«Уралхим» выступил с опровержением открытого письма «Общественности города Тольятти». Опровержение это наделало больше шума, чем само открытое письмо. Похоже, после него последние сомнения о том, кто заказчик информационной войны, цель которой - рейдерский захват ОАО «Тольяттиазот», исчезли.
«ТоАЗ» давно почувствовал рейдерский интерес. Бесконечные проверки контролирующих органов, неожиданные заявления неизвестно откуда взявшихся акционеров будоражили завод. Шум и давление перекинулись на город – появились открытые письма тех самых акционеров в местной печати, обвинения в непрозрачности финансовой политики, уводов денег в офшоры.
Акционеры на поверку оказывались подставными, отчетов завод предоставил на 80 пачках стандартной бумаги формата А4, но до последнего момента было непонятно, кто заказчик. Версии были разные. Последняя – интерес «Уралхима», которому принадлежит около 10 процентов акций «ТоАЗ» и владельцем которой является олигарх Дмитрий Мазепин. В открытом письме , подписанном представителями общественных организаций, депутатами городской, областной и Государственной Думы РФ, авторы просили представителя Президента России в Приволжском федеральном округе, Генерального прокурора России и руководителя Следственного комитета России привести производственный конфликт в цивилизованное русло. Поскольку город Тольятти превратился в поле боя.
Вот выдержка из письма «Тольяттинцев запугивают лживой информацией о грозящей производственной и экологической катастрофе, о «второй Фукусиме», предлагают за деньги писать жалобы на «Тольяттиазот» в правоохранительные и надзорные органы, стены домов, заборы и биллборды изуродованы пугающими негативными надписями, на городских улицах проходят несанкционированные акции с участием приезжей массовки. …Возможно, у Дмитрия Мазепина есть какие-то претензии к владельцам ОАО «Тольяттиазот». Но причем здесь горожане, среди которых сеют панику и страх?.. На каком основании к давлению на трудовой коллектив и акционеров «Тольяттиазот» привлекаются правоохранительные органы, которые отвлекаются от непосредственных обязанностей по охране порядка и законности, тратя деньги налогоплательщиков в угоду частным интересам? У нас правовое государство, если есть спорные вопросы и не получается договориться, идите в суд и там доказывайте свою позицию. Мы против превращения рядового корпоративного конфликта в масштабную войну против целого города».
В заключение авторы просят полпреда, прокуратуру и следственный комитет разобраться в том, кто автор информационной войны, прекратить ее и наказать виновных. «В этой связи нас особенно беспокоят настойчивые попытки компании «Уралхим» добиться от руководства завода значительного снижения социальных расходов»- пишут авторы письма. Ну, как бы и не по теме, но уж к слову пришлось. Еще раз обратим внимание, что «Уралхим» и её владелец Дмитрий Мазепин лишь предполагаются как заказчик информационной войны, разобраться в происходящем призываются правоохранительные органы.
Ответ «Уралхима» был скор и резок. В пылу переполнявших эмоций, отвечающие открестились от очевидного, но выдали скрываемое. «ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» выражает решительный протест против подобного рода обвинений. Компания официально заявляет, что ни одно из приведенных в указанном письме утверждений не соответствуют действительности».
Это как – ни одно утверждение не соответствует действительности? То, что город, все стены, изрисованы надписями о экологической катастрофе, что проходят митинги, в которых участвуют непонятно откуда появившиеся люди? Хорошо, этого московская пресс-служба «Уралхима» может и не знать. Но достаточно порыться в Интернете, как появляются странные обращения неких миноритарных акционеров, призывающих жителей Тольятти писать жалобы, в том числе, анонимные, на «Тольяттиазот», требуя некие недополученные деньги. Деньги недополучены – считают эти миноритарные акционеры – из-за заниженных цен, по которому «ТоАЗ» продает продукцию. Посему неназванные акционеры готовят иски в суд, обещая жалобщикам вернуть прибыли. Интересно, как эту прибыль получат анонимы? ( Письмо опубликовано 2 апреля в газете "Понедельник")
А вот цитата из опровержения «Уралхима»: «Кроме того, компания «УРАЛХИМ» не согласна с политикой ценообразования на продукцию, которую проводит руководство ОАО «Тольяттиазот». Компания считает, что ОАО «Тольяттиазот» продает свою продукцию по заниженным ценам, лишая предприятие и его акционеров значительной части прибыли. В частности, Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината (ОАО «ЗМУ КЧХК»), входящий в группу «УРАЛХИМ», на мощностях в два раза меньших (2 агрегата аммиака, 2 агрегата аммиачной селитры и 2 агрегата азотной кислоты) за 2011 год получил прибыль больше, чем получил ОАО «Тольяттиазот» на 11 агрегатах: 7,888 млрд рублей чистой прибыли у «ЗМУ КЧХК и 7,273 млрд рублей чистой прибыли у «Тольяттиазота»).
