«Генерал армии, занимавший пост министра обороны страны в 1992-1996 годах, скончался после инсульта в столичной клинике. 64-летний генерал армии Павел Грачев, занимавший пост министра обороны в 1992 - 1996 годах, умер в кардиореанимации госпиталя им. Вишневского днем в воскресенье, 23 сентября, - сообщает Life news.
Скандально известного военачальника ельцинских времен доставили в клинику в ночь 11 дней назад из его столичной квартиры.
- Отец находится в реанимации госпиталя, - рассказал тогда Life news сын Грачева Валерий, - Сейчас ему уже лучше, его собираются переводить в отделение.
К сожалению, улучшение было лишь временным.
- Сегодня днем генерал скончался, - подтвердили Life news в организации «Боевое братство». - О причинах пока говорить рано.
После известия о кончине Павла Сергеевича его супруге потребовалась срочная помощь, на дачу к генералу выехала машина неотложки.
По словам сына, приступ у его отца случился из-за повышенного уровня сахара в крови. Медики же поначалу предполагали, что Грачев отравился грибами, но позже установили более точный диагноз – инсульт.
- По словам близких, вечером перед госпитализацией генерал был на дне рождения у кого-то из друзей, - сообщил Life news истчоник в медицинских кругах.
После возвращения с праздничного ужина Грачеву неожиданно стало плохо, он потерял сознание. Родственники, не медля ни минуты, вызвали неотложку.
Приехавшие врачи зафиксировали у пациента резкий скачок давления и настояли на срочной госпитализации.
Бывшие коллеги и подчиненные Грачева считают, что его смерть - тяжелая утрата для Вооруженных сил России.
- Трудно прийти в себя от этого тяжелого известия, - рассказал экс-главнокомандующий ВВС РФ генерал в отставке Петр Дейнекин. - Я служил под началом Павла Сергеевича с 1992 по 1996 год. Знал его хорошо и близко. Безусловно, это тяжелая утрата не только для тех, кто знал его лично, но и для Вооруженных сил России. Павел Сергеевич был мужественным, отважным десантником и спортсменом. Несмотря на суровый внешний вид и иногда резкие высказывания, он был очень сердечным человеком.
По словам Дейнекина, здоровье Грачева подорвала в том числе и критика за первую чеченскую кампанию.
- На Павла Сергеевича тогда лилось много негатива. Он близко к сердцу принимал это. Я думаю, что немалую долю ущерба его здоровью нанесли именно СМИ, - очень жаль его семью - прекрасную жену и двух отважных сыновей. Я надеюсь, что правительство страны проводит первого министра обороны России в последний путь на Новодевичьем кладбище.
Между тем, по предварительным данным, Грачева похоронят на Троекуровском кладбище столицы во вторник, 25 сентября. Прощание состоится в Культурном центре Вооруженных сил рядом с театром Российской армии».
«Грачев занимался выводом советских войск из Восточной Европы, в 1993 году по его приказу танки стреляли по зданию парламента, а через год был предпринят неудачный штурм Грозного. Его неоднократно винили в развале армии и неготовности к первой чеченской войне. По мнению же эксперта, Грачева следует благодарить хотя бы за сохранение контроля над ядерным оружием, - написала Газета.Ру.
Экс-министра обороны России Павел Сергеевич Грачев скончался в воскресенье 23 сентября в 14.40 мск в Военном клиническом госпитале имени Вишневского, сообщил РИА «Новости» представитель этого медучреждения.
Павел Грачев был первым российским министром обороны, возглавившим вооруженные силы после распада Советского Союза. Он родился в 1948 году в деревне Рвы Тульской области. После окончания школы Грачев поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, которое закончил с отличием в 1969 году. За 10 лет прошел путь от командира разведывательного взвода отдельной разведроты до командира учебного парашютно-десантного батальона и поступил в Военную академию имени Фрунзе. После ее окончания в 1981 году Грачев был отправлен в Афганистан, где советские войска, выполняя «интернациональный долг», уже два года вели войну против моджахедов. В Афганистане Грачев был сначала заместителем, а потом командиром 345-го гвардейского парашютно-десантного полка. С 1983-го по 1985 годы он служил на территории СССР, а в 1985 снова был отправлен в Афганистан.
В 1988 году Грачеву было присвоено звание Героя Советского Союза «за выполнение боевых задач при минимальных людских потерях».
Будущий министр обороны провел в Афганистане в общей сложности больше 5 лет и вернулся оттуда в звании генерал-майора. После окончания Академии Генштаба в 1990 году был назначен сначала заместителем командующего ВДВ СССР, а в конце декабря того же года возглавил воздушно-десантные силы.
В августе 1991 года Грачев получил приказ от ГКЧП о введении войск в Москву, но, выполнив его, на следующий день отказался штурмовать Белый дом, где тогда размещался ВС РСФСР, и перешел на сторону российского президента Бориса Ельцина.
После подавления августовского путча Грачев был назначен первым замминистра обороны СССР. Когда в декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения, оформившие распад Советского Союза, Грачев выступил сторонником создания единых вооруженных сил СНГ. В мае 1992 года он был назначен министром обороны России, став первым, кто возглавил военное ведомство в постсоветской истории страны.
