политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Политика »


Несмываемый аромат актуального эксперимента

FLB: «Культурная революция» политтехнолога Гельмана обошлась пермскому бюджету в 2 млрд рублей

Версия для печати
Сохранить статью

«Слово «кощунство» напрасно считают чисто церковным. Этот термин отлично подходит для обозначения другого течения, у истоков которого стоит известный галерист и политтехнолог Марат Гельман. А как ещё можно охарактеризовать его заявление, в котором он пустил слух об отказе священников бесплатно отпевать погибших во время наводнения в Крымске? Но ладно слово, есть и вполне конкретные дела: жители Перми вынужденно участвуют в массовке самого известного из проектов Гельмана уже четыре года. Привыкнуть к разорительной для края подмене традиционных ценностей оскорбительными, кощунственными для большинства обитателей, мягко говоря, небогатого города новоделами они так и не смогли, а потому крайне насторожённо относятся к планам Марата Гельмана распространить опыт «пермского проекта» на всю территорию страны, - пишет «Версия» в № 29, 30.07 – 05.08.12 г.

Наши соотечественники, если верить данным социологических опросов, довольно равнодушно относятся к современному искусству. Исключение составляют, пожалуй, жители Перми. Только здесь возмущённые горожане выходят на митинги по причинам, имеющим прямое отношение к новациям в сфере скульптуры, живописи и музыки. Прежде всего, горожан категорически не устраивает продолжающийся развал некогда процветающей сети библиотек и клубов. А ещё они требуют от властей края разобраться в судьбе бюджетных миллионов, потраченных на провальный проект «окультуривания». Что же касается титула «культурная столица Европы», который краевому центру присвоила либеральная пресса, к нему пермяки относятся скептически. Всё дело в свойственном уральцам здравом смысле: промышленный город с облезшими фасадами брежневских пятиэтажек по определению не может считаться центром мирового авангарда, даже если его сплошь застроить дорогостоящими и нелепыми «арт-объектами».

Десант влиятельных искусствоведов

Марат Гельман появился в Перми осенью 2008-го, в разгар экономического кризиса. Повод для визита вполне соответствовал духу времени: при поддержке бизнесмена Сергея Гордеева столичный галерист привёз в краевой центр выставку «Русское бедное». Название экспозиции, больше напоминавшей склад вторсырья, на фоне кризиса казалось пророческим. Хуже того, сочувствующие Гельману представители пермской творческой интеллигенции всерьёз ожидали жёсткой реакции властей. Все помнили, что в 2005 году организованная им выставка «Россия-2» спровоцировала скандал федерального масштаба, который едва не закончился судебным разбирательством. К тому же едва ли не каждое появление галериста на публике сопровождалось громкими оппозиционными заявлениями.

Скептики ошибались: Гельман вёл себя прилично, в речах был подчёркнуто лоялен, да и краевое начальство приняло его как родного. Явный покровитель Гельмана обнаружился в самой Перми. К удивлению здешней общественности, вчерашний оппозиционер сумел завязать тесные отношения с действовавшим на тот момент губернатором Пермского края Чиркуновым. Причём дружба строилась на довольно странных условиях. Есть мнение, что политтехнолог получил доступ к финансам края и серьёзные административные рычаги для продвижения своих проектов. Как позже заметил пермский писатель Алексей Иванов, «…у Чиркунова есть железный критерий – мнение Гельмана. А у Гельмана другой критерий – своя тусовка, которую ему надо кормить, чтобы она кормила Гельмана потом, когда в Перми всё закончится».

Наука разбазаривания казённых средств только на первый взгляд кажется сложной. Успех в этом сомнительном деле обеспечивают всего три фактора: наличие связей во властных структурах, верная команда исполнителей и грандиозный проект, который чаще всего используется в качестве дымовой завесы. С первыми двумя составляющими проблем не возникло: почву для первого визита Гельмана в Пермь готовили его старые знакомые по московской тусовке, волей случая занявшие ключевые должности в краевой администрации.

