Верфь раздора Почему создание судостроительного кластера требует ручного управления
«Закладка новой верфи на дальневосточном заводе «Звезда» (ДВЗ) в 2009 году, в которой принимал участие председатель совета директоров ОСК Игорь Сечин, положила конец дискуссии о возможности совместного существования предприятий гражданского и военного судостроения. Сейчас на «Звезде» занимаются в основном ремонтом подводных лодок и утилизацией субмарин. Но вот в городе Большой Камень (Приморье) начал воплощаться в жизнь проект, после завершения которого ДВЗ приступит к изготовлению коммерческих судов.
Выгоды такого объединения прокомментировал президент ОСК Роман Троценко: «Государственный оборонный заказ тесно связан с состоянием бюджета Российской Федерации, и если дополнительных доходов в бюджете не будет, то оборонный заказ секвестрируется в первую очередь. На этот случай на оборонных предприятиях должны быть мощности для производства гражданской продукции. Это «вторая нога», на которой можно ходить в тяжелое время, если нет военных заказов».
Многообещающий проект
Согласно концепции развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ОАО «ДЦСС»), и решению правительства РФ в Большом Камне на базе ДВЗ «Звезда» запланировано возведение сухого дока и комплекса новых корпусообрабатывающих цехов. Они должны специализироваться на выпуске крупнотоннажных танкеров ледового класса водоизмещением до 250 тысяч тонн, необходимых для освоения Сахалинского и в перспективе Камчатского и Арктического шельфов.
Проект интересен тем, что в его реализации и финансировании принимают участие корейская компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSМЕ) и китайско-сингапурский концерн Yantai Raftles Shipyard. Стоимость новой верфи, получившей название «Звезда-DSME», оценивается в 41 миллиард рублей. Основной инвестор – Внешэкономбанк, который должен выделить кредит в 35 миллиардов рублей под 1,5 процента годовых.
Задуманное планируется осуществить в два этапа. Первый – IV квартал 2009-го – I квартал 2013-го. Второй – I квартал 2013-го – IV квартал 2016-го. Благодаря усилиям первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова создание судостроительного кластера включено в список объектов, которые намечено подготовить к проведению саммита АТЭС во Владивостоке, и поэтому получило значительные налоговые привилегии. Казалось бы, трудись да радуйся, но…
Удивительно странная ситуация
Нежданно-негаданно возникли проблемы, которые ставят под сомнение заявленные сроки ввода «Звезды-DSME» в строй и вообще возможность ее возведения. Началось с того, что концепция создания одного предприятия разделилась на три самостоятельных проекта и самое главное – дискуссии по этому поводу растянулись на неоправданно долгое время. В итоге приняли решение: быть двум верфям – «Звезде-DSME» в бухте Большой Камень и «Восток-Raffles» в бухте Пяти Охотников.
«Звезда-DSME» будет строиться совместно с Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSМЕ) и производить крупнотоннажные танкеры. «Восток-Raffles» должна изготовлять морские буровые платформы совместно с Yantai Raftles Shipyard. Кроме этого планируется модернизация ДВЗ «Звезда» по проекту, разработанному ОАО «Центр судостроения и судоремонта» в рамках ФЦП «Развитие морской техники на 2009–2016 годы».
Но хватит ли на это ресурсов? «Для строительства платформ мы планируем задействовать всю кооперацию Дальнего Востока. Учитывая, что на сегодня производственные возможности Дальнего Востока маленькие, будем вынуждены импортировать продукцию из Китая и Кореи с тем, чтобы обеспечить быстрый темп строительства платформ», – сказал первый заместитель генерального директора ОАО «ДЦСС» Игорь Борбот.
Укрупнение проекта вызвало озабоченность в целом ряде ведомств. Аппарат правительства РФ, Минрегионразвития направили письма в Минпромторг, которому поручено курировать проект, а потому получающий от ОСК еженедельные отчеты о ходе работы. Из ответов Минпромторга на обращения министерств вырисовывается следующая картина.
В марте 2010 года конкурсной комиссией ОАО «ДЦСС» и корейской фирмы DSME был сделан спорный вывод о невозможности привлечения российских организаций к проектно-изыскательским работам в полном объеме. ОАО «ДЦСС» заключило контракт с консорциумом KORPEC/AUDC (Республика Корея) о проектно-техническом обеспечении верфи «Звезда-DSME». Разработку проектной документации по объекту «Верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда-DSME» в бухте Большой Камень доверили ООО «ДПИ «Востокпроектверфь».
