«В списке исламских материалов, признанных решением суда в Оренбурге экстремистскими, оказалась книга имам-хатыба мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова "Путь к вере и совершенству". Между тем Шамиль Аляутдинов является заместителем председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина по религиозным вопросам, - сообщает Newsru.com.
"Решение Ленинского районного суда Оренбурга не было опротестовано в надлежащий срок и в конце апреля 2012 года вступило в силу", - сообщили накануне в Совете при Минюсте РФ по выявлению признаков экстремизма в религиозной литературе.
Ранее экстремистской была признана листовка другого руководителя Совета муфтиев - сопредседателя этой организации Нафигуллы Аширова, написанная в поддержку террористической организации "Хизб ут-Тахрир", а также три книги под редакцией имам-хатыба Владивостока Абу Ахмада Абдуллаха ибн Джамиля, занимающего пост муфтия - куратора Дальневосточного федерального округа по линии Совета муфтиев».
В публикации «Лояльность мусульман государству под угрозой» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «суд в Оренбурге признал экстремистскими более 60 книг, которые мусульмане считают авторитетными исламскими произведениями. Совет муфтиев России выступил с резкой критикой этого решения, заявив, что оно принималось на основе неквалифицированного экспертного заключения, а также предложил ввести норму, согласно которой только сами религиозные общины смогут находить экстремизм в богословской литературе. Специалисты оценили это предложение неоднозначно.
В понедельник Совет муфтиев России распространил заявление в связи с решением Ленинского районного суда Оренбурга, согласно которому 65 мусульманских книг признаны экстремистскими.
Совет муфтиев заявляет, что достаточно часто причиной включения в перечень экстремистских материалов мусульманской литературы являются «не всегда объективные, обоснованные, всесторонние и полные по объему экспертные заключения».
«26.03.2012 года судья Ленинского районного суда г. Оренбурга А. В. Нуждин удовлетворяет ходатайство прокурора по 65 (!) наименованиям литературы богословского и исторического содержания буквально всех исламских издательств России», – сказано в заявлении на сайте Совета муфтиев.
Копия решения, вступившего в силу в апреле 2012 года, была предъявлена торговцам книгами на проходившей недавно в Казани выставке-ярмарке исламских издательств.
«Прокурор и судья Ленинского района г. Оренбурга, не пригласив на слушания в качестве ответчика ни одного автора, переводчика либо издателя, кулуарно приняли решение, которое ставит под угрозу лояльность мусульман нашему государству!» – сказано в заявлении.
Совет муфтиев отметил, что воспринимает запрет религиозной литературы как попытку возрождения «тотального идеологического контроля».
«Мусульмане России убеждены, что определение перечня экстремистской религиозной литературы является внутренним делом каждой конфессии, именно на этом уровне должны приниматься соответствующие решения. Для вынесения решений по внесению религиозной литературы в список материалов экстремистского содержания необходимо наличие экспертизы от самих религиозных организаций России, для чего созданы и действуют экспертные советы, в том числе и по религиозной литературе», – говорится в документе.
В совете убеждены, что необходимо законодательно пресекать деятельность только тех организаций, которые нарушают действующее законодательство, «а не делать религиозную литературу виновником существующих социально-политических проблем».
Как говорится в сообщении на поволжском мусульманском сайте Ansar, «вне закона оказались авторитетнейший сборник хадисов «Сады праведных», книга «Весы деяний» Абу Хамида аль-Газали, труды Османа Нури Топбаша и религиозного мыслителя Фетхуллы Гюлена, а также многое другое».
По мнению экспертов, в ситуации с запретом мусульманских книг в России действительно существует некий перехлест.
«В том, что творится с запретами именно мусульманской литературы, идет явный перехлест. Сам факт этих запретов действительно играет радикализирующую роль. Он радикализирует и мусульманских официальных лидеров, в том числе потому, что они часто недоумевают по поводу совершенно нелепых запретов. Вообще религиозную литературу можно запрещать сколько угодно, такими темпами можно дойти и до Корана», – сказал газете «Взгляд» доцент РГГУ Ахмет Ярлыкапов.
«Здесь есть и другое измерение. Подобные запреты создают излишнюю рекламу разным изданиям. В конечном итоге, несмотря на запрет, такие книги будут читать, их будут вывешивать в интернете. Создается дополнительная шумиха, дополнительная ненужная реклама», – считает он.
Эксперт счел сомнительной инициативу Совета муфтиев, согласно которой религиозные общины должны самостоятельно определять, какую литературу следует считать экстремистской.
«У мусульман нет церкви, нет аналога папы римского, патриарха и так далее. Подавляющее большинство мусульман России – совершенно не радикальные и лояльные государству. Они читают ту литературу, которая им интересна, и часто даже не знают о существовании тех книг, которые запрещаются. Я не знаю механизма внутри конфессии для того, чтобы внутри конфессии запрещать какие-то книги. Совет муфтиев России может назвать какие-то издания нежелательными, но это будет частным мнением совета. Все зависит от авторов книг – насколько они авторитетны для мусульман. Собственно, в такой свободной форме и решается проблема», – сказал Ярлыкапов.
«Выполнение закона, в том числе закона об экстремизме, – обязанность религиозных организаций. Если они не выполняют закон – для этого создана прокуратура, для этого созданы спецслужбы. Поэтому исполнение закона – это не чье-то внутреннее дело, это дело государства. Другое дело, насколько экспертные оценки были квалифицированными и взвешенными, не руководствовались ли те, кто принимал это решение, предрассудками по отношению к мусульманам», – заявил газете «Взгляд» председатель совета общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», член Президентского совета по межнациональным отношениям Рамазан Абдулатипов.
Отвечая на вопрос о том, какой должна быть процедура признания той или иной литературы экстремистской, эксперт сказал, что «по логике вещей должна быть экспертная оценка специалистов, которые этим вопросом занимаются, которых привлекают прокуратура и другие органы». «Я думаю, что такая экспертная оценка была – просто так с бухты-барахты такие решения не принимаются. Такие эксперты работают в том числе в спецслужбах, в органах прокуратуры, они знают и религиозную, и этническую проблематику», – говорит он.
Абдулатипов убежден, что лояльность мусульман государству, о возможном подрыве которой предупреждает Совет муфтиев, «не зависит от разного рода заявлений». «Обязанность мусульман – выполнять законодательство страны. Именно в выполнении законов и конституционных обязанностей и заключается лояльность государству и мусульман, и христиан, и иудеев, и буддистов», – сказал эксперт.
«Просто самой мусульманской общине надо более активно бороться с экстремизмом. Надо просвещать, ведь любой экстремизм – от невежества. Пророк Мухаммед сказал: «Бойся невежественных, от них все трагедии человека». Религиозным общинам нужно своевременно замечать, если это невежество начинает распространяться вокруг. Слишком много разного рода таких людей и таких лозунгов вокруг мусульманской общины, которые не соответствуют духу и культуре ислама. И наши мусульманские деятели: Совет муфтиев России, другие организации – достаточно взвешенно подходили к этому вопросу в самые трудные годы», – считает он.
При этом Абдулатипов заметил, что «если на таком уровне звучат заявления, значит, нужно еще раз внимательно посмотреть и тем, кто принимал это решение, – может, чего-то недоработали, где-то поспешили». «Слишком много предвзятости в России по отношению к мусульманам. Какие бы ни были экстремистские движения около и вокруг ислама, к нормальному истинно верующему человеку, соблюдающему законы, должно быть отношение как к гражданину России», – сказал собеседник».
|