Контуры главного проекта политтехнолог доработал уже на месте. Своим размахом затея далеко превосходила известные до тех пор образцы чиновничьей маниловщины. Московский тусовщик предложил губернатору в кратчайшие сроки сделать Пермь культурной столицей Европы, создав здесь всероссийский центр современного искусства. Конечно, города, которым мировое сообщество планирует присвоить это почётное звание, распределены вплоть до 2020 года. Считается, что команда Гельмана сумела убедить чиновников в наличии некоей лазейки, благодаря которой город имеет шансы стать третьей европейской культурной столицей. Естественно, что для реализации этого наполеоновского плана депутатам Пермской городской думы пришлось за счёт бюджета спешно создавать отдельную дорогостоящую бюрократическую структуру.

Несмываемый след в культуре

Смысл всех революционных проектов был сформулирован ещё в начале прошлого века: «Конечная цель – ничто, движение – всё!»

Абсурдный план строительства европейской культурной столицы в дотационном промышленном регионе Прикамья давал своим исполнителям возможность свободно распоряжаться многомиллионными денежными потоками. Механизм освоения бюджетных средств был выстроен по классической двухступенчатой схеме. «Культурную революцию», как и предполагалось, финансировала администрация Прикамья. Но вопреки обычному порядку деньги вначале поступали в распоряжение вновь учреждённого Пермского центра развития дизайна (ПЦРД), а уж затем по усмотрению куратора проекта распределялись среди представителей заполонившей Пермь московской творческой тусовки. Львиную долю получал основанный Гельманом Музей современного искусства PERMM. Прочие объекты культуры финансировались по остаточному принципу.

Первоначальный этап внедрения новой культуры в Перми называют ёмким словом «интервенция». Как вспоминают представители здешней творческой интеллигенции, символом наступивших перемен стало появление министра культуры Пермского края Николая Новичкова на одной из театральных премьер в брюках и футболке. Вслед за этим на всю страну прогремел спонсируемый Гельманом культурный портал «Соль», который заказал детскому хору спеть «Мурку», записал и выложил видео в Интернете. Дальнейшее строительство «культурной столицы» происходило уже на улицах города. Пролоббированный Гельманом трёхлетний бюджет на культуру составил без малого 2 млрд рублей.

Результат этих бюджетных вливаний изумил даже привычных к эпатажу и большим тратам западных авангардистов. Так, всего за 9 млн рублей при въезде в Пермь был выстроен идеальный, с точки зрения местных искусствоведов, символ коррупционного распила – 12-метровая объёмная буква «П», сколоченная из еловых брёвен. «Арт-объект» «Сфера» обошёлся дешевле – всего в 5 млн рублей. Троица человечков с мусорными бачками, так называемых трэшменов, стоила государству сущие копейки – по 102 тыс. рублей за штуку. Примерно столько же было потрачено на каждого из целой команды деревянных «красных человечков», установленных на газоне перед зданием краевой администрации. Зато высокохудожественная «Стена», на деле представляющая собой решётчатый забор из клееного бруса, сразу облегчила краевой бюджет на 35 млн рублей.

Но самым дорогостоящим проектом оказался фестиваль «Белые ночи»: его почти 200-миллионной сметы хватило бы на годовое финансирование всех объектов культуры любого из краевых райцентров. Организаторам такая сумма запредельной не казалась. Более того, сам Гельман в одном из своих интервью жаловался на чисто технические трудности в освоении средств: «…к сожалению, бизнес-механизмы не поспевают за нашим темпом. Пермь творческая за три года обогнала Пермь деловую на порядок».

Реальную стоимость возведения незамысловатых бревенчатых конструкций ключевых пермских «арт-объектов» легко подсчитает любой квалифицированный прораб. А вот масштаб сумм, осевших в карманах гельмановской команды, можно установить только приблизительно. Некоторое представление о легальных доходах «культурных революционеров» даёт обнародованный в 2011 году отчёт Контрольно-счётной палаты края. По данным ревизоров, за 2,5 года зарубежные поездки ближайших соратников Гельмана обошлись бюджету в 1 млн 253 тыс. рублей. К примеру, бывший краевой министр культуры Борис Мильграм трижды посетил Цюрих для консультаций по вопросу разработки концепции Пермской художественной галереи. Бюджетные траты на зарплату двух художественных руководителей и двух режиссёров театрального проекта «Сцена-Молот» составили 4 млн 216 тыс. рублей. И только в первой половине 2011 года на содержание штата Центра по реализации проектов Вячеслава Торчинского краевая администрация потратила без малого 8 млн рублей.

