Полицейские убийства после Евсюкова. Мартиролог 2009–2012 «Между расстрелом майором милиции Евсюковым людей в московском супермаркете и гибелью после полицейского изнасилования бутылкой Сергея Назарова прошло почти три года. Год из них страна живет при полиции, а жалоб на пытки, если смотреть статистику обращений в российские правозащитные организации, меньше от переименования не стало. Гражданские активисты решили составить своеобразный «мартиролог» убитых мили-полицейскими после Евсюкова и до Назарова, посмотреть, какие наказания понесли убийцы, их начальники, и вынесла ли российская правоохранительная машина урок из самой громкой МВД-трагедии.
Конец генералов
Когда в июле 2008 года в камере ИВС на Московском вокзале был зверски убит после пыток Сергей Монин, никто не только не думал снимать главу ГУВД Петербурга – обвиняемый в гибели задержанного конвоир, прапорщик милиции Лев Дмитрюк в 2009 году был успешно оправдан. Не беспокоился об отставке в том же 2008-м и министр МВД Татарстана, когда сотруднице администрации президента республики Ильсияр Фалахеевой выдали тело сына-студента Академии госслужбы, найденного в отделе милиции в луже крови с рваной раной на руке до костей. Вместе с трупом женщине отдали разодранные в клочья пиджак, брюки и трусы сына. Уголовное дело возобновили только сейчас, когда прогремело дело Назарова.
Но это все было до Евсюкова и то, что было допустимо в 2008–2009 годах, в 2012 уже не пройдет. Глава ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, генерал-полковник полиции Михаил Суходольский после гибели 15-летнего Никиты Леонтьева не удержался в своем кресле. А участковый 75-го отдела полиции Невского района Петербурга Денис Иванов, обвиняемый в истязании до смерти черенком от швабры Леонтьева, вряд ли рассчитывает на снисхождение, подобное Дмитрюку.
В октябре 2009 был отстранен от должности из-за двух милицейских инцидентов со смертельным исходом министр внутренних дел Тывы, генерал-майор милиции Виктор Лесняк. 24 октября находившийся в состоянии алкогольного опьянения оперуполномоченный республиканского УБЭП, старший лейтенант Аян Павлов в республиканском наркологическом диспансере из служебного пистолета Макарова выстрелил в лицо задержавшему его сотруднику ГИБДД Мурату Кунзеку и четыре раза – в его коллегу Сурена Серенбиля, после чего застрелился. Кунзек от полученного ранения также скончался.
На следующий день инспектор ДПС Борбак-оол Баир из пистолета Макарова выстрелил в шею 17-летнего одиннадцатиклассника, который позже умер в больнице. Прошедшая навылет пуля попала в сидевшую в автомобиле рядом со школьником девушку, которая в тяжелом состоянии с ранением к живот была доставлена в реанимацию. В результате, после двух судебных процессов, в июне 2011 года Верховный суд Тывы изменил приговор осужденному к трем годам и трем месяцам лишения свободы Борбак-оол Баиру и разрешил ему отбывать наказание в колонии-поселении.
В январе 2010 года лишился должности и начальник УВД Томской области, генерал-майор милиции Виктор Гречман, после того как в вытрезвителе Томска милиционер Алексей Митаев изнасиловал до смерти ручкой от швабры журналиста Константина Попова. В феврале 2011 года Митаев был приговорен к 12 годам лишения свободы.
После смерти в Казани в результате общения с полицейскими Сергея Назарова на посту пока держится глава МВД Татарстана Асгат Сафаров. Но из кабинета министров его поспешно указом президента Татарстана вывели, а обвиняемые в гибели задержанного понимают, что им светит по максимуму.
