Полковник на голубом глазу
Главу Общественного совета Минобороны повысили в звании нетрадиционным способом
Такое дело: если ты смог оказаться в нужном месте в нужное время, если задались отношения с руководителями военного ведомства, если не устаешь прославлять успехи руководства министерства, то эффективные менеджеры от армии с легкостью плюнут на всякие там пропахшие нафталином традиции, лишь бы твои прошлые грешки не слишком портили нынешнюю картину «нового облика». Так показывает пример незаконно получившего звание «полковник запаса» главы Общественного совета при Министерстве обороны Игоря Коротченко.
«МК» уже писал о неприятной истории из прошлого известного военного эксперта. Если коротко, то в 1994 году из центра комплексного технического контроля ГШ ВС РФ с должности начальника группы ТК Игорь Коротченко был уволен на основании пункта «г» статьи 49 тогдашней редакции Закона «О воинской обязанности и военной службе» по следующим обстоятельствам: «Офицер не соответствует должности по морально-психологическим качествам». Переводя на человеческий с военно-казенного: Коротченко выгнали из армии с позором.
Казалось бы, запятнавшего честь мундира человека не должны даже на порог военных учреждений пускать. Однако в 1999 году Коротченко получает звание «полковник запаса». И получает не просто так, а с нарушением закона, не пройдя обязательных в таких случаях сборов.
Какое-то время это несоответствие оставалось вне поля зрения широкой общественности, пока в прошлом году соответствующая информация не стала известна депутату Госдумы Сергею Собко. Он составил соответствующие запросы в Министерство обороны и Генеральную прокуратуру. В Минобороны сначала сделали круглые глаза: мол, все соответствует существующему закону, можно обойтись и без сборов, одним решением аттестационной комиссии. Но закон-то поменялся лишь в январе 2007 года.
В результате пришлось главному военному прокурору Сергею Фридинскому выносить официальное представление замминистра обороны, статс-секретарю Николаю Панкову об устранении нарушения закона, а недавно возглавившему комитет по обороне Госдумы Владимиру Комоедову также составлять депутатский запрос. В нем адмирал ставит вопрос не только о том, почему звание было получено Коротченко, но и как вообще мог его получить человек, запятнавший честь мундира.
Ответ на это был дан в неподражаемой манере нынешнего руководства Минобороны. В феврале была проведена повторная аттестация председателя Общественного совета военного ведомства Игоря Коротченко. По ее результатам министр обороны РФ издал приказ, которым воинское звание «полковник запаса» присваивалось видному деятелю на этот раз уже не с 1999 года, а с 21 января 2007 года. Утритесь, господа Фридинский, Собко, Комоедов.
Дело здесь даже не в очевидной логической неувязке: как человек может находиться в определенном звании за пять лет до аттестации, по результатам которой это звание получено? Дело в том, что, как бы там ни считали современные циники и прагматики, военные традиции и офицерская честь — это не пустые звуки, а реальные переменные в формуле, от которой зависит боевой дух армии.
Открываем первое попавшееся досье на сайте, посвященном званию Героя. Чинин Николай Степанович, 1922–1980, медаль № 3210. В ночь на 27 сентября 1943 года ефрейтор Чинин провел инженерную разведку участка переправы через реку Днепр в районе села Лютеж на правом берегу реки и доставил ценные сведения командованию. Во время форсирования реки частями дивизии с 28 сентября по 6 октября сделал 18 рейсов на лодке, переправив свыше 200 бойцов с оружием и боеприпасами. Будучи раненным в ногу еще в первый день в пятом рейсе, продолжал боевую работу еще несколько дней.
Есть другой, более известный Герой. В музее космонавтики можно посмотреть на небольшую титановую сферу, в которую и так просто залезть страшно. А этого Героя в нее усадили, включили безумной мощности двигатели и забросили на околоземную орбиту первым в мире. Туда, где еще никто ни разу не был, и не было понятно, можно ли оттуда вернуться.
«Золотые Звезды» Чинина и Гагарина — чистые, понятные. Ясно, за что они их получили. 18 раз под обстрелом переплыть запруженный трупами Днепр и первым сделать шаг в космос. Природа медали Николая Макарова остается загадкой, похоже, даже для вручавших ее.
По Табели о рангах Петра I, получавший звание полковника становился потомственным дворянином. Поэтому ради такого повышения под пули шли не задумываясь.
Во всей этой бижутерии: звездах, погонах — есть глубокий смысл, замешанный на крови и самопожертвовании. Последними же своими двумя аккордами Минобороны вылило ушат дерьма и на этот смысл, и на офицеров, которые научились ради него жить. И теперь, пока эти офицеры тихонечко отряхиваются, можно констатировать: какие бы баснословные зарплаты они ни получали, какой бы щедрой рукой ни раздавались им квартиры — служить и воевать они будут с фигой в кармане».
Кирилл Шульманов, «Московский комсомолец», № 25909, 5 апреля 2012 года
|