«Совладелец российско-британской ТНК-ВР Виктор Вексельберг не намерен продавать свою долю в компании, покупкой которой заинтересовалась «Роснефть», сообщает сегодня Газета.Ру.
«Нет, не рассматриваю», – заявил Вексельберг, отвечая на вопрос, рассматривает ли он возможность продажи принадлежащих ему акций ТНК-ВР.
В настоящее время по 50% ТНК-ВР принадлежит британской ВР и российскому консорциуму AAR (25% – «Альфа-групп» Михаила Фридмана, по 12,5% – «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника). ВР на фоне обострившегося корпоративного конфликта с AAR заявила о намерении продать свою долю.
Во вторник «Роснефть» сообщила, что начала переговоры с BP о возможном выкупе ее доли в ТНК-BP. Еще месяц назад глава «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что компания «никогда не думала об этом». Консорциум AAR ранее заявлял, что готов сам выкупить 50% или 25% акций, принадлежащих BP в ТНК-BP, однако в среду сообщил, что согласен на паритетное партнерство с «Роснефтью» в ТНК-BP.
В среду вечером рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило рейтинг «Роснефти» в список на пересмотр с возможным понижением из-за заинтересованности российской нефтяной компании в возможном приобретении доли BP в ТНК-ВР».
Накануне в публикации «Сечин Фридману к лицу?» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «консорциум AAR (Alfa-Access-Renova) устроит возможное партнерство с «Роснефтью» в ТНК-ВР на условиях паритета, - сообщает сегодня Газета.Ру со ссылкой на одного из российских акционеров ТНК-ВР.
Отвечая на вопрос, осложнит ли работу ТНК-ВР приход нового акционера на условиях 50/50, акционер сказал журналистам: «Не вижу больших проблем, если ВР примет решение о продаже доли «Роснефти». У нас много синергии с «Роснефтью».
Он также добавил, что другого формата партнерства, кроме как паритетный, не предполагается.
На данный момент BP владеет 50% акций ТНК-BP, остальные принадлежат AAR (25% – «Альфа-групп» Михаила Фридмана, а по 12,5% – «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника).
Накануне «Роснефть» сообщила, что начала переговоры с BP о возможном выкупе ее доли в ТНК-BP. Хотя еще месяц назад глава «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что компания «никогда не думала об этом».
Ранее AAR заявлял, что готов сам выкупить 50% или 25% акций, принадлежащих BP в ТНК-BP».
«Российские власти пока с осторожностью комментируют возможность вхождения "Роснефти" в ТНК-ВР, - сообщает Newsru.com.
Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что покупка "Роснефтью" доли в ТНК-ВР "с точки зрения капитализации госкомпании - это, наверное, хорошо, это расширение ее сферы бизнеса, повышение капитализации".
"Но в целом я считаю, что иностранные компании должны в какой-то доле участвовать в рынке и должны приходить в страну. Они увеличивают конкуренцию, и это правильно", - сказал Новак.
Глава Минэкономики Андрей Белоусов отметил, что "возможная сделка должна быть одобрена правительством", а руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что "ФАС запросит материалы по возможному выкупу "Роснефтью" доли в ТНК-ВР".
С уходом ВР ТНК-BP потеряет технологии, вряд ли она сможет долго поддерживать добычу на текущем уровне, считает аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук, и вряд ли "Роснефть" в этом заинтересована, отмечает он».
На днях в публикации «От тайги до британских морей…» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «государственная нефтяная компания "Роснефть" проинформировала BP о своем интересе к приобретению доли британской компании в ТНК-ВР. Об этом говорится в официальном пресс-релизе "Роснефти". Еще 1 июня руководитель "Роснефти" Игорь Сечин опровергал слухи об интересе компании к активам ТНК-ВР.
«ОАО «НК «Роснефть» сообщает, что, в связи с недавними заявлениями компании BP о намерении рассмотреть возможность продажи своей доли в ТНК-BP, НК «Роснефть» проинформировала BP о своей заинтересованности в возможном приобретении указанной доли. В результате стороны договорились приступить к переговорам по данному вопросу и подписали соглашение о конфиденциальности. НК «Роснефть» была проинформирована, что иные акционеры ТНК-BP также объявили о своей заинтересованности в приобретении всей или части доли компании BP в ТНК-BP и что в соответствии с акционерным соглашением компания BP обязана провести с ними добросовестные переговоры. НК «Роснефть» считает, что приобретение доли BP в TНК-BP будет отвечать интересам как акционеров компании «Роснефть», так и акционеров BP и будет направлено на дальнейшее развитие ТНК-BP.
НК «Роснефть» не предоставляет каких-либо заверений или гарантий, что НК «Роснефть» и BP заключат какие-либо сделки в отношении ТНК-BP.