К сожалению, приведённые в отчёте цифры вряд ли станут когда-нибудь предметом судебного разбирательства. Расходы на культурно-массовые мероприятия плохо поддаются учёту. К тому же авторы гельмановской «Концепции культурной политики Пермского края» предусмотрительно не указали критерии оценки успешности дорогостоящих «арт-проектов».

Культура протеста

В самом начале гельмановского эксперимента чудачества московских гостей и покровительствующей им краевой власти пермяки предпочитали игнорировать. Признаки явного недовольства появились только после первых масштабных акций объявленной Маратом Гельманом «культурной революции». Первыми на открытое сопротивление решились председатель Пермской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Ирина Становкина и публицист Лидия Сычёва. За ними на улицы вышли бунтующие студенты. Конечно, будущие художники и музыканты слабо разбираются в проблемах бюджетного финансирования объектов культуры. Зато им прекрасно понятен смысл одной из прошедших в городе выставок, центральная инсталляция которой представляла собой карту России, составленную из половых тряпок. (Подробнее о реакциит на этот «шедевр» в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Карта России из половых тряпок» напрягла сибирских мужиков»).

«Если Гельман говорит, что молодёжь – за него, а молодые парни и девчонки выходят на улицы с плакатами против засилья «гельмановщины», верить надо им, а не политтехнологу», – отмечает постоянный участник акций протеста Сергей Виллисов. И просит не называть его ретроградом. По его мнению, эксперименты имеют право на жизнь, но не в форме глумления над духовными устоями народа. И уж, во всяком случае, не за деньги налогоплательщиков.

Бесконечны, по замечанию великого Эйнштейна, только Вселенная и человеческая глупость. В финансовой сфере возможность бесконтрольных трат ограничена размером бюджета. Фактически гельмановская команда культуртрегеров жила на деньги, предназначенные для поддержания местных учреждений культуры. И каждый затратный проект московской тусовки приводил к сокращению объёма финансирования пермских домов творчества, клубов, кружков, библиотек, музеев и театров. Урезание расходов шло по нарастающей: в 2011-м, на пике «культурной революции», краевая администрация сэкономила на традиционной культуре 68 млн, а в нынешнем году сокращение составило уже 90 млн рублей.

Проект создания «культурной столицы Европы» привёл к ликвидации трёх сотен культурно-досуговых центров, 197 библиотек и 308 сельских киноустановок. По причине недостатка финансирования были сокращены 42% работников культуры. Коллапс традиционной культуры серьёзно повредил международному имиджу Перми: западная общественность крайне негативно отнеслась к закрытию лучшего в России финно-угорского фестиваля KAMWA.

Потери пермской культуры, говоря языком военных сводок, следует отнести к разряду безвозвратных. Затея с продвижением Перми в список европейских столиц культуры была изначально провальной. К сожалению, признать этот факт краевая администрация решилась только нынешней весной – накануне отставки губернатора Чиркунова.

По странному стечению обстоятельств первым о крахе проекта объявил Борис Мильграм, ближайший сподвижник Марата Гельмана и вице-премьер Пермского края. Историческое для края заявление прозвучало на презентации проекта «Пермь – культурная столица Европы». Чиновник был необычайно резок в формулировках, предложив «услышать всем, что это несбыточная история – подать заявку на 2016 год». Правда, заканчивая речь, Мильграм оставил себе и своим единомышленникам путь к отступлению. Как считает чиновник, теперь продвижением города должно заняться руководство страны:

«…Если нас услышат на федеральном уровне, если всё получится, – то это уникальная возможность для Перми. Если Россия заинтересуется, то она, конечно, попадёт в список, но после 2020 года. Тогда у нас появится много других российских городов-конкурентов, например Ульяновск. Я бы не упускал маленького шанса подать заявку».

Роль краевых властей, по мнению Мильграма, должна свестись к управлению проектами. Для этого в лучших бюрократических традициях соратник Гельмана предложил «…сделать дискуссионную площадку, комитет», который будет «изъявителем всех предложений». Власть к этому предложению отнеслась без энтузиазма. Говорят, что на одной из первых встреч с новым губернатором края Мильграм просил дать возможность закончить программу культурного преобразования Перми. Ответить на вопрос главы региона о конкретных результатах затянувшегося эксперимента чиновник не смог.

