«Пермский Центр развития дизайна (ПЦРД) остается без руководителей. О своем уходе заявил художественный руководитель Центра Эркен Кагаров, о чем он сообщил в своем блоге. Вслед за ним о намерении уйти в отставку с поста директора центра через блог заявил и Марат Гельман, который также занимает пост директора музея современного искусства «PERMM», - сообщает уральское информагентство URA.Ru.
(О бурной «культурной деятельности» Марата Гельмана Агентство федеральный расследований подробно рассказывало в публикации «Зампред по провокациям»). Кагаров в своем «Живом журнале» объяснил причины ухода, назвав в качестве главной из них «непреодолимые преграды», воздвигаемые чиновниками перед ПЦРД. В качестве примера он привел следующую ситуацию. Еще в конце прошлого года краевым минпромом было принято решение о переводе ПЦРД из автономного учреждения в бюджетное. В результате центр обязали все заказы размещать в соответствии с 94-м федеральным законом, где ключевой характеристикой для выбора победителя является низкая цена. По мнению Кагарова, в творческих конкурсах, которые проводит центр развития дизайна, такой подход приводит к победе самых низкоквалифицированных людей и компаний. «Мы предложили другой вариант - укомплектовать штат (на сегодняшний день в ПЦРД нет ни одного дизайнера при нескольких свободных штатных единицах) и выполнить большинство проектов силами сотрудников центра. Однако исполнительный директор ПЦРД Денис Лямин (а его, как я понимаю, министерство нам назначило в феврале «для контроля») этот вариант отверг. Таким образом, в ближайшее время центр может стать местом, где никто из сотрудников не знает, что такое дизайн», - написал Кагаров. Гельман же, объясняя свое намерение уйти из центра, написал в блоге, что его основной задачей в ПЦРД было содействие Кагарову и облегчить «художественному руководителю общение с чиновниками». Гельман заявил, что центр задумывался как один из инструментов новой экономики, который не может работать в отрыве от других. А другие так и не были созданы. ПЦРД был создан в конце 2009 года по инициативе экс-губернатора Олега Чиркунова, приветствовавшего и всячески поддерживавшего «пермскую культурную революцию». В раскрутке центра активное участие принимал столичный дизайнер Артемий Лебедев, который поначалу и возглавил ПЦРД, в 2010 году руководство перешло к галеристу Марату Гельману. Практически все годы существования Центра были так или иначе связаны со скандалами. Так, Контрольно-счетная палата Прикамья по требованию депутатов Заксобрания региона неоднократно проводила проверки центра и выявляла нарушения в расходовании бюджетных средств. Тем не менее ПЦРД участвовал в разработке брендбуков прикамских городов – Соликамск, Чайковский, поселка Кын, Суксунского района и даже отдельного объекта – пермского перинатального центра. ПЦРД также осуществлял дизайнерскую поддержку новых остановочных комплексов Перми».
Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в середине июля в публикации «Голубые клизмы Гельмана углубились в Сибирь», «Красноярск принял от Новосибирска эстафетную палочку скандала вокруг выставки «Родина» известного галериста Марата Гельмана. Этот проект, вызвавший в мае жаркие дискуссии в столице Сибирского федерального округа, был встречен многими в штыки и на берегах Енисея. Ряд представителей культуры и общественных организаций опубликовали обращение к руководству Красноярского края с требованием запретить выставку Гельмана в культурно-историческом музейном центре (КИЦ), открытие которой планируется 17 июля. Однако сибирские чиновники отказываются вмешиваться в выставочную деятельность КИЦа, - написала «Независимая газета».
В Новосибирске «Родина» открылась только с третьей попытки. После протестов православной новосибирской общественности, увидевшей в ряде экспонатов глумление над патриотическими ценностями, ее перенесли из краеведческого музея в помещения, которые раньше использовались «Сибирской ярмаркой». По неофициальной информации, для открытия потребовалось вмешательство сибирского полпреда Виктора Толоконского. Зрители увидели около 30 работ современных художников. Самой скандальной из них называют инсталляцию «Голубые города», в которой голубые клизмы надеты на банки и изображают купола церквей.
Во время разгара страстей в Новосибирске свое веское слово сказали и красноярцы. «Красноярск – более свободная и культурная площадка. Мы доросли до того, чтобы смотреть и обсуждать любые произведения искусства», – заявил директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский. В мае это заявление осталось незамеченным. О «Родине» красноярские блюстители нравственности вспомнили только в июле.