Грачев неоднократно заявлял, что армия должна быть в стороне от внутриполитических проблем. И по мере нарастания политического кризиса в 1993 году продолжал оставаться сторонником невмешательства военных в политику. Но <>в октябре 1993 года поддержал Бориса Ельцина против Верховного Совета и отдал приказ о штурме Белого дома.
Под руководством Грачева проходил ускоренный вывод войск с территории Восточной Европы, сам министр обороны неоднократно подвергался критике за коррупцию в Западной группе войск. За приобретение в Германии для нужд военного ведомства автомобилей бизнес-класса, чему была посвящена статья в «Московском комсомольце», получил прозвище «Паша-мерседес». Позже Грачев проходил свидетелем по делу об убийстве журналиста МК Дмитрия Холодова, который вел расследование о коррупции среди военных.
Осенью 1994 года после провала попытки смещения главы Чечни Джохара Дудаева силами пророссийской чеченской оппозиции, Грачев пообещал взять Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка.
В декабре 1994 года началась первая чеченская война, и Грачев подвергся ожесточенной критике за неготовность армии к ведению боевых действий. Особенное общественное негодование вызвали провал новогоднего штурма Грозного и слова Грачева о «восемнадцатилетних юношах, умирающих за Россию с улыбкой».
В дальнейшем Грачев подвергался постоянной критике со стороны оппозиции как за чеченскую кампании, так и за «развал армии», поскольку он выступал за сокращение вооруженных сил и постепенный переход армии на контрактную основу.
К концу первого президентского срока Ельцина Грачев был одним из самых непопулярных его министров.
Накануне второго тура президентских выборов Грачев был отправлен в отставку и до 1997 года находился в распоряжении Верховного главнокомандующего. Затем он был назначен советником в компанию «Росвооружение», где и работал следующие десять лет. В 2007 году Грачев стал руководителем группы советников генерального директора Омского производственного объединения «Радиозавод им.А.С.Попова».
По мнению главы Общественного совета при Минобороны главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, однозначно оценивать деятельность Грачева на посту министра обороны нельзя: «У него были недостатки, главным из которых было втягивание армии во внутриполитический конфликт 1993 года, хотя сам Грачев до самого последнего момента откладывал это решение. И неготовность армии к войне в Чечне, когда вооруженным силам впервые пришлось вести боевые действия на своей территории. Но были в действиях Грачева и позитивные моменты, и в целом их было больше, чем негатива».
«Волею случая оказавшийся в кресле министра обороны, Грачев смог сохранить центральный контроль над ядерным оружием. Ряд стран рассматривали возможность стать ядерными, и стоило больших усилий на переговорах убедить Украину, Белоруссию и Казахстан отказаться от него. Все оружие было вывезено в Россию, не попало в руки террористов, вообще никаких инцидентов с ним не было. И это безусловная заслуга Грачева» – подчеркнул глава Общественного совета при Минобороны.
Еще одной заслугой Грачева эксперт считает обеспечение вывода группировки войск из стран Восточной Европы: «Грачев очень многое сделал для передислокации войск из Европы в Россию. К сожалению, он пошел на поводу у политического руководства страны по поводу сроков вывода войск. Но критика в его адрес зачастую была несправедлива. Как выяснилось позже, лично Грачев был честным человеком, к его рукам не прилипло ничего. Он имел огромные возможности для личного обогащения, хотя бы взять вывод войск из Германии, но ничего не взял себе»».
В конце февраля в публикации «Мое имя до сих пор пугает людей в Кремле до трясучки» Агентство федеральных расследований цитировало отставного министра: «я только защитил всенародно избранного президента, в то время как пьяные депутаты во главе с Русланом Хасбулатовым и Александром Руцким захотели поруководить страной! А что мне оставалось делать? Пару-тройку болванок из танка по Белому дому выпустил, и они все успокоились. А потом начали кричать, что якобы Грачев расстрелял Белый дом! Я им говорил: покажите хотя бы одного раненого или убитого депутата. Молчат. Потому что их нет! Я никогда не скрывал, что стрелял сам. А зачем же было развязывать гражданскую войну, которая могла начаться в любую минуту? Теперь кричат: это был расстрел! Да если бы мне нужно было расстрелять Белый дом, я бы сделал это за полчаса! Мне важно было тогда успокоить народ и сохранить мир в России.
Как позднее сказал мне Гусинский: «Вы немножко недокумекали. Вам надо было тогда сесть на танк, приехать в Кремль и сказать: «Борис Николаевич, ввиду вашей слабости я временно беру власть в свои руки», и никто бы вам не возразил. Правда, на следующий день вы бы нас, олигархов, арестовали и перевешали б на деревьях в Москве». Когда я такое услышал, подумал: какая дурость могла прийти в голову этому человеку! Все думают, что я злой, а я добрый и отходчивый, всех прощаю. Такой уж у меня характер. Гусинского тоже простил. Ведь когда его стали обвинять, что он якобы помогал чеченцам, он же ко мне прибежал: «Павел Сергеевич, помогите, скажите, что это не так!» Я удивился: «Конечно, не так. Если бы это было правдой, сотрудники ГРУ мне бы об этом доложили и я бы тебя давно прибил!»»
Другие признания Павла Грачева смотрите здесь.
|