План покорения культурного пространства

Даже без этой оговорки заявление Мильграма трудно считать капитуляцией. Первым сигнал к отступлению из Перми дал своей команде сам Марат Гельман, организовав в феврале 2012 года «проект создания культурной оппозиции», который открылся предвыборными встречами Владимира Рыжкова, Ксении Собчак и Леонида Парфёнова с «рассерженными» жителями Перми. На фоне изменившейся политической обстановки поступок политолога выглядел вполне прагматичным. Конечно, подставив балансировавшего на грани отставки Чиркунова, Гельман терял большую часть связей среди пермской политической элиты. Зато громкий демарш накануне выборов главы государства снова делал его заметным игроком на политической сцене.

Скандальная известность – главный актив любого московского тусовщика. А уж его монетизация, судя по опыту Марата Гельмана, – дело техники. Как в своё время писала Лидия Сычёва, «культурный альянс» политтехнолога уже вовсю «шагает по стране»: клоны пермских «красных человечков» были замечены в Ижевске, Тверь приютила у себя гельмановский центр современного искусства «ТверЦА», а нефтяная Тюмень потратилась на проведение фестиваля.

«Не надо думать, будто губернаторы и региональные чиновники не знают, в чём состоит «искусство Гельмана», – отмечает Лидия Сычёва. Нетрудно заметить, что каждый региональный прорыв «культурной революции» проходит на фоне очередного громкого скандала. Не стал исключением недавний визит Марата Гельмана в Краснодарский край. Политтехнолог приготовил для богатого южного края ещё более грандиозный проект, чем для бедствующего Пермского. (Подробнее об этом в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Не думаю, что Ткачев четко понимает ситуацию» и «Спляшут ли кубанские казаки в обнимку с Pussy Riot?»). Для житницы России планировалось создать образ края развлечений по примеру американского Лас-Вегаса и, конечно, центр современного искусства. Невостребованность бизнесом и отторжение обществом – для него по-прежнему пустой звук. Ведь главное – глобальность бюджета проекта, а потому задумка должна быть утопической, а лучше и нереализуемой.

Гельман приехал с выставкой… и со скандалом. Протестующих краснодарцев и казаков попытались выдать за адекватную реакцию на новаторское искусство. Против проведения выставки Icons в Краснодаре выступили епархии. Сам Гельман заявляет, что в выставке нет ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих. Но проведённая Гельманом выставка «не открыла кассы», как пишут комментаторы ЖЖ Гельмана. Разочарованный визитёр начал устраивать шумиху и выдал себя с потрохами: ответственные лица в администрации края в одночасье превратились в глубоко неразбирающихся. Видимо, не простив обиду РПЦ и Краснодарскому краю, политтехнолог распространяет самые невероятные слухи: бездушные краснодарские священники якобы отказались отпевать погибших во время наводнения в Крымске. (Об этом можно подробно узнать в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Перепостил удивительное», но недостоверное»).

Нерациональность такого поступка обманчива. Как говорил сам Гельман, «…у меня некоторый опыт технологический, когда что-то вроде противоречит рациональному мышлению, но при этом отлично работает. Но главное не это. Главное – нужно растопырить пальцы удаче, нужно ловить удачу».

Правда, как показали массовые протесты во время июньской выставки Icons в Краснодаре, для «окультуривания» горячего южного народа техники «растопыренных пальцев» может оказаться недостаточно. Как сообщают новостные агентства, кубанские священнослужители осудили поступок настоятеля храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» отца Алексия, плюнувшего в лицо «вождю культурной революции». В отличие от связанных церковными обетами священников разгневанные казаки вряд ли проявят подобного рода толерантность, поэтому экспансию «культурной революции» Гельмана лучше остановить там, где она началась, в Перми. Иначе нынешний покровитель Марата Гельмана рискует повторить политическую судьбу своего предшественника, опрометчиво пустившего в свой край «отца российской культурной революции»».

В конце января в публикации «ЧП Олега Чиркунова и его «СемьЯ» Агентство федеральных расследований FLB подвело итог «культурной революции» галериста Гельмана а Перми: «пересидев все федеральные ревизии 2007 года, губернатор Чиркунов как ни в чем не бывало продолжил свои затеи, теперь направленные на достижение высот «культурной столицы Европы».