Специалисты Минпромторга считают, что ОАО «ДЦСС» изначально ошиблось, выбрав KORPEC/AUDC в качестве генпроектировщика всех разделов проектной документации верфи «Звезда-DSME». В связи с режимностью предприятия южнокорейцам не могла быть предоставлена полная информация об имеющихся объектах ОАО «ДВЗ «Звезда». Консорциум не является членом саморегулируемой организации (СРО), незнаком с градостроительным законодательством Российской Федерации, в том числе с постановлением правительства России № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
По имеющейся информации, южнокорейскими партнерами разработан комплект документации на уровне предпроектных, концептуальных предложений без углубленной проработки технологического раздела. Неудивительно, что выбор такого генподрядчика вызвал необходимость коренной переработки проекта. Но объем работ по приведению проектных решений верфи «Звезда-DSME» к законодательству Российской Федерации настолько велик, что выполненные в предусмотренные сроки проект верфи «Звезда-DSME» и бизнес-план верфи «Восток-Raffles» до настоящего времени в Минпромторг России не поступали.
Общий вывод специалистов Минпромторга: на «Звезде-DSME» в настоящий момент работы не проводятся. ОАО «ОСК» до сих пор не представило проект в ФГУ «Главэкспертиза России», без положительного заключения которого Внешэкономбанк не может получить актуальных сведений о ходе реализации утвержденного плана.
«В настоящее время проведение технического аудита проекта строительства верфей крупнотоннажного судостроения «Звезда-DSME» не представляется возможным в силу задержки со стороны ОАО «ДЦСС» подписания соответствующего договора с компанией, отобранной Внешэкономбанком для проведения технического аудита. В свою очередь отсутствие заключения технического аудитора делает невозможным принятие решения банка о финансировании затрат в рамках проекта», – заявил директор представительства Внешэкономбанка в Хабаровске Андрей Скобенко.
Тормоз-многоугольник
При создании таких крупных промышленных кластеров используется некий критерий, который в среде промышленников именуется «треугольником Христенко». (Кстати отметим в скобках небезынтересный факт. «Дай бог ему (министру промышленности и торговли Виктору Христенко. – А. К.) здоровья за выработку такого критерия», – сказал на совещании в Большом Камне начальник внутреннего контроля и аудита ОАО «Совкомфлот» Юрий Цветков).
Что же подразумевается под этим термином? Осуществление столь крупного проекта, как строительство центра судостроения в Приморье, возможно только в случае соблюдения договоренностей между судостроителями, судовладельцами и грузовладельцами. Но в данном случае это вызывает большие сомнения по ряду причин.
Согласно информации Минпромторга, «Звезда-DSME» по заказу Fiona Trust and Holding Corporation (Группа компаний «Совкомфлот») выступает подрядчиком на строительство шести танкеров типа «Афромакс». Первые четыре судна в соответствии с контрактами заложены на стапелях DSME в Республике Корея. Оставшиеся два танкера планируется изготовить на верфи «Звезда-DSME» со сроками сдачи заказчику в декабре 2013-го и в феврале 2014-го. В том случае, если он усомнится в возможности верфи «Звезда-DSME» выполнить соглашение, строительство судов могут передать Южной Корее. Решение об этом должно быть принято покупателем в 2011 году, говорится в договоре.
Время идет. В Большом Камне ничего не делается, и вопрос о том, где будут построены два танкера, превращается в риторический. В таком случае комплектация указанных судов малооборотными двигателями производства ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (БМЗ) становится трудноосуществимой. Кроме того, вызывает опасение исполнение контрактов на изготовление четырех танкеров-газовозов грузовместимостью 175 тысяч кубических метров для ООО «Каспий Газ» и плавучей полупогружной буровой установки (ППБУ) для ОАО «НК «Роснефть» (ППБУ «Большая Медведица»), считают специалисты Минпромторга. Их выводы разделяет Андрей Скобенко, заявивший: «Создание судостроительного кластера такого масштаба сопряжено с рисками, связанными с формированием полноценного портфеля заказов. Пока у банка информации о заказах нет».
Еще один представитель «треугольника» – грузовладелец, заместитель генерального директора – начальник внутреннего контроля и аудита ОАО «Совкомфлот» Юрий Цветков сказал, что при закладке капсулы присутствовали представители нефтегазовых компаний, которые давали обещания фрахтовать суда Совкомфлота для перевозки грузов. «Мы, к сожалению, не получили никаких твердых обещаний от этих компаний, а в большинстве случаев получили отказы», – заявил он. Таким образом, твердых договоренностей между судостроителями, судовладельцами и грузовладельцами не существует.
В той ситуации, в которой оказался проект создания судостроительного кластера в Приморье, уместно использовать критерий не «треугольника Христенко», а многогранника. Ведь в Большом Камне нет квалифицированной рабочей силы. Между тем, по признанию генерального директора «Звезды-DSME» Евгения Крайнова, это обстоятельство имеет решающее значение. Опыт реализации аналогичных проектов в Румынии и Китае показывает, что производительность труда на верфи, строящейся в Большом Камне, изначально, то есть в 2012–2013 годах, составит 52–54 тонны на человека в год. Это в шесть раз больше, чем на всех заводах, которые сейчас действуют в России, но в три раза меньше, чем у корейцев. «Звезда-DSME» пытается решить эту проблему, обучив российских специалистов в Корее.
