12 октября состоялось заседание правительства, посвященное многострадальной процедуре реформирования крупнейшего российского транспортного монополиста - Министерства путей сообщения. Представители МПС били себя кулаками в грудь, доказывая, что стоит дать им полную хозяйственную самостоятельность (то есть провести реформу МПС силами его руководства), как уже через несколько месяцев правила перевозок грузов российского монополиста станут соответствовать международным стандартам, и транзитные грузы хлынут рекой на прекрасно подготовленные российские железные дороги. Называлась даже конкретная стоимость неубитого медведя - три миллиарда долларов ежегодной прибыли только за счет Транссиба.
Но слова словами, а судить западные клиенты будут по делам. А они пока свидетельствуют о том, что МПС не только жаждет остаться главным игроком на российском транспортном поле, но и претендует на звание международного монополиста. Так, две недели назад господин Аксененко устроил очередной скандал, разослав по крупным металлургическим предприятиям свою теперь уже легендарную телеграмму №810. Из нее металлурги узнали (без удивления), что цены на перевозку их продукции в очередной раз возросли, еще на 22%. А в качестве обоснования типичного российского монополистического хамства был приведен международный "аргумент" - падение курса щвейцарского франка по отношению к доллару.В аппарате МПС, мягко говоря, изумленным металлургам объяснили, что министерство теперь подстраивается под международные стандарты, а посему несите денежки, господа. Директора металлургических комбинатов со всеми своими аналитическими службами как-то не уловили связи между, к примеру, перевозкой металла с Новолипецкого металлургического комбината на Автоваз и колебаниями курса на щвейцарской валютной бирже и отправили возмущенное письмо премьер-министру Михаилу Касьянову. И теперь уже эту связь усиленно пытается обнаружить аппарат правительства.
А пока суд да дело, МПС решило попутно подвести под свои стандарты международных экспедиторов, то есть фирмы, отвечающие за перевозку иностранных грузов по российским железным дорогам. Еще в августе сего года Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) МПС направил экспедиторским компаниям документ о новом порядке взимания платежей под символичным названием "Новый порядок". Согласно этому опусу, теперь деньги за провоз груза экспедиторы должны платить не только в форме предоплаты (скандал вокруг этого "нововведения" продолжался весь прошлый год и половину нынешнего), но еще и до заключения договора на перевозку, зато с конкретным сроком - за 15 дней до отправки груза. Адресаты еще не успели отойти от шока, как ЦФТО в принудительном порядке принялось пересматривать договоры с крупными экспедиторскими компаниями. Российская ассоциация международных экспедиторов направила соответствующие обращения в МПС и Министерство по антимонопольной политике. В них говорилось и о нарушениях конкретных законодательных актов, в частности, статьи 36 Транспортного устава железных дорог, и о монополизме, и о неблагоприятном впечатлении, которое сие новаторство произведет на международном уровне. Официальный документ не располагает к резкости, поэтому фразы "ЦФТО не берет на себя ответственности за учетную информацию... процедура по урегулированию платежей будет занимать 2-3 месяца, что приведет к нахождению средств экспедитора на счетах МПС в течение довольно длительного времени." нуждаются в доступном комментарии.
Допустим, германская фирма А., привлеченная рекламной кампанией МПС о сверхскоростном транзите, хочет перевести тысячу тонн металлопроката через Россию в Японию. Экспедиторская фирма Б. обращается в ЦФТО, где им и говорят: "Внесите предоплату и через две недели приходите заключать договор". Экспедиторы долго объясняют заказчику смысл экономического ноу-хау "Predoplata" и таки уговаривают его внести деньги. А уже при заключении договора экспедитору сообщают, что груз будет оправлен не одним составом, а четырьмя, и не за десять дней, а за двадцать, и не только во Владивосток, где его ждут японские суда, но в Находку. Чего церемониться - уже "уплочено". Возмущенный экспедитор требует вернуть деньги, а ему отвечают, что это возможно через месяц-два, когда они основательно прокрутятся в эмпэсовском Транскредитбанке, но если очень надо , на то есть отдельная цена вопроса в черном нале...
Не исключено, что экспедитору удастся уговорить немцев и на такие условия. Но при уже оплаченной перевозке железнодорожникам будет абсолютно все равно, когда и куда попадет груз. Так что еще хорошо, что он окажется в порту Ванино, за полторы тысячи километров от Владивостока, а сели железнодорожники, по простоте душевной, загонят его в северокорейский порт Вонсан?. А у Японии с Северной Кореей до сих пор нет даже договора о мире.
Теперь о трехмиллиардной шкуре транзитного медведя. В МПС работают неплохие мастера пиара, и не исключено, что под хорошую рекламную кампанию стоимостью в двадцать-тридцать миллионов долларов господину Аксененко и удастся заманить на российские просторы пару сотен из еще оставшихся доверчивых западных бизнесменов и, возможно, пару сотен миллионов прибыли в первый год МПС и получит. Но то, что это будет первая и последняя прибыль от "Великого транзитного пути с лицом Аксененко" - это однозначно...
|