С решением этой задачи команда под руководством Чиркунова справляется с гусарским размахом. В местной прессе это направление давно характеризуется просто и без затей: «Организованная губернаторская группа продолжает транжирить бюджетные деньги».

Речь идет об аппетитах оскандалившихся не раз Музея современного искусства и Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) под руководством столичного галериста Марата Гельмана. Поскольку «на вкус и цвет товарищей нет», оставим творческую часть искусствоведам и критикам, остановившись лишь на финансовом аспекте – речь-то идет о деньгах из государственной казны. Траты здесь происходят не только с невиданной удалью, но и по схемам, попахивающим и уголовными делами. Любой специалист по борьбе с финансовыми махинациями, наверное, схватился бы за голову, прочитав, например, перечень работ, выполненных ПЦРД с 2009 года, с репликами пермских репортеров. Вот его самые загадочные пункты:

«– Разработка дизайн-концепции сквера молодоженов (кто-нибудь слышал о таком?).

– Конкурс «Пермский деревянный дом» (в победителях – сплошь выпускники московских да ярославских учебных заведений).

– Разработка концепции сувенирной продукции и изготовление опытных образцов.

– Анализ визуального и маркетингового наполнения «Покупай пермское!»

– Анализ мебельной отрасли Пермского края.

– Анализ отрасли деревянного домостроения.

– Анализ отрасли, производящей полимеры.

– Обеспечение участия делегации Пермского края в форуме по нанотехнологиям…»

На подобные анализы в период с 2009 по 2011 год было выделено в общей сложности 87 млн рублей. Последний раз из бюджета было направлено 10 миллионов рублей 18 апреля 2011 года.

Глядишь на все эти «аналитические» выкладки – и в памяти невольно всплывают две вещи: красочный флакончик с мыльными пузырями и инструкции по выявлению «подозрительных сделок» в банковском секторе, в просторечии именуемых «распилом»…

Кстати, в 2011 году Пермский центр развития дизайна оказал краю всего лишь 27 высокохудожественных услуг, оцененных почти в 6 миллионов рублей. Но при этом расходы на содержание центра составили 10 миллионов.

Вот такая вот «альтернативная» рентабельность…

Впрочем, о многочисленных нарушениях, допущенных со стороны Пермского центра развития дизайна и Музея современного искусства, в крае не говорит разве что ленивый, а результаты аудиторских проверок поражают воображение.

«Объем бюджетных ассигнований был необоснованно завышен ПЦРД на 35 миллионов 351 тысячу», – констатировал председатель краевой Контрольно-счетной палаты Юрий Новоселов.

Объем ассигнований на эти проекты был утвержден в сумме 50 миллионов рублей, но проверка показала, что «количество получателей услуг было не 4690 человек, как предусмотрено государственным заданием, а 1374 человека».

В свое время подобные вещи назывались «приписками», за которые можно было на долгие годы отправиться в лучшем случае на «стройки народного хозяйства». Но теперь иные времена – свободные художества легко сходят с рук свободным художникам вместе с прогрессивным губернатором.

Всего же, по данным региональных изданий, за 2010 год Музею современного искусства выписали бюджетных субсидий в сумме 72 млн 592,2 тыс. рублей, а в 2011-м – 65 млн 745,1 тыс. рублей. Причем в прошлом году субсидии были освоены лишь на 82,3%, однако остаток в размере 12,8 млн рублей возвращен в казну не был.

Детализация же этих государственных затрат, надо сказать, впечатляет:

«…Из краевого бюджета выделены средства на арт-объекты, художественная ценность которых вызывает большое недовольство пермяков:

– около 5,0 млн руб. – деревянный арт-объект «Сфера» у гостиницы «Урал» (для фестиваля «Белые ночи»);

– 241.200 рублей – буквы «ВЛАСТЬ» у Законодательного собрания края;

– по 102.300 руб. на каждого из 3 «трэшменов» (человечков с мусорками);

– 359.900 руб. – на деревянных безголовых «красных человечков»;

– 481.800 руб. на «шагающих человечков» (баннер на заборе Северной дамбы);

– 948.300 руб. – на «Яблоко» у библиотеки им. М. Горького;

– 112 млн руб. выделил г. Пермь на фестиваль «Белые ночи» (для сравнения: на повышение зарплаты муниципальным бюджетникам с 01.06.2011 г. на 6,5% выделено 68 млн руб.);

– 8 млн руб. – 12-метровая буква «П» на площади у вокзала Пермь II;

– 35 млн руб. – строительство арт-объекта «Стена» у драмтеатра (решетчатая структура из клееного бруса высотой 9–12 м через всю площадь по диагонали)…»

Такие данные приводятся в Открытом письме жителей Пермского края на имя президента РФ Дмитрия Медведева.

