Сейчас, когда улеглась комментаторская активность и озвучены, кажется, все возможные версии, касающиеся президентского определения отставки Алексея Кудрина с постов вице-премьера и министра финансов РФ, можно говорить, уже не таясь, и раскрыть «страшную» тайну современного царедворства.
А именно, никакой политической заговор, никакая война правящих элит, никакое столкновение олигархических интересов никак не повлияли на столь неожиданное решение президента страны Д.А.Медведева.
Это, действительно, его, и только его, самостоятельное, независимое, автономное, самобытное решение. Кстати, в этом синонимическом ряду, согласно «Словарю русских синонимов», значится слово «беспричинное».
Некоторые экономические аналитики говорят, что это беспричинное событие в дальнейшем может иметь непредсказуемые последствиями для экономики страны. Ведь именно Кудрин сдерживал расходы, сопротивлялся различным политическим и экономическим лобби, расплатился по долгам, создал резервные фонды, сделал бюджет профицитным. Конечно, негативные перемены не будут заметны сразу и среднесрочная экономическая политика в стране останется прежней, так как бюрократический аппарат не сможет быстро перестроиться.
Тогда возникает вопрос: зачем так скандально и публично увольнять высококлассного профессионала, деятельность которого приносила стране очевидную пользу? Другие настаивают на том, что Кудрин превратил Минфин России в примитивную бухгалтерию, где, сводя дебет с кредитом, он не думал о сиюминутных потребностях страны.
Тогда еще вопрос: не эта ли «бухгалтерия» сохранила, созданный Кудриным, стабилизационный фонд и помогла вытащить страну из глобального финансового кризиса с наименьшими потерями? Ведь именно за антикризисную экономическую политику Кудрин и был назван лучшим министром финансов мира 2010 года по версии влиятельного журнала «Euromoney».
Сам Медведев отставку Кудрина объясняет тем, что министр нарушил дисциплину и субординацию. По мнению главы государства, Кудрин «пересидел в должности, и ему стало скучно». «У нас не парламентская республика, а президентская. У нас президентское правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен - в сторону. Только так и может быть. Это жесткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен ее придерживаться. И я уверен, что кто бы ни возглавлял государство, он будет исходить из этих же принципов», - сказал глава государства. Ну, как с этим поспоришь?
Однако, такое спонтанное и агрессивное решение президента Медведева об увольнении министра финансов в современной психологии называется «смещением объекта гнева». Это вполне конкретная, легко объяснимая и очень распространенная в современном, депрессивном и неустойчивом к стрессам, обществе форма психологической защиты. Характеризуется она переадресацией разрядки эмоций, прежде всего гнева, на объекты, более безопасные, чем те, которые породили эти эмоции. Это могут быть предметы, животные или другие люди. Скажем, сотрудник, которого унизил начальник или отверг коллектив, придя домой, орет на свою жену, а та унижает детей, потому что не может ответить мужу. Или в бессильном гневе, наказанный родителями двоечник, издевается над домашним хомячком. А старшая сестра ломает игрушки младшего брата. Разбитые и развороченные автобусные остановки в наших городах, тоже результат переадресации отрицательных эмоций…
Медведев осознал весь объем, всю величину своего унижения сразу после съезда «президентской партии». Понял и сорвался. Скандальная и публичная отставка министра финансов Алексея Кудрина только красноречивое подтверждение этому.
Безобидные и честные слова Кудрина, сказанные им на заседании Международного валютно-финансового комитета Совета управляющих Международного валютного фонда в Вашингтоне 24 сентября о невозможности работать в будущем правительстве Медведева, стали лишь раздражителем, поводом для президентского гнева.
На съезде «Единой России» Медведев подверг себя чудовищному унижению, так беззубо отказавшись баллотироваться на пост Президента России. Единожды признав себя вторым, ты уже никогда не станешь первым. Таков закон престолонаследия. Наверное, Медведев понял это. И совсем неважно, что именно заставило его пойти на это унижение: человеческая слабость или беззаветная любовь к власти.
Ведь были у него и другие способы закрыть за собой дверь. В конце концов, хлопнуть ею! Самый возможный и понятный – это пойти на выборы и честно проиграть. Уволив Кудрина, Медведев поступил правильно. Он сделал так, как посчитал нужным. Как ему показалось, проявил должную или должностную принципиальность, защитил публично свои конституционные права и свою же уходящую президентскую натуру. Но и Кудрин, кажется, поступил по совести. Сказал, что думал. Мог бы, конечно, промолчать. И тогда вопрос о совести отпал бы за ненужностью. Но он поступил достойно.
В итоге, каждый сделал красиво. Но оба не подумали о стране, в которой живут, и которой служат. Бог с ней с политикой и политиками. Но это ж экономика! Все эти амбиции, как Кудрина, так и Медведева, стране и ее экономике не помогают, если не вредят. Конечно, незаменимых людей нет. Но и достойных замен тоже не много.
P.S. Уйдя из Минфина, «скучающий» Алексей Кудрин по-прежнему возглавляет Национальный банковский совет, очередное заседание, которого он провел на прошлой неделе.
Иван ПЛИШКИН
|