Последний актив Березовского Опальный олигарх может быть конечным бенефициаром авиакомпании «Трансаэро»
«Слушания по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу в Высоком суде Лондона полностью оправдали ожидания любителей сенсаций и конспирологов. Последние показания беглого олигарха переворачивают с ног на голову представления о структуре собственности крупных российских компаний. А потому решение лондонского суда, вне зависимости от его формулировки, может самым серьёзным образом повлиять на капитал и судьбу целого ряда представителей крупного отечественного бизнеса. Напомним, суть претензий Березовского сводится к тому, что Абрамович в 2000–2003 годах недоплатил ему 5,5 млрд долларов за активы «Сибнефти» и «РУСАЛа». Однако, отвечая на вопросы адвоката Джонатана Сампшна, олигарх «попутно» признался, что совместно с Бадри Патаркацишвили владел компанией «Трансаэро». Березовский заявил, что в конце 1990-х он имел намерение объединить «Аэрофлот» и подконтрольную ему «Трансаэро» и вывести в офшор. Таким образом, под крылом у партнёров оказалось бы до 70% российского рынка авиаперевозок. О том, что реальный и номинальный владелец российского бизнеса не одно и то же, знают даже в Англии Известно, что слияние «Аэрофлота» и «Трансаэро» не состоялось. Сам олигарх в связи с уголовным преследованием в РФ в 2006–2007 годах был вынужден продать российские активы. Все эти сделки прошли под пристальным интересом общественности и СМИ. Но вот о продаже Березовским акций «Трансаэро» почему-то никакой информации нет. Особенно необычным в контексте заявления Березовского представляется тот факт, что «Трансаэро» с 1991 года позиционирует себя как частная независимая авиакомпания. Мажоритарным акционером «Трансаэро» официально была и остаётся семья основателя компании Александра Плешакова. Но – характерный момент – английские адвокаты вынуждены были признать, что формальный и реальный хозяин бизнеса в российских условиях далеко не одно лицо. В частности, сторона Абрамовича настаивает, что Березовский вовсе не значился в официальном списке владельцев «Сибнефти» и «РУСАЛа». Он занимался политическим прикрытием и патронированием бизнеса. Видимо, так же дело обстоит с загадкой независимого «Трансаэро». «Патронирование» – ключевое слово. Впрочем, обо всём по порядку. Итак, согласно официальной истории «Трансаэро» основными держателями акций компании вот уже 20 лет являются Александр Плешаков – основатель «Трансаэро», его жена Ольга Плешакова – гендиректор «Трансаэро», и председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина – мать Александра Плешакова. Известно, что в 1998 году компанией «Трансаэро» заинтересовался Борис Березовский и начал активно скупать акции. К концу 1999 года близкие к нему структуры владели около 38% акций компании. На повестке дня стоял вопрос о полном контроле над авиаперевозчиком, но с помощью высокопоставленной мамы – Татьяны Анодиной – независимость от назойливого компаньона якобы удалось отстоять. После этого председатель совета директоров «Трансаэро» Александр Плешаков неоднократно опровергал информацию о том, что часть пакета акций авиакомпании находится под контролем Бориса Березовского или близких ему структур. Тем не менее, когда компания «Трансаэро» в 2004 году впервые вышла на долговой рынок, запустив вексельную программу на 300 млн рублей, она вынуждена была опубликовать список акционеров. Тогда выяснилось, что 32,1% акций принадлежат фирмам, которые совершенно точно аффилированы с Березовским. Подконтрольный «ЛогоВАЗу» ЗАО «Борей-2» владел 15,47% акций «Трансаэро», ЗАО «Ратмир+» – 4,93%. Ещё 11,7% принадлежали Финансовой объединённой корпорации (ФОК), учреждённой скандальной швейцарской фирмой Andava Holding. Это заставило аналитиков предположить, что основные нюансы сделки Плешакова – Березовского остались «за кадром». Эксперты уже тогда высказывали сомнения, что авиаперевозчику удалось сохранить самостоятельность. Сам Борис Березовский с присущей ему скромностью заявил, что «не помнит, есть ли у него доля в «Трансаэро». Информацию о выходе Березовского из владения «Трансаэро» предпочли скрыть Надо заметить, российские стандарты не требуют от компаний раскрывать всю цепочку конечных владельцев. Это и невозможно. Даже в Высоком суде Лондона признают: бессмысленно говорить о владении акциями предприятий в традиционном понимании, когда речь идёт о «крышевании» и «патронате». На процессе Борис Березовский волей-неволей указал на главную черту российского крупного бизнеса: рынок акций – это игра в приличие, реальный контроль осуществляется из-за кулис. Таким образом, менеджмент и владельцы «Трансаэро» на пробу могут оказаться лишь «местодержателями» олигарха, а он – главным бенефициаром. В рамки этой версии вполне вписываются события 2006–2007 годов. Тогда рынок готовился к обещанному IPO «Трансаэро» (первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц), первому среди российских авиакомпаний. За предыдущие два года компания серьёзно подросла, обгоняя