политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Экономика »


Последний актив Березовского

Опальный олигарх может быть конечным бенефициаром авиакомпании «Трансаэро»

Версия для печати
Сохранить статью

Слушания по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу в Высоком суде Лондона полностью оправдали ожидания любителей сенсаций и конспирологов. Последние показания беглого олигарха переворачивают с ног на голову представления о структуре собственности крупных российских компаний. А потому решение лондонского суда, вне зависимости от его формулировки, может самым серьёзным образом повлиять на капитал и судьбу целого ряда представителей крупного отечественного бизнеса.
Напомним, суть претензий Березовского сводится к тому, что Абрамович в 2000–2003 годах недоплатил ему 5,5 млрд долларов за активы «Сибнефти» и «РУСАЛа». Однако, отвечая на вопросы адвоката Джонатана Сампшна, олигарх «попутно» признался, что совместно с Бадри Патаркацишвили владел компанией «Трансаэро». Березовский заявил, что в конце 1990-х он имел намерение объединить «Аэрофлот» и подконтрольную ему «Трансаэро» и вывести в офшор. Таким образом, под крылом у партнёров оказалось бы до 70% российского рынка авиаперевозок.

О том, что реальный и номинальный владелец российского бизнеса не одно и то же, знают даже в Англии

Известно, что слияние «Аэрофлота» и «Трансаэро» не состоялось. Сам олигарх в связи с уголовным преследованием в РФ в 2006–2007 годах был вынужден продать российские активы. Все эти сделки прошли под пристальным интересом общественности и СМИ. Но вот о продаже Березовским акций «Трансаэро» почему-то никакой информации нет. Особенно необычным в контексте заявления Березовского представляется тот факт, что «Трансаэро» с 1991 года позиционирует себя как частная независимая авиакомпания. Мажоритарным акционером «Трансаэро» официально была и остаётся семья основателя компании Александра Плешакова. Но – характерный момент – английские адвокаты вынуждены были признать, что формальный и реальный хозяин бизнеса в российских условиях далеко не одно лицо. В частности, сторона Абрамовича настаивает, что Березовский вовсе не значился в официальном списке владельцев «Сибнефти» и «РУСАЛа». Он занимался политическим прикрытием и патронированием бизнеса. Видимо, так же дело обстоит с загадкой независимого «Трансаэро». «Патронирование» – ключевое слово. Впрочем, обо всём по порядку.

Итак, согласно официальной истории «Трансаэро» основными держателями акций компании вот уже 20 лет являются Александр Плешаков – основатель «Трансаэро», его жена Ольга Плешакова – гендиректор «Трансаэро», и председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина – мать Александра Плешакова. Известно, что в 1998 году компанией «Трансаэро» заинтересовался Борис Березовский и начал активно скупать акции. К концу 1999 года близкие к нему структуры владели около 38% акций компании. На повестке дня стоял вопрос о полном контроле над авиаперевозчиком, но с помощью высокопоставленной мамы – Татьяны Анодиной – независимость от назойливого компаньона якобы удалось отстоять.

После этого председатель совета директоров «Трансаэро» Александр Плешаков неоднократно опровергал информацию о том, что часть пакета акций авиакомпании находится под контролем Бориса Березовского или близких ему структур. Тем не менее, когда компания «Трансаэро» в 2004 году впервые вышла на долговой рынок, запустив вексельную программу на 300 млн рублей, она вынуждена была опубликовать список акционеров. Тогда выяснилось, что 32,1% акций принадлежат фирмам, которые совершенно точно аффилированы с Березовским. Подконтрольный «ЛогоВАЗу» ЗАО «Борей-2» владел 15,47% акций «Трансаэро», ЗАО «Ратмир+» – 4,93%. Ещё 11,7% принадлежали Финансовой объединённой корпорации (ФОК), учреждённой скандальной швейцарской фирмой Andava Holding. Это заставило аналитиков предположить, что основные нюансы сделки Плешакова – Березовского остались «за кадром». Эксперты уже тогда высказывали сомнения, что авиаперевозчику удалось сохранить самостоятельность. Сам Борис Березовский с присущей ему скромностью заявил, что «не помнит, есть ли у него доля в «Трансаэро».