«В скором времени в нашем родном городе намечено проведение выставки современного искусства под названием «Родина», – говорится в обращении к губернатору Льву Кузнецову и министру культуры края Елене Паздниковой, подписанном депутатами Заксобрания и горсовета Красноярска, представителями творческой интеллигенции, казаками и общественными деятелями. – В состав выставки входят двусмысленные экспонаты. Один из них – инсталляция под названием «Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось», которая «предлагает подумать о трансформации священного в СССР куска блокадного хлеба в объедок современности». Она представляет собой гигантскую скульптуру, изображающую хлебный кусок. Вряд ли тот, кто «предлагает подумать», осознает, насколько страшным и антигуманным станет наш мир, если в нем даже блокадный хлеб «трансформируется в объедок современности». Нам всем сегодня не просто противостоять льющейся через средства массовой информации клевете на Православие и Великую Победу. Те, кто хочет, чтобы следующие поколения начали брезгливо отворачиваться от всякого слова о величии, Правде, Жертвенности, потеряли всякий стыд. Уверены, что вы не останетесь равнодушны к нашему призыву: нет выставке Гельмана на Красноярской земле!»
Краевая власть не стала выступать в роли цензора. «Министерство не обладает полномочиями запрещать или разрешать выставку. Да, многие работы современных художников вызывают у общественности неоднозначные чувства. И наша позиция не всегда совпадает с позицией творцов. Но министерство не согласовывает мероприятия музейного центра», – заявила представитель пресс-службы регионального Министерства культуры Мария Маркова. Чиновники подчеркивают, что выставка на самом деле называется «Неизвестная страна художников», и только частично состоит из экспонатов проекта «Родина».
На обструкцию красноярской общественности отреагировал и инициатор проекта Марат Гельман, который после начала кампании против выставки в своем блоге пообещал обязательно приехать на ее открытие. К атаке на «Родину» он отнесся с иронией. «Я понимаю, что это становится похоже на профессиональную пиар-кампанию выставки, но клянусь: и депутаты, и мракобесы аутентичные. Я хорош, но не настолько, – сокрушается галерист. – Выставка 4 сентября откроется в Москве в АРТ PLAY, я уже переживаю: народ придет посмотреть, против чего так протестовали депутаты и мракобесы, – не увидит и загрустит. Мы ее делали как яркое, красочное шоу, но никак не скандальное».
В публикации «Голубые клизмы» галериста Гельмана» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «На недавнем открытии выставки Icons, которое сопровождалось в Краснодаре акцией протеста, галеристу Марату Гельману плюнули в лицо. Чуть раньше депутаты Новосибирска восстали против другой выставки Гельмана – «Родина».
– Гонения осуществляются не только на Марата Гельмана, а на все современное искусство, – убежден известный искусствовед Андрей Ерофеев. – Гельман получает удары дубинками, так как находится в первом ряду. Да и мишень удобная. Можно ненавидеть его уже за то, что он еврей... Хотя Марат называет себя галеристом, он скорее куратор экспериментального искусства – радикального, острого, политического, очень часто социально ангажированного. Тумаки, которые он получает, не случайны».
«Справиться с Маратом Гельманом пытаются давно. Его уже и физически били, и устраивали погромы в выставочных залах, и «мочили» посредством ТВ (программы Алексея Пушкова «Постскриптум» на ТВЦ). А уж обращений в суд, где Гельмана обвиняют в оскорблении религиозных чувств и разжигании межнациональной розни, не сосчитать. Наиболее часто эти иски исходят от верующих, - пишет еженедельник «Собеседник».
Квинтэссенция раздражения – композиция «Голубые города», на которой купола множественных храмов изображены в виде голубых клизм. Это часть выставки Марата Гельмана «Родина», показывающей «патриотические клише, за которыми пустота». Сейчас «Голубые города» – главный камень преткновения Марата Гельмана с Томском: город готов принять выставку, но без спринцовок. Гельман настаивает: или берете с клизмами, или никак».
О так называемой «художественной деятельности» актуальных художников галериста Марата Гельмана подробнее читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Карта России из половых тряпок» напрягла сибирских мужиков», «Спляшут ли кубанские казаки в обнимку с Pussy Riot?» и «Не думаю, что Ткачев четко понимает ситуацию».
О том, во что вылился «культурный эксперимент» Гельмана в Перми, Агентство федеральных расследований FLB сообщало в публикации «ЧП Олега Чиркунова и его «СемьЯ».
|