«Стремление нотариата обеспечить себе преференции в новом Гражданском кодексе (ГК) натолкнулось на резкое противодействие бизнес-сообщества. Как стало известно РБК daily, главы ТПП, РСПП, «Деловой России» и «ОПОРА России» написали премьеру Дмитрию Медведеву письмо. Предприниматели выражают несогласие с планируемым обязательным нотариальным заверением сделок с недвижимостью. Ко второму чтению ГК депутаты уже решили смягчить норму, оставив под ее действием сделки с участием физических лиц. На такое послабление бизнес не согласен — готовится обращение на имя президента Владимира Путина.
Когда Дмитрий Медведев внес зимой этого года проект нового ГК на рассмотрение Госдумы, в тексте имелась общеобязательная норма о нотариальном заверении всех сделок, связанных с госрегистрацией перехода прав на недвижимость. Весной ряд представителей крупного и среднего бизнеса высказывались о недопустимости такой правовой конструкции.
В этом виде норма пережила первое чтение, но видоизменилась ко второму. Депутаты посчитали, что на ситуации сделок между юридическими лицами норму можно не распространять. Все сделки с госрегистрацией прав должны быть заверены даже в ситуации, когда банк имеет дело с гражданином, пояснил РБК daily глава профильного комитета Госдумы Павел Крашенинников.
Речь идет об обеспечении достоверности сведений в реестре прав на недвижимое имущество, рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. «Такие сделки нужно квалифицированно сопровождать. Исторически все страны континентальной Европы видят решение этих проблем путем нотариального удостоверения», — отмечает она.
Однако бизнес намерен отстаивать свои интересы. В ближайшее время премьеру Дмитрию Медведеву будет отправлено письмо, подписанное президентами РСПП, ТПП, «ОПОРА России» и «Деловой России». В документе бизнесмены просят премьер-министра «оказать содействие в рассмотрении данного вопроса с точки зрения оценки экономических и социальных последствий введения норм законопроекта». Бизнес-лоббисты указывают на фактическую «невостребованность нотариальной услуги обществом». В письме приводится статистика, согласно которой сегодня лишь около 1% от общего числа регистрационных действий происходит с участием нотариусов.
Эта цифра может быть даже меньше 1%, замечает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. «Желание заплатить нотариусу за договор, не требующий заверения, возникает зачастую у людей боязливых. Если сделать обращение к услугам нотариусов в таких ситуациях добровольным, компании вряд ли станут чаще обращаться к ним», — прогнозирует эксперт рынка недвижимости.
Юристы критикуют проект нормы. «Практика показывает, что нотариусы никакой реальной ответственности за недобросовестное заверение не несут. От увеличения объемов нотариальных сборов сделки чище не станут, но существенно возрастут расходы. При этом цена сделок может перейти в теневую плоскость», — опасается партнер юркомпании «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Юков.
Принятие нового ГК показывает, как разработчики преследуют «амбициозные цели ограничить жуликов и мошенников», говорит партнер Baker & McKenzie Эдуард Бекещенко. Он обращает внимание, что с преступностью необходимо бороться не гражданско-правовыми инструментами, но с помощью уголовного права: «Основа борьбы с преступлениями — эффективная работа правоохранительных органов, ГК не должен бороться с криминалом».
Сначала необходимо усовершенствовать специальные нормы о нотариате, содержащиеся в профильном федеральном законе, рассуждает вице-президент ТПП, доктор юридических наук Вадим Чубаров. «Только потом можно будет вносить в общее регулирование ГК соответствующие изменения. Внутренние стандарты работы нотариата должны соответствовать предлагаемой проектом ГК обязательности нотариальной формы», — подчеркивает он.
Норма станет обязательной после введения в действие нового закона о нотариате, а также утверждения Минюстом тарифной сетки нотариата, парирует г-н Крашенинников. «Мы исходим из того, что публичные компании и юрлица смогут защитить себя, так как они располагают штатом юристов и бухгалтеров», — объясняет единоросс. По его словам, затраты участников гражданского и торгового оборота на нотариальные услуги в случае принятия нормы могут составить не менее 1% от стоимости сделки.
Предприниматели называют уступки законодателей «половинчатыми». Поэтому ко второму чтению можно ожидать второго письма, на этот раз уже к главе государства. «Это наша принципиальная позиция, и мы планируем доносить ее до всех общественных институтов, включая президента», — сообщил РБК daily источник в деловых кругах».
В мае в публикации «Бизнес восстал на поправки Медведева» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «поправки в Гражданский кодекс, внесенные Дмитрием Медведевым и уже принятые Госдумой в первом чтении, категорически не устраивают крупный бизнес. По мнению РСПП, поправки устанавливают неограниченную солидарную ответственность акционеров по обязательствам подконтрольных им компаний. Есть у бизнесменов возражение и по поводу усиления роли нотариусов в деловом обороте.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обсудил в пятницу вместе с представителями Минэкономразвития, Высшего арбитражного суда и совета при президенте по кодификации законодательства президентские поправки в Гражданский кодекс. Открыл заседание глава РСПП Александр Шохин. Он сообщил, что в процессе обсуждения поправок бизнес-сообществу удалось убедить законодателей и правительство отказаться от некоторых норм, наносящих ущерб акционерам.