Информацию о выходе Березовского из владения «Трансаэро» предпочли скрыть

Надо заметить, российские стандарты не требуют от компаний раскрывать всю цепочку конечных владельцев. Это и невозможно. Даже в Высоком суде Лондона признают: бессмысленно говорить о владении акциями предприятий в традиционном понимании, когда речь идёт о «крышевании» и «патронате». На процессе Борис Березовский волей-неволей указал на главную черту российского крупного бизнеса: рынок акций – это игра в приличие, реальный контроль осуществляется из-за кулис. Таким образом, менеджмент и владельцы «Трансаэро» на пробу могут оказаться лишь «местодержателями» олигарха, а он – главным бенефициаром.

В рамки этой версии вполне вписываются события 2006–2007 годов. Тогда рынок готовился к обещанному IPO «Трансаэро» (первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц), первому среди российских авиакомпаний. За предыдущие два года компания серьёзно подросла, обгоняя по динамике почти всех конкурентов. «Трансаэро» рассчитывала уже в начале 2007 года продать инвесторам около 15% своих акций. Как раз в этот момент Andava Holding, «Борей-2» и «Ратмир+» без шума исчезают из реестра акционеров компании. Одновременно со стороны представителей «Трансаэро» прозвучали двусмысленные заявления, что хотя 90% акций теперь находятся под контролем менеджмента, но не в их прямой собственности.

«Представители финансового рынка считают, что структуры, близкие Борису Березовскому, вышли из состава акционеров авиакомпании», – рассказала тогда аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. «Консолидация пакета акций в одних руках может рассматриваться как переход «Трансаэро» к следующему этапу по подготовке к IPO и началу первого этапа private placement, намеченному на конец текущего и начало 2007 года, – писала RBC daily. – Несмотря на то что для проведения IPO вовсе не обязательно аккумулировать средства в одних руках, для «Трансаэро» это будет значить исключение в глазах потенциальных инвесторов многих рисков».

Действительно, Борис Березовский прекрасно понимал, что его статус осуждённого в РФ по уголовной статье опального лондонского изгнанника не сыграет на повышение надёжности и стоимости акций «Трансаэро». Казалось бы, с точки зрения менеджмента компании, логично было срочно отмежеваться от отношений с Березовским, раскрыв подробности сделок по выкупу принадлежавших ему акций, однако не тут-то было. «Трансаэро» так и не открыла, как закончилась история с Березовским», – справедливо отметил аналитик «Центринвест груп» Михаил Ганелин. В этой связи тотчас возникли весьма резонные подозрения, что присутствие Березовского в компании попросту было законспирировано.

До половины акций «Трансаэро» где-то гуляет

Информация об основных аффилированных с компанией «Трансаэро» персонах сейчас выглядит так: Анодина Татьяна Григорьевна владеет 3% акций, Плешаков Александр Петрович – 25,42%, Плешакова Ольга Александровна – 18,39%, Хасис Лев Аронович – 6,48%, общество с ограниченной ответственностью «ТРАНСАЭРО – Финансы» – 4,23% Jeimbo Cyprus Limited – 5,56%, что в итоге составляет 61%. Это данные на 30 сентября 2011 года. При этом, по данным отчёта о выпуске ценных бумаг на 4 декабря 2009 года, в списке фигурировали: «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО» с 5% акций, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» с 31,79% акций соответственно. В списке аффилированных лиц на 30 сентября 2011 года эти организации отсутствуют. Становится очевидным, что значительная часть акций от 40 до 50% регулярно гуляет из стороны в сторону, и на сегодняшний день неясно, кто владеет остальной частью актива.

Как видим, Борису Березовскому места в списке не нашлось, как, кстати, в своё время в реестре акционеров «Аэрофлота». Этот факт уже давно доказан: в 2007 году Савёловский суд Москвы признал Березовского виновным в хищении у «Аэрофлота» 215 млн рублей и приговорил заочно к шести годам заключения. Напомним, что в деле «Аэрофлота» Березовский оказался в центре внимания российских правоохранительных органов в связи с громким скандалом, связанным с присвоением швейцарской компанией Andava валютных средств этой авиакомпании.

