«Ирина Винер cкупает торговый и ресторанный бизнес жены своего сына — Юлианны Винер. На днях она стала владелицей 70% уставного капитала московской компании «Нионо». Ранее на протяжении десятка лет 38,5% компании принадлежали ее невестке, - пишут сегодня «Известия».
Узнать причину смены собственников непосредственно в «Нионо» не удалось. Компания занимается оптовой торговлей табачными изделиями и продуктами питания, в том числе напитками. Оставшиеся 30% фирмы отошли Евгении Кривошеиной — владелице французского ресторана «Паризьен». На таких же условиях (70% и 30%) Винер и Кривошеина делят и компанию «Нилга» с аналогичным профилем деятельности — контрольный пакет в ней ранее также принадлежал Юлианне Винер.
Ирина Винер скупает доли практически во всех компаниях, ранее принадлежавших ее невестке. Так или иначе они связаны со сферой питания — торговлей продуктами или ресторанным бизнесом.
Так, в прошлом году Юлианна Винер рассталась с компанией «Диалог» — ее долей в 75% ныне владеет Ирина Винер. Также от невестки к свекрови перешли 44% ресторанной компании «Гранат». Порой такой переток собственности идет непрямым путем: к примеру, 50% уставного капитала компании «Техномаркт» Ирина Винер приобрела у группы компаний «Сан», 85% которой ранее принадлежали Юлианне, а изначально полноправным владельцем «Сан» был ее муж Антон. Теперь «Техномаркт» — 100-процентная собственность его матери, ведь остальные 50% — у фирмы «Форум», принадлежащей ей на 100%. Распрощалась Юлианна и со своей долей в сети кафе «Урюк», созданной ее супругом.
Пожалуй, единственный актив, пока еще не отошедший свекрови, — это 25% специализирующейся на ресторанном бизнесе компании «Роберто».
Сложно сказать, связан ли такой передел собственности с изменениями в семье ее сына (доли в ряде компаний Юлианна получила когда-то из рук мужа), но и сам Антон в последнее время отписал в пользу матери ряд фирм ресторанного профиля — свои 60% в «Лидере» и 100-процентный пакет в «Технологиях развития». В «Химки групп», президентом которой является Антон Винер, комментировать эту информацию отказались.
— Мы занимаемся только строительными проектами, — сообщили представители этой фирмы.
К слову — и строительными проектами самой Ирины Винер: под ее руководством «Химки групп» на границе с Москвой возводит жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск». Здесь на 12 га планируют выстроить 30 тыс. кв. м жилья, стоимость 1 кв. м оценивается примерно в 135 тыс. рублей. Помимо этого, супруга Усманова владеет половиной пакета риелторского агентства «ББТ-Маркет».
Аналитики считают, что Ирина Винер проявила интерес к продовольственным компаниям своевременно. Рынок общепита в России ныне перспективен как никогда. На его развитии благотворно сказывается и запрет ночной продажи алкоголя в магазинах. В ресторанах и кафе он продается свободно.
Свою лепту вносят и повсеместно открывающиеся торгово‑развлекательные центры, где без большого количества разнообразных точек общественного питания не обойтись. Правда, эта ниша в обеих столицах давно занята, и уровень конкуренции здесь достаточно высок.
— Нет уверенности, что здесь рестораторы найдут платежеспособный спрос, всё будет зависеть от выбранной той или иной компанией стратегии, — уверена аналитик БКС по потребительскому сектору Екатерина Андреянова.
Собственную поставку продуктов сейчас развивают многие рестораторы, отмечают эксперты.
— Увеличивается интерес игроков рынка к безопасности продуктов и качеству питания. Владельцы точек общепита предпочитают инвестировать в собственных поставщиков продуктов питания для своих предприятий, — рассказывает менеджер консалтинговой фирмы «CЖС Восток Лимитед» Татьяна Апатовская».
Между тем, строительные проекты Ирины Винер и ее сына Антона в Подмосковье вызвали нешуточный скандал.
В начале июня в публикации «Понастроили в заповеднике поля для гольфа» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «жители Химок написали губернатору Московской области Сергею Шойгу письмо с просьбой взять на контроль ситуацию с застройкой долины реки Сходни. В письме, копию которого жители отправили и в прокуратуру, они называют строительство незаконным и обращают внимание властей на уничтожение уникальной природной зоны. Антон Винер, родной сын Ирины Винер и пасынок миллиардера Алишера Усманова, видит в действиях правозащитников заговор местных «состоятельных людей».
― Это уникальная для Москвы территория, ее даже называют подмосковной Швейцарией. На территории поймы произрастает восемь видов орхидей, один из них занесен в Красную книгу России, ― возмущен эколог и краевед Иван Авергенков.