Последующие объявления будут сделаны по мере необходимости», - говорится в заявлении госкомпании.
«В "Роснефти" отметили, что знают о заинтересованности в активе российских акционеров ТНК-ВР - консорциума AAR Михаила Фридмана, Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга, - сообщает сегодня Лента.Ру. - По условиям соглашения между акционерами ТНК-ВР, AAR имеет преимущественное право переговоров по сделке. Если она не состоится, тогда в борьбу за актив вступит "Роснефть". О потенциальной сумме сделки пока ничего не сообщается».
На прошлой неделе в публикации «Предложение, от которого легко отказаться» Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «российские акционеры хотят получить за свою долю в ТНК-BP наличные и 10–12% акций BP. Британцев сделка может не устроить, так как AAR может стать крупнейшим акционером компании. Эксперты считают, что третьей стороной в споре российских и британских акционеров станет «Роснефть».
Консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) готов продать свою долю ТНК-BP британскому акционеру BP за наличные и 10–12% акций, чтобы положить конец акционерному конфликту, заявил Михаил Фридман – один из трех российских бизнесменов, владеющих половиной акций ТНК-ВР – акционерам ВР на встречах в Нью-Йорке и Бостоне. «Сообщение, сделанное Михаилом Фридманом, состоит в том, что партнерство в нынешней форме исчерпало себя», – пояснил в интервью Reuters генеральный директор консорциума российских акционеров AAR Стэн Половец.
«Акционерам нужно найти способ скорректировать структуру собственности и ликвидировать внутренние противоречия, разрывающие компанию», – заявил он. Предложенный вариант освободит ВР от обязательств, наложенных акционерным соглашением ТНК-ВР, и позволит ВР стать партнером «Роснефти» или «Газпрома», добавил он».
«Половец утверждает, что реакция акционеров ВР на идею выкупа доли AAR в ТНК-ВР за наличные и акции была «намного более позитивной», чем на другой вариант – приобретение российским консорциумом 25% бумаг, принадлежащих ВР в ТНК-ВР, - сообщила Газета.Ру.
«Большинство акционеров не беспокоило то, что AAR станет крупным акционером ВР», – сказал Половец, добавив, что AAR не будет требовать представительства в совете директоров, а сам процесс обмена акциями может занять пять-семь лет.
По сообщению Reuters, официальное предложение о заинтересованности может быть сделано 19 июля.
На данный момент у AAR и ВР по 50% компании. Капитализация ТНК-BP на бирже составляет около $35 млрд, но эта оценка не включает в себя входящие в компанию непубличные активы. В прошлом году, пытаясь спасти альянс, «Роснефть» и ВР предложили AAR продать долю в ТНК-ВР за $32 млрд. Если эта оценка актуальна, в случае реализации сделки по обмену акциями с AAR BP придется заплатить еще $18–20 млрд, подсчитывает Андрей Полищук из Райффайзенбанка.
Но эксперты считают вариант вхождения российского консорциума в BP маловероятным. «Михаил Фридман, по всей видимости, пытается выходить напрямую на акционеров, поскольку отношения с менеджментом, в частности с главой компании Робертом Дадли, у российских владельцев ТНК-BP непростые», – говорит Сергей Вахрамеев из ИФК «Метрополь».
Но британцев такая схема сделки вряд ли устроит: в случае получения 10% британской компании россияне станут ее крупнейшим акционером (доля каждого из акционеров ВР сейчас не превышает 3–5%).
Более вероятен вариант вхождения в THK-BP крупной российской госкомпании, например, «Роснефти», согласен Полищук. По мнению эксперта, «Роснефть» может выкупить долю концерна AAR , что позволит ей получить желанный доступ к зарубежным проектам через нового партнера – BP. Вахрамеев, напротив, считает, что «Роснефть» может выкупить в ТНК-BP долю британцев: после аварии в Мексиканском заливе британская компания прежде всего заинтересована в получении денежных средств, а AAR может усложнить получение дивидендов. Впрочем, аналитик не исключает и реализации другого варианта, а именно выкупа доли ВР консорциумом AAR. Ранее консорциум заявлял, что готов купить половину доли ВР в ТНК-ВР по текущей рыночной цене порядка $10 млрд.
Отношения между акционерами ТНК-ВР ухудшились в прошлом году, когда ВР пыталась создать стратегический альянс с государственной нефтяной компанией «Роснефть». AAR удалось заблокировать эту сделку в судах, доказав, что она нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР. В конце мая Михаил Фридман покинул пост главы ТНК-BP – AAR утратил доверие к BP как партнеру, объясняли источники. После этого консорциум AAR заявил, что готов выкупить долю BP в российско-британском холдинге».
Подробнее о противостоянии «Роснефти» и российских акционеров ТНК-ВР читайте в публикации Агентства федеральных расследований FLB «ФАС на AAR».
|