Как сказал однажды Александр Долганов – бывший заместитель министра электротехники СССР и бывший начальник вычислительного центра АвтоВаза, откуда олигарх начинал свою карьеру: «Березовский может завернуть такую головоломку, что юристы просто не разберутся, в чём соль. Он мастер многоходовых комбинаций. Березовский даже не шахматист, так как шахматы ограничены доской, а Борис легко переступает за рамки правил. Если Березовскому не хватает 64 клеток, то он тут же нарисует 128. Не хватает фигур, появятся новые, виртуальные. Нет денег, появятся новые, виртуальные».

В этой связи неудивительно, что, по мнению экспертов рынка, которых цитирует ИА «Росбалт», история с Березовским, может быть, вовсе не была закончена и, видимо, не закончена по сей день. Если опальный олигарх упоминает о владении «Трансаэро» как о свершившемся факте, а бенефициарами компании на протяжении всего прошедшего времени объявляются одни и те же люди – семья Плешаковых, то их вполне можно считать бенефициарами в пользу Березовского.

Кстати, по мнению экспертов рынка, именно этим вполне может объясняться и крайне резкая позиция, которую занимает руководство «Трансаэро» по отношению ко многим государственным инициативам. Например, буквально на днях после заявления Минтранса о том, что в столичном Шереметьеве останутся только авиакомпании, входящие в альянс Sky Team, менеджмент «Трансаэро» декларировал своё намерение сохранить прописку в аэропорту, даже несмотря на прямой, по сути, запрет со стороны государства. Именно так в своё время выстраивали отношения с властями компании Бориса Березовского, однако такое поведение в условиях властной вертикали – настоящий нонсенс. Или ещё одно реальное подтверждение «невидимой руки» Бориса Абрамовича.


17.10.2011



Павел Афонин
Версия
Оригинал статьи
В начало статьи

Из досье FLB

Березовский Борис Абрамович

 - покойный экс-олигарх
09.09.2016  Березовский шантажировал королевскую семью
04.02.2016  «Ходоков всяких много. Есть и сумасшедшие и му..ки»
22.01.2016  Брат Литвиненко не верит Лондону
21.01.2016  Предположительно британское правосудие
29.09.2015  Завершено дело об убийстве мультимиллионера Минеева
Березовский Борис Абрамович, все статьи»»

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Кто ответит за тепло?


Министерство строительства и ЖКХ внесло законопроект о прямой оплате услуг ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании. Причина – задолженность в 250 млрд рублей. Эксперты разделились во мнении

»

50 000 человек подписали петицию против вырубки и экспорта российского леса в Сибири


Движение «Приангарье – наш дом»: «Мы из вырубленного леса ничего не строим и не производим. Всё отправляем на экспорт. Все цивилизованные страны мира ввели мораторий на вырубку леса. И даже Китай, ради которого мы так нещадно вырубаем свой лес».

»

Система «Платон» против нелегальных свалок


Правительство России подготовило проект поправок, которые позволят системе «Платон» отслеживать мусоровозы и препятствовать созданию нелегальных свалок.

»

200 и 2000. В России появились новые купюры


С сегодняшнего дня, с 12 октября в России появились новые банкноты, достоинством в 200 и 2000 рублей. Первыми новые купюры возьмут в руки жители Москвы, Крыма и Дальнего Востока

»

Автодорожная арка весом 5.5 тысяч тонн «приплыла» к Керченскому мосту


Информационный центр «Крымский мост»: «Плавучие опоры ранним утром вышли из керченской технологической площадки и сейчас находятся на фарватере Керчь-Еникальского канала»

»

Депутаты Государственной думы против сокращения расходов бюджета на гранты Президента РФ


Депутаты выступили против предложения правительства сократить на 3 млрд расходы на президентские гранты


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия