5 самых громких скандалов вокруг «Почты России»
“Появившуюся информацию о том, что Александр Киселев будет уволен с должности генерального директора «Почты России», поспешили опровергнуть, заявив, что контракт истекает только в 2014 году. Однако, случись это на самом деле, мало бы кто удивился – вокруг «Почты России» регулярно возникают скандалы – например, при прежнем руководителе Андрее Казьмине прогремела история о нецелевом расходовании средств в 2009 году (15 млн рублей на проведение конкурса «Мисс Почта», проживание руководства в люксовых отелях и тому подобное). Нынешний руководитель в проведении столь масштабных мероприятий уличен не был, однако и при нем возникало немало конфликтных ситуаций. Slon собрал 5 самых заметных из них.
Займы под 2600% годовых
В высшей степени неприятный скандал, связанный с «Почтой России», – еще бы, ведь в данной ситуации пострадавшими выступали самые незащищенные слои населения. Кто же еще будет брать в кредит не более 10 000 рублей на срок до 30 дней, то есть до получки или пенсии, да еще и под совершенно безумные проценты? К тому же рекламная кампания в офисах почты была явно направлена на пенсионеров – людей, как правило, финансово неграмотных и небогатых. Формально «Почта» никаких законов не нарушала и выступала в данном случае только агентом (и отказалась от сотрудничества с организацией-кредитором под давлением общественного мнения). Однако это не спасло ее имидж – то, с какой яростью на нее обрушились журналисты и блогеры, наводило на мысль, что все давно ждали чего-то столь позорного, как участие в худшей форме ростовщичества. Скандал даже дошел до Госдумы и Минфина.
Доставка товаров
В начале 2010 года один из клиентов «Почты Росии» Павел Суходоев из Кирово-Чепецка Кировской области выложил видеообращение на YouTube, рассказав о том, что условия доставки у «Почты России» мешают жителям России делать покупки в зарубежных интернет-магазинах, в частности, на eBay. Более того, если ситуация продолжится, магазины могут вообще отказаться от работы с Россией, как уже сделали это со странами Африки и Латинской Америки: «Если товар доходит до покупателя в России более чем через 45 дней, деньги в большинстве случаев возвращаются ему, и продавец остается и без денег, и без товара. Продавцов можно понять: им проще отказать в пересылке в Россию, чем нести убытки». В конце 2010 года Павел Суходоев подаст в суд на «Почту России» за задержку посылки из США на 37 дней и получит компенсацию морального вреда – чуть больше 1000 рублей.
«Почта России» сначала обвинила во всем таможню, но потом все-таки отреагировала конкретными действиями. Спустя почти полтора года после начала конфликта она разработала рекомендации для интернет-магазинов: им рекомендовано указывать логотип на отправлении и быть точнее при указании данных получателя.
Разгрузка посылок в Перми
Скандальное видео, на котором осуществляется крайне небрежная разгрузка посылок сотрудниками почты, наверняка многих лишний раз убедило в том, что не стоит отправлять посылкой не только семейный сервиз, но и все, что рискует не выдержать, как минимум, удар молотком. При этом демонстрировалось явное нарушение почтовых правил, согласно которым посылки должны передаваться из рук в руки. «Почта России» отреагировала оперативно, распространив заявление о том, что было проведено служебное расследование, выявлен ряд нарушений со стороны почтовых работников, и теперь они понесут дисциплинарное наказание. Правда, параллельно почтовики оправдывались тем, что время стоянки поезда было слишком маленьким.
Чудо-тендеры
Этот скандал даже привлек внимание президента России Дмитрия Медведева, лично пообещавшего надавать виновным «по башке». Хотя, казалось бы, ситуация для российского общества банальная – недопущение компаний «со стороны» к участию в тендерах, где побеждают близкие к руководству госпредприятия поставщики. Вот и «Почта» грешила чрезмерной симпатией к некоторым компаниям, которые обеспечивали поставки конвертов, сургуча, гофроупаковки и прочих столь необходимых на почте вещей. Поводом послужила жалоба предпринимателя Сергея Мишина из Биробиджана, посетовавшего, что «Почта России» не берет его гофроупаковку. Этому крику души предшествовало несколько обращений пострадавших компаний в суд, ни одно из дел выиграно не было. Однако открытое обращение из народа подействовало – ФАС выпустила предписание для «Почты России» с требованием прекратить ограничивать конкуренцию.
Кража денег пенсионеров
Опять покушение на святое, хотя этот скандал и носил локальный характер: маленькое отделение в Ленинградской области и 3 млн рублей хищений со вкладов 189 пенсионеров. Больше всего в истории поражало то, что деньги похищались несколькими сотрудниками в течение полутора лет – все-таки одно дело разово вынести (что на «Почте России» тоже случалось, как, впрочем, и в любой другой организации), а другое дело – систематически. Отсюда следовал неутешительный вывод – деньги в почтовых отделениях хранить рискованно не менее, чем отправлять через них телевизор в Гондурас». Маргарита Арановская, Slon.Ru
|