Речь идет о строительстве жилого и спортивного комплекса «Олимпийская деревня», которое продвигает знаменитый тренер по художественной гимнастике Ирина Винер. Жемчужина проекта ― Международная академия спорта Ирины Винер. Стройкой занимается девелоперская компания ее сына Антона Винера ― «Химки Групп».
― Земля на месте заповедника каким-то чудесным образом превратилась из заповедной в рекреационную, из рекреационной ― в сельскохозяйственную, из сельскохозяйственной ― в какую-то типа под застройку коттеджей, а теперь и вовсе под высотные жилые дома, ― заявила «Известиям» жительница Куркино Мария Шаравина. ― Жители удивлялись, как это могло произойти, но выяснилось, что за этим делом стоят очень влиятельные лица, они живут там же, недалеко, поскольку там находится спортивная база Винер по гимнастике.
Шаравина добавила, что по такой же схеме Винеры уже застроили часть заповедника в том районе ― там теперь поля для гольфа.
Антон Винер заявил «Известиям», что «Олимпийская деревня Новогорск» придумана как социально ориентированный проект, который даст возможность жителям Куркино, Химок и Новогорска бесплатно тренироваться на огромной универсальной спортивной площадке. По словам Винера, проект будет реализован без привлечения средств из федерального бюджета. Возводить спортивный комплекс будут за счет средств, вырученных от продажи квартир в двух жилых комплексах, которые построят в районе спортивной арены.
― Мы уже закончили один проект на той же реке, но она стала только лучше. По руслу Сходни находится 21 предприятие, включая асфальтовые заводы, и это никого не волнует. А мы — компания, которая выполняет такие жесткие экологические условия, — якобы разрушаем реку. Оказывается, 6 га застраиваемой нами земли могут уничтожить 245 га земли заповедника ― любой здравомыслящий человек поймет, что это абсурд.
По словам Винера, вся необходимая разрешительная документация уже получена, а три месяца назад на стройку приезжал министр природных ресурсов Юрий Трутнев, после чего и было получено заключение государственной экологической экспертизы. Тем не менее копию заключения государственной экологической экспертизы Винер показывать «Известиям» отказался.
В Минприроды сообщение о том, что ведомство что-то разрешило, восприняли с изумлением.
— Долина реки Сходни — заказник регионального значения, он в ведении правительства Москвы. И какую-то подробную справку вам могут дать в департаменте природопользования города Москвы. Как Минприроды может дать разрешение, если это не в его компетенции? — заявил «Известиям» Алексей Троицкий, начальник отдела особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Минприроды РФ.
В московском департаменте о ситуации знают.
— Мы, естественно, обращения жителей рассматривали. Проект сейчас проходит строительную экспертизу. Мы все свои опасения и соображения высказали: необходимо учесть, что территория граничит с ООПТ, там обитают редкие птицы, рыбы, растут краснокнижные растения, которые могут пострадать от реализации данного проекта, — заявил «Известиям» руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский. Он отмечает, что территория принадлежит области («у нас в Москве такого в ООПТ не произошло бы»), но мэрия в курсе, потому что жители обращаются с жалобами.
Получить оперативный комментарий в правительстве Московской области не удалось.
Сейчас «Химки Групп» реализует первую часть своего проекта — «Новогорск-1» на Машкинском шоссе в Новогорске общей площадью 10 га, его планируется закончить к середине 2013 года.
У Антона Винера есть собственная версия активности местных жителей. Новогорск — поселок, застроенный коттеджами и виллами, стоимость сотки земли здесь доходит до $60 тыс., отмечает он.
— Как только мы стали планировать строить там «Олимпийскую деревню», к нам подошли представители высокопоставленных состоятельных людей, живущих на территории Новогорска и сказали: «Не стройте здесь ни в коем случае квартиры, стройте дорогие коттеджи, дома, виллы». Их главное опасение было в том, что туда приедут простые люди, так как квадратный метр здесь дешевле, чем в московской хрущевке, в связи с чем возникнет большое социальное неравенство, — рассказал «Известиям» Винер. — А потом началось противостояние: стали финансировать активистов, которые ходят по домам и рассказывают, что мы захватчики и создадим страшный автомобильный коллапс, якобы убьем экологию и превратим место отдыха в Новогорске в настоящую клоаку». Подробнее об этом скандале можно узнать из публикаций Агентства федеральных расследований FLB «Как Винеры застряли в пойме», «Нахрапистый девелопмент», «Сбербанк вложился в сына Винер» и Алишер Усманов одолжил Ирине Винер 2 млрд рублей на строительство «Олимпийской деревни».
|