличия бизнес-деятельности. Клуб Sexton, холдинг охранных структур "Волк", организация и проведение байк-шоу, байк-центр в Тверской области "Волчье логово", мастерская байк-центра, магазин одежды и аксессуаров (бренды Wolf Leather, Wolf Market, Wolf Wear), ресторан "Русская верста" - деловые интересы "Ночных волков" обширны и разнообразны. Оценить стоимость бизнеса байкеров аналитики не смогли. Кроме указанных на официальном сайте "Ночных волков" видов бизнеса, Хирург и компания сделали попытку создать брендированный мотоцикл. В 1990-х годах байкерское движение уже было достаточно популярным, а импортная техника еще оставалась недоступной. Отечественный мотопром не смог адаптироваться к постсоветской реальности: большинство заводов закрылось. Спрос на качественные мотоциклы наличествовал, а предложения не было. Как раз в тот период и начали формироваться идеи по созданию мотоцикла, соответствующего всем требованиям "байкерского аппарата". Эту задумку подхватили на единственном предприятии, выпускавшем тяжелую мототехнику, - Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ), где и производились популярные в Советском Союзе "Уралы". Сначала конструкторы попытались создать новые мотоциклы своими силами. Так появились модели "Урал-Вояж" и позднее "Урал-Кобра". Но целевая аудитория - байкеры - новинки не оценили. Тогда в 1998 г. к созданию байкерского мотоцикла подключилась дочерняя структура "Ночных волков" мотоателье Wolf Engineering. Уже через год наладили серийный выпуск модели "Урал-Волк", всего было выпущено не более 300 таких мотоциклов. По словам представителя ИМЗ, все инвестиции в проект осуществляли акционеры завода, "Ночные волки" в этом не участвовали. Сумму вложений в проект на ИМЗ озвучить не смогли, но, по оценкам аналитиков "Инвесткафе", на 1998 г. она могла составлять около $200 000-300 000. Реклама проекту не помогла, а его провал никак не сказался на "Ночных волках". Правда, финансовую отчетность байкеры не раскрывают. О каких-либо доходах можно узнать из СМИ и пресс-релизов некоторых государственных организаций.
Миллионы президентскому эскорту
Надо подчеркнуть, что любой крупный мотоклуб - это прежде всего жесткая вертикаль власти. Попасть в "мемберы" (члены клуба) могут только те, кто успешно прошел низшие ступени. Дисциплина - как в армии: вопрос подчинению "старшим по званию" не обсуждается. Такая аудитория (ко всему прочему, еще и достаточно платежеспособная: мотоцикл - недешевое хобби; например, только шлем стоит от 3000 до 30 000 руб.) не могла не заинтересовать властные структуры. В результате "Ночные волки" из "однопроцентников" (мотоклубы, существующие по внутренним законам и ни от кого не зависящие) превратились в эскорт-клуб Владимира Путина. Мнения байк-тусовки разделились. Одни говорили о том, что лучше поддержка государства, чем гонения на мотопробеги, другие возмущались продажностью "волков". И действительно, дружба президента с байкерами "состыковалась" с бюджетными деньгами. В 2012 г. "Ночные волки" по итогам конкурса получат государственный грант в размере около 4 млн руб. Среди грантополучателей в "одном строю" вместе с "волками" оказались Московская духовная академия, Православный институт святого Иоанна Богослова, община старообрядцев, казаки Санкт-Петербурга. За какие заслуги и на какие цели деньги получил байк-клуб, имеющий диверсифицированный и вполне успешный бизнес, - не совсем понятно. И вот в тот момент, когда все блага уже, казалось бы, поделены между участниками, когда диалог с властью выстроен по схеме "кукушка хвалит петуха", американский клуб Bandidos собрался открыть свое отделение в России. В целом предсказуемое развитие сюжета. Во-первых, Bandidos всю историю своего существования соперничал с Hells Angels. И где появлялся один клуб, там тут же обосновывались и идейные конкуренты. Во-вторых, Bandidos уже прочно обосновался в соседней Украине, открыв там целых три представительства. Представитель московской байк-тусовки на условиях анонимности сообщил корреспонденту "Ко", что приход Bandidos в Россию крайне невыгоден "Ночным волкам". "Bandidos - мировой клуб с явной криминальной наклонностью, - рассуждает собеседник "Ко". - Bandidos может не только оттянуть на себя часть аудитории, но и подмять под себя "волков". Там - жесткие американские байкеры, обеспеченные поддержкой старейшего и мощнейшего клуба, а у нас "мажоры", занимающиеся зрелищным байк-шоу-бизнесом".
Сбились с дороги
Стремясь заработать побольше и денег, и общественного веса, "Ночные волки" рискуют подрастерять поклонников и проиграть Bandidos. "Мотоклуб "Ночные волки", конечно, вряд ли стоит рассматривать как самодостаточную бизнес-организацию, - рассуждает генеральный директор агентства маркетинговых решений "Страгет" Наталия Балашова. - Но определенные бизнес-интересы у них имеются, как и целевая аудитория, любовь которой клуб и монетизирует. Господин Залдостанов заинтересован в росте общественного влияния и популярности своего клуба, но демонстративные заигрывания с властью в его случае могут быть не самым удачным ходом. Политика, бизнес и субкультура плохо сочетаются между собой. Целевая аудитория это чувствует, и в отношении почтенного мотоклуба растет негатив. Надо определиться. Либо политика и бизнес - тогда можно катать на мотоцикле президента, дружить с патриархом, получать государственные гранты и зарабатывать на собственных бизнес-проектах. Либо субкультура и бизнес - тогда будет целостный бренд "Ночные волки", не вызывающий когнитивного диссонанса у аудитории". "Ночные волки", по всей видимости, мучительно разбираются с направлениями деятельности: то ли уже бизнесом заниматься, то ли в политику податься, то ли на мотоциклах кататься. Пока же процесс самоопределения в самом разгаре, "волки" больше похожи на оборотней, и популярности им это не добавляет, пишет журнал «Компания».
|