В лопнувшем банке «Холдинг-Кредит» таджики уничтожили данные о вкладчиках и должниках
«Из банка «Холдинг-Кредит», у которого в мае была отозвана лицензия, таинственным образом исчезло большинство документов, в том числе сведения о кредиторах и должниках. Притом как на электронных, так и на бумажных носителях. Это означает, что должникам банка можно вздохнуть спокойно, а вкладчикам придется еще понервничать. Об этом «Маркеру» рассказал источник, близкий к временной администрации лопнувшей организации. В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) успокаивают, что вкладчиков, которым положено страховое возмещение от государства — до 700 тыс. рублей, проблемы не коснутся.
Как стало еще одним банком меньше
Лицензия у «Холдинг-Кредита», еще 1 мая входившего в третью сотню российских банков по объемам активов, была отозвана 16 мая. В числе причин — неисполнение законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБ, а также установление фактов существенной недостоверности отчетных данных.
Крах «Холдинг-кредита» был ожидаем. Сперва Федеральная налоговая служба предъявила банку требование по уплате налогов по операциям с золотом почти на 2 млрд рублей. Если бы банк выплатил эти деньги, величина его собственных средств стала бы отрицательной. После распространения этих сведений из кредитной организации стали уходить клиенты. В итоге 10 мая банк прекратил операции с физлицами и компаниями, а 12-го ЦБ заблокировал его корсчет.
ЦБ, как было сказано в его сообщении, зафиксировал многочисленные факты неисполнения «Холдинг-Кредитом» обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами. При этом руководство кредитной организации самоустранилось от управления.
Необычный фокус с исчезновением
Руководство «Холдинг-Кредита» должно было передать все дела временной администрации, в состав которой входят сотрудники Центробанка (ЦБ). В ЦБ не подозревали, с чем придется столкнуться. «Когда временная администрация пришла в «Холдинг-Кредит», обнаружилось, что в банке отсутствует электронная база данных и многие бумажные документы, — поражается источник «Маркера». — В «Холдинг-Кредите» представили следующую версию. Двое таджиков-рабочих зачем-то переносили сервер с одного этажа на другой, неожиданно его уронили и разбили вдребезги. Вот такое несчастье. Про бумажные документы пока ничего не сказали, но, видимо, придумают историю про какой-нибудь пожар».
Собеседник напомнил, что даже в рухнувшем Межпромбанке, который принадлежал экс-сенатору Сергею Пугачеву, откуда также «испарилась» информация на электронных носителях, все-таки остались кипы бумаг.
АСВ реконструирует архивы по крупицам
По всей видимости, реестр вкладчиков восстановят в той или иной степени. Временная администрация «Холдинг-Кредита» вместе с сотрудниками АСВ пытается сформировать базы данных кредиторов и должников по бумажным копиям, которые удалось найти. «А как будет осуществляться процедура банкротства кредитной организации, вообще неясно», — замечает источник.
В ЦБ отказались от каких-либо комментариев относительно ситуации, связанной с утратой документов «Холдинг-Кредита». Президент и один из бенефициаров банка Владислав Черников в среду был недоступен для комментариев. Среди бенефициаров также Сергей Булгаков, Юлия Горош, Геннадий Ли, Егор Селюков и Игорь Фесенко.
А по словам заместителя гендиректора АСВ Андрея Мельникова, все далеко не так страшно — во всяком случае для тех, чьи вклады застрахованы. «Были некоторые сложности с объединением различных элементов информации о вкладчиках. Но реестр уже составлен. Всё идет по графику, — заверил Мельников. — Страховые выплаты начнутся, как и планировалось, не позднее 30 мая». Мельников уточнил, что сумма страхового возмещения по депозитам физлиц составит около 5 млрд рублей. Вообще АСВ лоббирует принятие закона об обязательном ведении банками электронной базы данных. То, что она обязательно должна быть, пока в законодательстве не закреплено.
Уничтожение документов свободе не повредит
«Сотрудники «Холдинг-Кедита», не передав документы временной администрации, совершили преступление, предусмотренное статьей 195 УК «Неправомерные действия при банкротстве», — считает источник «Маркера», близкий к нынешнему руководству банка.
Заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов полагает, что привлечь к ответственности виновных лиц по данной статье будет крайне трудно, поскольку надо доказать, что документы и базы данных были уничтожены умышленно. На его взгляд, здесь эффективнее упирать на халатность (статья 293 УК) ответственных лиц, которая привела к плачевным последствиям». Юлия Полякова, «Маркер»
|