Не правда ли, похож стиль? Но к сути. Как видно, цены на продукцию не названы, есть лишь сравнения двух заводов. Такая игра большими числами для не спициалистов. «ТоАЗ» ежегодно тратит миллиарды рублей на глубокую модернизацию производства. Только на ремонт агрегатов (в том числе с их полной остановкой) в бюджете корпорации заложены миллиарды в рублей, а объем всей инвестиционной программы «Тольяттиазота» составляет около 11 миллиардов . Модернизация – это в том числе и вопрос экологической безопасности, уменьшение выбросов и техногенных опасностей, которыми пугают жителей Тольятти. Понятно, что при такой взвешенной производственной политике прибыли не самое главное.
А вот в Кирово-Чепецке ситуация иная. Тут действительно прибыль – главное. КЧХК со дня своего основания сбрасывал производственные стоки, в том числе и радиоактивные, в зону санитарной охранной зоны Кировского водозабора. В результате образовался беспрецедентный для региона ареал загрязнения размером с центральную часть города Кирова. Ежегодно в паводковый период местные водоемы из-за безответственной деятельности КЧХК загрязняются солями аммония. Но Кирово-Чепецкий химкомбинат, входящий в состав холдинга «Уралхим», деньги на экологию не тратит, даже несмотря на принуждения прокуратуры, которая вынесла предписание «Уралхиму» принять меры по недопущению дальнейшего загрязнения. Однако холдинг не спешил его исполнять, даже тогда, когда весной 2010 года сбросы из шламохранилища КЧХК стали причиной загрязнения реки Вятка, в результате чего Киров на 5 дней остался без питьевой воды.
Экологическая закрытость «Уралхима» и нежелание вкладывать средства в очистные сооружения привели к тому, что холдинг оказался в центре международного скандала. Служба безопасности «Уралхима» однажды избила журналиста-эколога, правозащитника Романа Юшкова, который вместе с коллегами попытался осмотреть промышленную зону химкомбината «Азот» в Березниках (Пермский край).
При всех значительных прибылях, годовое собрание акционеров ОАО «ОХК «Уралхим» решило не выплачивать дивиденды акционерам за 2011 год. При том, что год назван «Уралхимом» прорывным. А общий долг «Уралхима» по тому же 2011 году – 930 миллионов долларов. (При этом состояние владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина оценивается в 1,5 миллиарда долларов.)
СМИ уж много писали про попытки Дмитрия Мазепина «скинуть долг» и уйти за границу. В Латвию, в частности, по закону которой при инвестициях в этой стране можно получить ее гражданство. Писали, что Мазепин собирается построить химический терминал в Риге, купить латвийский футбольный клуб, гостиницу рядом с резиденцией латвийского президента. Представительство «Уралхима» уже открыто в Риге. Но местное население, узнав об экологических катастрофах на заводах «Уралхима» в России, стало выражать свое активное недовольство, опасаясь, что «терминал Мазепина» разрушит и экологию Риги, загрязнив воздух и воду. Аналогичная история у Мазепина была во Франции.
Несколько лет назад депутаты Сената Франции от партии «зеленых» Мари-Кристин Бландин и Жан Дезессар фактически сорвали планы «Уралхима» открыть во французском городе Дьеп предприятие, имеющее отношение к производству аммиачной селитры. Хотя, разумеется, вместе со срывом проекта «Уралхима» в Дьеппе Мазепин утратил шансы стать гражданином Франции.
Чтоб она не повторилась, Мазепин собирается стать соседом Латвийского президента, и, как пишет пресса, финансирует партии латвийского сейма. В том числе, как предполагает пресса, и организации неофашистского толка .
В общем, даже при первом рассмотрении ситуация проста- «Уралхим» качает деньги всеми возможными способами. И стремится получить под свой контроль другие предприятия. Недоумевая –как же так, мощности «ТоАЗ» выше, а денег что-то маловато - не тех денег, что завод зарабатывает и тратит на модернизацию и социальные программы, а денег в виде чистой прибыли в карман владельца «Уралхима»? Вот, собственно, и вся суть опровержения. Владислав Шестаков
|