Хроника мартиролога
21 мая 2009 года подвыпивший снайпер отряда милиции особого назначения УВД Приморского края Владимир Прокопенко возле ночного клуба забил до смерти 35-летнего автомеханика Александра Васильченко. У погибшего остались жена и двое малолетних детей. 25 августа 2009 года Приморский краевой суд оставил в силе решение Ленинского райсуда Владивостока, приговорившего милиционера к 7 годам колонии строгого режима и выплате полумиллиона рублей вдове и 200 000 рублей сестре погибшего в качестве компенсации морального вреда.
12 октября 2009 года оперуполномоченный отдела уголовного розыска криминальной милиции ОВД Омской области, лейтенант милиции, 21-летний Александр Мец, отпросившись пораньше с работы и захватив табельный пистолет Макарова с 16 патронами, застрелил свою девушку Анастасию Белкину. Застрелив также подвозившего его таксиста, Мец покончил жизнь самоубийством.
10 марта 2010 года сотрудница конного патруля в Самаре Лидия Котова приковала наручниками к лошади бывшего депутата Куйбышевского горсовета Георгия Кутузова. Коня понесло, Кутузов получил многочисленные травмы головы, от которых позже скончался. Суд приговорил Котову к 4 годам условно. Вопрос о денежной компенсации семье погибшего (первоначально присудили 230 000 рублей) решается до сих пор.
2 мая 2010 года пьяный сержант милиции роты отдела вневедомственной охраны при ОВД по городу Октябрьский (Башкортостан) Владислав Симухин из табельного пистолета Макарова убил выстрелом в голову подрабатывавшего частными извозом школьного учителя Альберта Мухаметзакирова. 20 декабря 2010 года Кировский районный суд Уфы признал милиционера виновным в убийстве и приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
9 мая 2010 года в межрайонном медвытрезвителе Читы после побоев скончался 28-летний Андрей Чередов. Друг, доставленный с ним в заведение перед праздничным салютом, передал слова одного из милиционеров: «Его надо было выбросить на улицу, якобы помер от сердечной недостаточности». 6 марта 2011 года Ингодинский районный суд Читы приговорил инспектора-дежурного медвытрезвителя, младшего лейтенанта милиции Андрея Журавлева к 9 годам колонии строгого режима и возмещению 800 000 рублей матери погибшего.
6 августа 2010 года участковый уполномоченный полиции Сергей Белокобыльский из Сарова избил прошедшего «горячие точки», имевшего боевые награды и ранения десантника Сергея Титорова, заставляя его подписать протокол об административном правонарушении. Получивший множественные кровоподтеки, перелом трех ребер и разрыв селезенки Титоров скончался на следующий день в реанимации городской клинической больницы. 18 апреля 2011 года Саровский горсуд вынес оправдательный приговор милиционерам Белокобыльскому и Щукину. Нижегородские правозащитники добились отмены этого приговора, в итоге на новом рассмотрении дела вина Белокобыльского была доказана, и 27 февраля 2012 года он приговорен к 4 годам лишения свободы.
1 октября 2010 года начальник отдела по борьбе с имущественными преступлениями Московского РУВД Санкт-Петербурга Илья Гальчук со своими подчиненными, по версии следствия, жестоко избил задержанного Дениса Выржиковского. Фотографии синюшного от побоев молодого человека, сделанные незадолго до его гибели, шокировали интернет. Уголовное дело в отношении шести сотрудников милиции в настоящее время рассматривает Московский районный суд Петербурга.
10 ноября 2011 года во время празднования дня полиции около местного кафе был избит 19-летний инвалид Мамука Кахишвили. Друзья утверждают, что молодой человек хотел поинтересоваться, если ли в кафе свободные места, а подвыпившие полицейские решили наказать его за наглость. По дороге в больницу парень скончался. В ГУ МВД по Самарской области же заявили, что погибший числился в федеральном розыске, а сотрудники полиции проводили его задержание. На сегодняшний день возбуждено уголовное дело в связи с превышением должностных полномочий. Между тем, отец погибшего Леван Кахишвили и свидетель избиения Дмитрий Тришкин стали подозреваемыми в некоем разбойном нападении.