Первая группа персонала, включающая 102 инженерно-технических сотрудника, должна была выехать в Южную Корею 1 сентября 2011 года. Следующая группа из 180 рабочих – в начале ноября.
Одновременно планируется строительство учебного центра, укомплектованного оборудованием, перечень которого представила корейская сторона. Современный учебный центр должен обучать персонал верфи по рабочим специальностям не только для нужд «Звезды-DSME», но и для судостроительных мощностей, запланированных здесь, в районе Дальнего Востока. Кроме этого ДЦСС предполагает построить инженерный центр, который будет готовить специалистов для нужд судостроительной промышленности.
На совещании выяснился еще целый ряд обстоятельств, подтверждающих высокие риски проектов «Звезды-DSME». В частности, Роман Троценко заявил, что среди руководства дальневосточных судостроителей есть понимание того, что, вступая в СП, корейские судостроители преследуют одну-единственную цель – построить платформы для Штокмана. Предусматривается строительство трех больших плавучих платформ для подготовки и перекачки газа на береговое хозяйство. Стоимость каждой такой платформы – от 3 до 5 миллиардов долларов в зависимости от внутренней комплектации.
Но с разработкой штокманского месторождения еще нет полной ясности. Его судьба должна была определиться в октябре прошлого года, но потом решение перенесли на конец этого года. Реализация проекта сопровождается многочисленными «если» – если штокманского проекта не будет, если наметят перенести его освоение, допустим, на 2020 год, что вполне возможно. Если в тендере на Штокман выиграет не консорциум, в котором принимает участие Daewoo, а значит, и опосредованно – «Звезда-DSME», а допустим, Samsung, то это означает, что СП с корейцами прекратит свое существование.
В создавшейся ситуации дальневосточные корабелы могут оказаться в роли заложников, в какой-то момент остаться без партнера и прекратить воплощение многообещающих замыслов в жизнь. «Поэтому мы вместе с корейцами развернули работу по строительству КОЦа (корпусосборочного цеха, занимающегося изготовлением деталей для корпуса судна. – А. К.). КОЦ оснащен тяжелым стапелем, позволяющим реализовывать продуктовую линейку судов вплоть до «Афромакса». В том случае, если с корейцами не случится, для нас это будет удар, но не трагедия. Мы понимаем, что занимаемся строительством комплекса независимого от них, к которому они не имеют никакого отношения», – заявил Роман Троценко.
Работа над ошибками
Российские сенаторы решили ознакомиться с ситуацией на месте и обсудить с дальневосточными корабелами возможности поддержки отечественных судостроителей парламентом страны. В частности, члены верхней палаты Федерального собрания РФ предложили обсудить проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», который был принят в первом чтении 1 июля 2011 года. Этот документ интересен тем, что он направлен на создание нормативно-правовых условий для регистрации судов под Государственным флагом России и стимулирование отечественных судовладельцев к размещению заказов на изготовление новых морских и речных судов на судостроительных предприятиях РФ.
В своей резолюции сенаторы подтвердили выводы, сделанные Минпромторгом. Например, они отметили, что проектная документация на возведение «Звезды-DSME» в органы государственной экспертизы на настоящий момент не направлена, строительные работы на верфи не проводятся. Сейчас на ОАО «ДВЗ «Звезда» началось лишь создание корпусообрабатывающего цеха (КОЦ) по технологии и рабочей документации ПФ «Союзпроектверфь». Это означает, что в Большом Камне разместятся два новых комплекса гражданского судостроения практически с одинаковой специализацией на одной промплощадке, в результате чего появятся дублирующие производства.
ОАО «ДЦСС» не выполнило ни одного из отлагательных условий, на основании которых Внешэкономбанк может открыть кредитную линию на финансирование строительства верфи «Звезда-DSME».
Законодатели выявили ряд объективных причин, препятствующих строительству центра коммерческого судостроения в Приморье. Одна из них – несовершенство действующего законодательства. К примеру, законом № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены порядок и основания изъятия имущества в федеральную собственность. В этом документе оговорены только случаи передачи частным инвесторам земельных участков, свободных от объектов недвижимости. Вместе с тем проблемы, возникшие при реализации проекта по строительству «Звезды-DSME», показывают, что порядок передачи частным инвесторам земельных участков, обремененных объектами недвижимости, не урегулирован законом.
Сенаторы обращают внимание правительства, своих коллег по нижней палате парламента на то, что до сих пор не определено, подлежат ли такие участки передаче вместе с расположенными на них объектами недвижимости или свободными от объектов недвижимости.
