Минздрав соскочил с госпрограммы У Госнаркоконтроля и медиков возникли разногласия на тему, кто должен заниматься реабилитацией наркоманов
«Минздрав и Госнаркоконтроль не могут решить, кто из них будет заниматься реабилитацией наркоманов в России. Медики уже объявили, что они выходят из совместной госпрограммы и собираются лечить наркозависимых самостоятельно. Эксперты считают, что на самом деле интерес ведомств связан с бюджетными потоками, выделенными на реабилитационные программы.
Программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков» является частью Стратегии государственной антинаркотической политики России, утвержденной президентом Дмитрием Медведевым летом прошлого года. Программа состоит из трех основных разделов: снижение интереса к наркотикам, организация программ реабилитации и развитие международного сотрудничества.
Ответственной за программу назначили ФСКН, которой отрядили в помощь еще 17 различных ведомств, включая Минздравсоцразвития, Минобрнауки, ФСБ, Минобороны, таможню. Эксперты должны были разработать все детали программы, а с 2012 года ее планировали уже запустить в работу.
В ноябре 2011 года эксперты Минэкономразвития и Минфина проверили, как движется работа. Выводы ревизоров оказались неутешительными — программы не готовы. ФСКН и Минздравсоцразвития так и не смогли решить, кто будет лечить наркозависимых.
«Минздравсоцразвития настаивает на исключении его из состава соисполнителей госпрограммы [«Противодействие незаконному обороту наркотиков»]», — говорят в своем заключении эксперты.
У медиков своя правда. Минздравсоцразвития лоббирует собственную госпрограмму «Развитие здравоохранения», в рамках которой теперь предлагает заниматься лечением наркоманов. Однако проверяющие из Минэкономразвития и Минфина изучили этот документ и не обнаружили в нем никаких упоминаний о реабилитации.
Источники в ФСКН подтвердили, что Минздрав пытается взять под свой контроль сферу реабилитации наркоманов, а также создание специальных центров.
— Минздрав действительно считает, что реабилитация наркоманов относится исключительно к их сфере деятельности, — заявил «Известиям» источник в ФСКН.
— Здесь все очевидно: два ведомства борются за контроль над бюджетными потоками, которые пойдут на финансирование программы, и каждое из них хочет избавиться от конкурента и лишнего контролера, — полагает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
По предварительным данным, на финансирование программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» ежегодно будут выделять из казны 23–25 млрд рублей. Значительная часть этих денег пойдет на программы реабилитации наркозависимых. Госпрограмма «Развитие здравоохранения» более масштабная и цена ее велика — около 400 млрд рублей в год.
Коммерческий рынок лечения наркоманов считается одним из самых выгодных — клиенты на нем будут всегда. По самым скромных подсчетам, в России насчитывается около 1,5 млн наркозависимых людей. Чтобы вернуть их к жизни, родственники и близкие готовы заплатить любую цену, но коек для всех в России явно не хватает. По словам замдиректора ФСКН России Николая Цветкова, в государственных наркологических учреждениях имеется всего чуть более 1,2 тыс. мест.
По данным Минздрава, на всю страну — четыре государственных наркологических центра, 81 реабилитационное отделение и 144 наркодиспансера. Зато частных центров более 600.
— Есть небольшое число госцентров, есть общественники-профессионалы, а также псевдолекари, предлагающие лечение в «домашних тюрьмах», — объясняет «Известиям» глава медпрограмм фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергей Полятыкин.
Единых стандартов предоставления услуг у «частников» нет, методик и контроля — кроме пожарного и налогового — тоже. Однако цена лечения на коммерческом рынке остается стабильно высокой: за месячный курс могут запросить до 1 млн рублей.
Глава Центра по изучению проблем современной наркополитики, наркопреступности и терроризма Александр Михайлов, сам в прошлом генерал-лейтенант ФСКН, считает, что Госнаркоконтроль должен передать медикам лечение наркоманов.
— Наркополиция берет на себя слишком много функций и пытается заниматься уже всем подряд, — объясняет «Известиям» Михайлов.
По его мнению, ФСКН необходимо ограничиться оперативно-разыскной деятельностью и профилактикой наркомании, медикам — сосредоточиться на лечении, а социализацией бывшего наркомана в общество должны заниматься общественные организации». «Известия»
|