18 ноября 2011 года в помещении оперативно-розыскной части №2 УМВД по Оренбургу скончался Армен Саргсян. В тот день он направлялся в больницу к другу, чтобы навестить его перед операцией. Родственникам сообщили, что Армен был задержан по подозрению в краже. В морге им показали тело с синяками на ягодицах и ранами на голове, возле которых запеклась кровь. Полицейские уверяют, что Саргсян скончался от острой сердечной недостаточности. Возбуждено уголовное дело по превышению должностных полномочий с применением насилия. Идет следствие, никто из сотрудников полиции пока не был привлечен к уголовной ответственности.
В ночь с 3 на 4 декабря 2011 года старший оперуполномоченный группы уголовного розыска 22-го отдела полиции УВД по Красногвардейскому району Петербурга, майор полиции Эренцен Манджиев, по версии следствия, забил до смерти случайного пешехода, который чем-то помешал его «десятке» на дороге. Только в конце января суд удовлетворил просьбу следователей об отстранении Манджиева от должности.
1 февраля 2012 года 45-летний заместитель директора Казанского железнодорожного техникума Павел Дроздов скончался в отделе полиции поселка «Юдино» (Татарстан) после того, как полицейские надели на него наручники и связали ноги. Родные погибшего утверждают, что Дроздова пытали с помощью так называемой позы «Ласточка». Без отца остались четверо детей. Уголовное дело до сих пор не возбуждено.
18 февраля 2012 года 34-летний командир взвода ОМОН, старший лейтенант полиции Дмитрий Пецкалев, по версии следствия, избил «за пьянство» свою соседку и двух ее знакомых. В результате один из мужчин скончался. Сотрудник ОМОН арестован.
17 марта 2012 года 29-летний сотрудник 2-го батальона межрайонного отдела вневедомственной охраны УВД Южного округа, старший сержант полиции через лобовое стекло автомобиля выстрелил в грудь 34-летнего водителя, который случайно задел его на дороге. От полученного огнестрельного ранения мужчина скончался.
В эту хронику 2009–2012 не включены десятки случаев гибели в отделах милиции и полиции, проходящие по учету как суициды и сердечные приступы, за которыми, конечно, могут скрываться издевательства и унижения.
Сегодня каждый случай гибели людей от рук и пуль полицейских при наличии минимальной доказательной базы и, как бы цинично это ни звучало, трупа становится максимально публичным. Современное полицейское начальство извлекло урок из ситуации с Денисом Евсюковым и, в отличие от его шефа, экс-главы ГУВД Москвы, генерал-полковника Владимира Пронина не станет опрометчиво заступаться за своих нерадивых подчиненных, подозреваемых в гибели людей. Как минимум, публично назовут предателем интересов службы. При этом, демонстрируя свою открытость, посыпание головы пеплом и декларируемую неотвратимость наказания, генералы постепенно учатся сохранять свои должности.
Жалоб же на незаконные действия сотрудников полиции, включая изощренные пытки бутылками, карандашами, швабрами, ножками от стульев, резиновыми дубинками ПР-73 меньше не становится. Наоборот, с каждым свежим вопиющим случаем гибели в полиции всплывают все новые факты пыток. После гибели Сергея Назарова лишь за неделю работы «горячей линии» о полицейском произволе правозащитникам позвонили свыше 60 человек. Только в одном отделе полиции «Дальний» Казани, где пытали Назарова, стали известны еще 10 фактов, а за 2,5 месяца с начала этого года «скорая помощь» выезжала в этот отдел 42 раза: 12 человек были госпитализированы. Изменение названия с милиции на полицию не помогло. Возможно, пора провальную реформу МВД вывести за рамки одной лишь смены вывески.
В материале описаны дела, которые ведут, в частности, юристы Межрегионального комитета против пыток, Казанского правозащитного центра и Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА»». Дмитрий Колбасин, Slon.Ru
|