Еще один недостаток нормативно-правовой базы – в ней не регламентированы порядок и условия сноса (демонтажа) изъятых в федеральную собственность объектов недвижимости. Не урегулирован вопрос о возможности применения норм федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, к отношениям, входящим в предмет регулирования федерального закона № 93-ФЗ.
«Правовая неопределенность в вопросе о порядке передачи юридическим лицам объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых в федеральную собственность, влечет затягивание сроков начала строительства таких объектов», – выносят свой вердикт сенаторы.
В целях строительства и дальнейшего функционирования верфи «Звезда-DSME» требуются поставки материалов и оборудования, в том числе судами под иностранными флагами. В связи с отсутствием в ЗАТО «Большой Камень» пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации эти поставки могут осуществляться в ближайший морской порт, в котором установлен пункт пропуска через госграницу РФ, что приведет к неоднократной перевалке груза и его удорожанию.
По общему мнению участников совещания, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» может стать самой серьезной законодательной поддержкой отрасли за последние 50 лет.
Роман Троценко огласил на совещании целый список предложений, которые должны быть внесены в законопроект ко второму чтению. Он считает недальновидным решение Минфина вычеркнуть из законопроекта судоремонт, ограничившись поддержкой судостроения. Это значит, что судоремонт отечественных и зарубежных судов будет уходить за рубеж. «Мы должны предусмотреть, чтобы в судостроительных зонах, в том числе Дальнего Востока, осуществлялись судостроение и судоремонт, а также производство компонентов для установки на суда», – уточнил Троценко.
Второе предложение по внесению изменений касается расширения действий международного реестра судов на все виды коммерческого тоннажа. В существующей редакции законопроекта весь перечень флота сокращен до очень ограниченного тоннажа. То есть из него вычеркнут тоннаж судов река-море, а также речных, научных, спасательных, пассажирских, туристических судов. В результате в международном реестре осталось около 250 судов, из которых большая часть – это корабли «Совкомфлота», то есть госкомпании, которая подчинилась указу сверху и ответственно перевела их в реестр. «Мы хотели бы, чтобы действия международного реестра распространялись на все виды судов, построенных заново в Российской Федерации после, допустим, 1 января 2011 или 2012 года», – предлагает Роман Троценко.
Новая инициатива
Еще одно предложение президента ОАО «ОСК» носит по-настоящему революционный характер.
Существующее законодательство не предполагает внесения в состав реестра военных кораблей и судов обеспечения, работающих на нужды Военно-морского флота.
«Сразу скажу, что эта проблема непростая. Нигде, ни в одной стране мира военные корабли не включаются в состав международного реестра, но в принципе нормой может быть то, что судно вводится по правилам международного реестра, второго реестра, после чего оно передается Военно-морскому флоту», – предлагает Троценко.
Он назвал причины, по которым военные корабли необходимо включать в этот реестр. Сегодня 32 процента в стоимости корабля – это налоги. Заказав «Мистрали», наше государство оплатило налоги Франции. При ввозе в страну «Мистралей» или иных кораблей, построенных за рубежом, бюджет получает НДС. Но скорее всего Минобороны добьется отмены НДС, причем на ввоз не только «Мистралей», но и других кораблей.
«Если Минобороны удастся добиться для себя такой преференции один раз, то потом оно будет требовать для себя преференций при покупке других кораблей. Получается, что Министерству обороны выгоднее купить корабль за рубежом, поскольку он дешевле хотя бы на величину НДС. Поэтому для нас важно, чтобы в список международного реестра были включены военные корабли или как минимум суда обеспечения, строящиеся для нужд Военно-морского флота», – считает Роман Троценко.
Минпромторгу предстоит трудное решение
Возникает вопрос: можно ли ограничиться предложениями сенаторов или необходимо принимать дополнительные меры по спасению проекта? Вот что об этом сказал директор представительства Внешэкономбанка города Хабаровска Андрей Скобенко.
Ввиду того что развитие судостроительных мощностей на Дальнем Востоке имеет государственное значение, единственным акционером Объединенной судостроительной корпорации является Российская Федерация, а основным заказчиком продукции новых верфей планируется компания с государственным участием. Согласование планов компании по реализации соответствующих проектов Минпромторга России, по нашему мнению, имеет обязательное значение.
Учитывая вышеизложенное, необходимо предоставить в банк информацию об окончательной позиции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации касательно планов ОСК о создании судостроительных мощностей на Дальнем Востоке. Судьба нового центра судостроения будет решаться в Минпромторге, где запланировано проведение совещания с участием представителей ОАО «ОСК» и проектных организаций. На нем предполагается провести полноценный анализ всех трех проектов создания и модернизации судостроительных мощностей с привлечением отраслевых институтов и независимых экспертов, считает Скобенко». «Военно-промышленный курьер», №№ 44-45, 9-16 ноября 2011, Алексей Казаков
|