по динамике почти всех конкурентов. «Трансаэро» рассчитывала уже в начале 2007 года продать инвесторам около 15% своих акций. Как раз в этот момент Andava Holding, «Борей-2» и «Ратмир+» без шума исчезают из реестра акционеров компании. Одновременно со стороны представителей «Трансаэро» прозвучали двусмысленные заявления, что хотя 90% акций теперь находятся под контролем менеджмента, но не в их прямой собственности. «Представители финансового рынка считают, что структуры, близкие Борису Березовскому, вышли из состава акционеров авиакомпании», – рассказала тогда аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. «Консолидация пакета акций в одних руках может рассматриваться как переход «Трансаэро» к следующему этапу по подготовке к IPO и началу первого этапа private placement, намеченному на конец текущего и начало 2007 года, – писала RBC daily. – Несмотря на то, что для проведения IPO вовсе не обязательно аккумулировать средства в одних руках, для «Трансаэро» это будет значить исключение в глазах потенциальных инвесторов многих рисков». Действительно, Борис Березовский прекрасно понимал, что его статус осуждённого в РФ по уголовной статье опального лондонского изгнанника не сыграет на повышение надёжности и стоимости акций «Трансаэро». Казалось бы, с точки зрения менеджмента компании, логично было срочно отмежеваться от отношений с Березовским, раскрыв подробности сделок по выкупу принадлежавших ему акций, однако не тут-то было. «Трансаэро» так и не открыла, как закончилась история с Березовским», – справедливо отметил аналитик «Центринвест груп» Михаил Ганелин. В этой связи тотчас возникли весьма резонные подозрения, что присутствие Березовского в компании попросту было законспирировано. До половины акций «Трансаэро» где-то гуляет Информация об основных аффилированных с компанией «Трансаэро» персонах сейчас выглядит так: Анодина Татьяна Григорьевна владеет 3% акций, Плешаков Александр Петрович – 25,42%, Плешакова Ольга Александровна – 18,39%, Хасис Лев Аронович – 6,48%, общество с ограниченной ответственностью «ТРАНСАЭРО – Финансы» – 4,23%, Jeimbo Cyprus Limited – 5,56%, что в итоге составляет 61%. Это данные на 30 сентября 2011 года. При этом, по данным отчёта о выпуске ценных бумаг на 4 декабря 2009 года, в списке фигурировали: «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО» с 5% акций, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» с 31,79% акций соответственно. В списке аффилированных лиц на 30 сентября 2011 года эти организации отсутствуют. Становится очевидным, что значительная часть акций от 40 до 50% регулярно гуляет из стороны в сторону, и на сегодняшний день неясно, кто владеет остальной частью актива. Как видим, Борису Березовскому места в списке не нашлось, как, кстати, в своё время в реестре акционеров «Аэрофлота». Этот факт уже давно доказан: в 2007 году Савёловский суд Москвы признал Березовского виновным в хищении у «Аэрофлота» 215 млн рублей и приговорил заочно к шести годам заключения. Напомним, что в деле «Аэрофлота» Березовский оказался в центре внимания российских правоохранительных органов в связи с громким скандалом, связанным с присвоением швейцарской компанией Andava валютных средств этой авиакомпании. Как сказал однажды Александр Долганов – бывший заместитель министра электротехники СССР и бывший начальник вычислительного центра АвтоВаза, откуда олигарх начинал свою карьеру: «Березовский может завернуть такую головоломку, что юристы просто не разберутся, в чём соль. Он мастер многоходовых комбинаций. Березовский даже не шахматист, так как шахматы ограничены доской, а Борис легко переступает за рамки правил. Если Березовскому не хватает 64 клеток, то он тут же нарисует 128. Не хватает фигур, появятся новые, виртуальные. Нет денег, появятся новые, виртуальные». В этой связи неудивительно, что, по мнению экспертов рынка, которых цитирует ИА «Росбалт», история с Березовским, может быть, вовсе не была закончена и, видимо, не закончена по сей день. Если опальный олигарх упоминает о владении «Трансаэро» как о свершившемся факте, а бенефициарами компании на протяжении всего прошедшего времени объявляются одни и те же люди – семья Плешаковых, то их вполне можно считать бенефициарами в пользу Березовского. Кстати, по мнению экспертов рынка, именно этим вполне может объясняться и крайне резкая позиция, которую занимает руководство «Трансаэро» по отношению ко многим государственным инициативам. Например, буквально на днях после заявления Минтранса о том, что в столичном Шереметьеве останутся только авиакомпании, входящие в альянс Sky Team, менеджмент «Трансаэро» декларировал своё намерение сохранить прописку в аэропорту, даже, несмотря на прямой, по сути, запрет со стороны государства. Именно так в своё время выстраивали отношения с властями компании Бориса Березовского, однако такое поведение в условиях властной вертикали – настоящий нонсенс. Или ещё одно реальное подтверждение «невидимой руки» Бориса Абрамовича». «Версия», 17 ноября 2011
|