Из законопроекта, в частности, была исключена норма об увеличении требований к размеру уставного капитала компаний. Разработчик поправок — совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства — предлагал увеличить минимальный капитал для ООО в 30 раз, до 300 тысяч рублей, а для ОАО — до 1 млн рублей. Предполагалось, что это позволило бы снизить количество фирм-однодневок. Но в РСПП посчитали, что ужесточение регистрации ограничит свободу предпринимателей и приведет к снижению деловой активности. Возражение РСПП было поддержано Минэкономразвития, и норму ко второму чтению исключили.
Тем не менее, по словам Шохина, бизнесу не удалось найти взаимопонимания с законодателями по многим позициям. Возражений и уточнений набралось несколько десятков, они изложены на 42 листах, уточнил Шохин.
«Наибольшую обеспокоенность бизнес-сообщества вызывает сохранение нормы об участии нотариусов в деловом обороте. Об этом на заседании заявил председатель комитета РСПП по собственности и глава «Альфа-групп» Михаил Фридман, - сообщает Газета.Ру.
«Нотариальное оформление всех сделок, предполагающих государственную регистрацию, — это опасная история. Это дополнительный барьер для ведения бизнеса», — сказал Фридман.
В западных странах регистрация сделок занимает два часа, уточнил Фридман. «Это создает конкурентные преимущества, а мы создаем дополнительный фактор понижения инвестиционной привлекательности», — добавил предприниматель. По мнению РСПП, нотариальное удостоверение сделок приведет к росту финансовой нагрузки на бизнес.
С Фридманом согласился заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров. Он считает, что ни нотариус, ни представитель власти (Росреестр) не несут адекватной ответственности — финансовой, административной или уголовной — за достоверность сделки.
«В мире нет другой такой страны, которая бы содержала и систему регистрации сделок, и систему регистрации прав, и в мире нет такой системы оборота, где ни один из берущих деньги потом ни за что не отвечает», — отметил чиновник.
Получить компенсацию за неправильную регистрацию в госреестре или компенсацию от нотариуса сейчас невозможно.
Второе возражение Фридмана касалось нормы об аффилированности (связанности, взаимозависимости) юридических лиц.
Фридман рассказал историю о том, как ему пришлось доказывать в Высоком суде Лондона, что он не является аффилированным лицом с предпринимателем, который носит такую же фамилию, как и он. Пришлось предъявить суду фамильное генеалогическое древо.
РСПП предлагает вообще не вносить в ГК норму об аффилированности в тех расширительных формулировках, которые были предложены законодателем. В противном случае будет нарушен принцип «правовой определенности».
Кроме того, такая формулировка не стыкуется с действующим законодательством. В антимононопольном законодательстве используется похожая норма о «группе лиц», а в налоговом — «взаимозависимость субъектов».
Наконец, РСПП категорически против введения солидарной ответственности мажоритарного акционера по обязательствам подконтрольных ему компаний. В данном случае будет нарушен гражданско-правовой принцип, в соответствии с которым размер ответственности акционера не может превышать размера его вклада в уставный капитал компании.
«Если ввести такую ответственность, то об инвестиционной привлекательности компаний можно забыть», — считает управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин.
После выступления Фридмана и Варварина экс-депутат Госдумы и вице-президент РСПП Виктор Плескачевский заявил, что он не знает, что хуже: ввести мораторий на вступление в силу новых норм ГК или все-таки кардинально перекроить кодекс. «Если принять поправки в таком виде — это будет удар по собственникам», — считает Плескачевский.
У этих поправок действительно сложная судьба, они готовились четыре года, не всегда публично, и стоило больших трудов приблизить эти поправки к требованиям бизнеса, признал директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков.
Успокоить представителей бизнеса вызвался один из разработчиков законопроекта, зампред совета при президенте по кодификации Евгений Суханов.
«Вокруг этих поправок развелось много «страшилок», в том числе про засилье или даже, как тут выражались, нашествие нотариусов. Но нотариальное оформление сделок есть в западноевропейском континентальном праве, которое наиболее близко российскому», — считает Суханов.
Он признал, что действующее законодательство не накладывает на нотариусов адекватной ответственности за удостоверение сделок. Суханов уверен, что нотариальную ответственность нужно страховать, как это делается на Западе. А размер тарифа за нотариальные услуги могло бы контролировать государство, указывая их предельную стоимость в процентах от суммы договора.
Пакет поправок в ГК, внесенный президентом Дмитрием Медведевым, Госдума приняла в первом чтении 27 апреля. По словам Медведева, столь масштабное изменение ГК призвано улучшить экономическую жизнь и инвестклимат в стране.
Как пояснил «Газете.Ru» Шохин, РСПП рассчитывает сформулировать свои предложения для Госдумы до 25 мая. Второе и третье чтение поправок могло бы состояться до конца весенней сессии Госдумы, а вступить в силу они могли бы уже 1 сентября».
|