Заработал на ЮКОСе
Бывший министр энергетики построил крупный транспортный холдинг
«Лучшим изобретением ЮКОСа была идея продажи так называемой жидкости на устье скважины, приписываемая Сергею Генералову. Схема заключалась в том, что нефтяная компания покупала у своих подразделений "скважинную жидкость" по "внутрикорпоративной" цене, а продавала ее как нефть. Таким образом, доля сырьевых налогов уменьшалась почти в десять раз.
Возможно, благодаря этой идее карьера Сергея Генералова в компании Михаила Ходорковского была столь стремительной. Перейдя в 1993 г. с позиции начальника управления Промрадтехбанка на пост исполнительного директора по экономике и финансам ЮКОСа, он спустя всего год стал вице-президентом, а через три года старшим вице-президентом. Свой первоначальный капитал топ-менеджер также заработал на ЮКОСе. Работники предприятий могли стать их акционерами на льготных условиях, и в 1994 - 1995 гг. он выкупил по номиналу 0,5% ценных бумаг, а в 2000 г. хорошо их продал: за такой пакет можно было выручить до $23 млн.
Благодаря другой идее Сергей Генералов проложил себе дорогу в Белый дом. В 1997 г. он предложил тогдашнему министру энергетики Сергею Кириенко отменить госпрограммы поддержки промышленных предприятий - для реализации некоторых проектов им предоставлялись экспортные квоты (35-40% от всего экспорта нефти), а эти экспортные квоты передать нефтяным компаниям пропорционально добыче. В результате бюджетники получили деньги, нефтяники - серьезное увеличение экспорта в обмен на долги, которые они и так должны были заплатить, а Сергей Генералов - портфель министра топлива и энергетики.
После отставки кабинета в мае 1999 г. Генералов не стал возвращаться в нефтяную компанию. Работая в министерстве, он обрел хороший опыт и связи и решил стать депутатом Госдумы. "Генералов очень вовремя "вышел из нефти", именно в период его работы в ЮКОСе происходила "денежная приватизация" и залоговые аукционы, впоследствии ставшие поводом для возбуждения уголовного дела против руководства нефтяной компании, - отмечает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. - Учитывая, как власть относится к топ-менеджерам, вышедшим из этой компании, Генералов свою судьбу устроил неплохо, и, судя по всему, дело в могущественном покровителе".
Деньгам, вырученным от продажи акций, применение нашлось быстро. Будучи депутатом, Генералов передал управление активами в инвестфонд, который в 2000 г. купил у правительства Красноярского края компанию "Красуголь", а через два года продал ее группе "МДМ", положив начало группе "Промышленные инвесторы". В 2002 г. группа приобрела 62% Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одной из крупнейших судоходных компаний. На ее основе создана транспортная группа FESCO.
На протяжении предпринимательской карьеры Генералов с переменным успехом инвестировал в совершенно разные бизнесы. В его активых были Агромашхолдинг (Красноярский завод комбайнов, Волгоградский тракторный завод и др.), "Русские биотехнологии" (лечение и профилактика онкологических заболеваний), ЛВЗ "Топаз", горно-металлургические заводы в Грузии. Но основным бизнесом, началом которому послужила покупка в 2002 г. ДВМП, стал транспортно-логистический. В последнее время Генералов активно скупает акции "Трансконтейнера" (сейчас у него 21%), одного из интереснейших железнодорожных активов РЖД, рассчитывая поучаствовать в его приватизации. Ради этого Генералов готов расстаться даже с "Трансгарантом", составляющим основу железнодорожного бизнеса FESCO.
"Для Генералова продажа активов - обычное дело, - отмечает Михаил Виноградов. - Рынок оценивает эту компанию в $700 млн. И этой суммы вполне должно хватить на покупку контрольного пакета у РЖД"». Евгения Загрецкая, «Компания», №13 (698)
|