Но самое интересное, что созданные за государственный счет вычурные арт-объекты принадлежат… нет, не городу. И не краю. А все тому же Музею современного искусства PERMM. Например, арт-продукт в виде большой буквы «П», сложенной из поленьев. Более того, по истечении 11 месяцев с момента, как «объекты» были выставлены на всеобщее обозрение, они согласно договорам подлежат демонтажу. Схема искусства траты денег и заметания следов, как видим, проста до безобразия.

Ко всему этому, пожалуй, можно добавить, что путь к славе «культурной столицы» оказался не только дорог, но и тернист для пермяков. На митинге протеста, прошедшем 2 июля в центре Перми, было озвучено реальное состояние культуры края. Выяснилось, что в регионе за время правления губернатора Олега Чиркунова закрыто 300 культурно-досуговых центров и 197 библиотек! За последние 5 лет сокращено 42% работников культуры. Процесс «вырубания под корень» идет и сейчас. По словам выступавших, в сельской глубинке не остается ничего: ни клубов, ни детских кружков, ни библиотек.

Губернаторские же интересы, а значит, деньги, по словам ораторов, сосредоточены вокруг шумных пиар-акций, звездных фестивалей и обхаживания варягов вроде Марата Гельмана. На пару с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым заезжий культур-трейдер прилагает титанические усилия, чтобы за счет казны превратить Пермь «в культурную столицу России». Однако может статься, что при таких раскладах дети скоро превратятся в «трэшменов» из еще одного художественного проекта Гельмана, роющихся по урнам и знающих только одну букву – букву «П». Ведь с какой-то же целью Чиркунов тратил на все это бюджетные деньги?»

Не удивляет, что, не смотря на буквально титанические усилия и немерянные миллионы, Пермь так и не стала «культурной столицей России»? И даже, возможно, просто перестала быть культурной. Зато «молодые дарования» современного искусства и их старший товарищ Гельман получили возможность не один год резвиться на территории целого субъекта Федерации, да еще за немалые бюджетные деньги. В этом, пожалуй, и состоит главный секрет так называемого «современного искусства».


31.07.2012



Обзор FLB
FLB

В начало статьи

Из досье FLB

Чиркунов Олег Анатольевич

 - бывший губернатор Пермского края
17.03.2014  Участник истории
24.01.2013  Олег Чиркунов рискнул европейскими активами
23.01.2013  Расстался с политикой, расстается с женой, расстанется с бизнесом
14.08.2012  «Красные человечки» Гельмана разбегаются из Перми
31.07.2012  Несмываемый аромат актуального эксперимента
Чиркунов Олег Анатольевич, все статьи»»

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Революция гнилых чувств


Кто в день национального согласия 2017-го преподносит бойню в образе «цивилизованного протеста»

»

Навальный прогулял пять согласованных митингов


«Организаторы не затрудняют себя заранее информировать об отказе от мероприятия, либо делают это в последний момент». «Тупо» в московском офисе Навального

»

Американский Google заблокировал российское новостное агентство ФАН


Кирилл Романовский, журналист ФАН: «На мой взгляд, это акт откровенной политической цензуры».

»

Два самозванца встретились в Курске: Навальный и Завалишин


Армен Гаспарян, журналист: «Вышедшим на сцену молодым человеком, который представился членом «Единой России» является житель Курска Завалишин Евгений. К партии «Единая Россия» отношения не имеет».

»

Искали руку Кремля, а нашли украинский след


Сергей Лавров, глава МИД РФ: «Вот, нашли украинский след в отношении господина Манафорта и его какого-то сотрудника. Украинский след, наверное, нужно расследовать через Украину». Мюллер: «А вас, Манафорт, я попрошу остаться»

»

Женское лицо президентского кресла. Часть 1. Предвыборная интрига


FLB.ru начинает серию публикаций о предвыборной борьбе женщин России за президентское кресло.


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия