Ранее мы рассмотрели , куда движется «политическая система» в связи с решением 24-09. Теперь следует вдуматься не в публично-политическую сторону дела, а в аппаратно-политическую. Произошло следующее. Значительная часть скептически настроенных аналитиков последовательно считала, что Путин вернется, а «жалкий Медведев» – как проваливший свое бледное президентство – куда-нибудь будет сослан.
Например, поедет в СПб возглавлять Конституционный суд. В этом смысле выразительный опрос был в «Ведомостях» летом 2011 года. Кто будет? Макаркин, Виноградов и Павловский ответили, что Медведев. А Симонов сказал, что Путин. За клоуна держали Медведева опытные питерские политологи Травин и Голосов, уверенные в том, что он лишь «греет место». Но, например, Павловский убедительно обосновывал, почему Путин не может быть президентом третий раз. М.Ремизов, возглавлявший прикремлевский центр «Стратегия-2020» в апреле опубликовал программный текст о том, что «элиты уже перестроились под Медведева» и будет он. Ну, они и в самом деле «перестроились» и к лету 2011 были готовы принять и Медведева на второй срок.
Между тем, с аппаратно-политической точки зрения все завершилось для Д.Медведева самым наилучшим образом. Было принято решение «минимизировать политические риски» (как правильно пишет вот здесь проф. В.Гельман).
Политическому классу РФ продемонстрировано, что значит «дружба» и что значит «честь – наша верность». Ультрапутинисты в составе ЕР и вне ее – посрамлены. Им теперь придется иметь дело с Д.Медведевым во главе партии, а затем он же будет у них премьером от партии большинства. Правильно прокомментировал А.Чеснаков: реальный политический вес Медведева - в этой «ненормативной» демократии – колоссально вырос. Путин его по-настоящему поблагодарил. Медведев своим четырехлетним президентским трипом показал, что он не только хорошо держит удар в ключевой позиции, но и что он – «умный». То есть он предпочел не купиться на политическую игру против Путина. А это очень дорогого стоит. Поэтому Медведев и идет на правительство, он же идет топтать ЕР, как петух - курицу. Он же идет формировать новое правительство. И он оказывается участником возможной долгосрочной игры в конституционную реформу, которую они с Путиным вполне могут затеять.
Вся группа либеральных экономистов, работавших с Медведевым, получает входные билеты в правительство. Кудрин уже сделал заявление о том, что с медведевским кабинетом он работать не будет. Понятно, почему. А Сергей Гуриев уже сделал заявление , смысл которого тоже понятен: Медведев идет в правительство добивать старопутинские монополии. А Путин идет себе реформировать свои любимые «силовые структуры». Сам Медведев теперь имеет в ЕР некую обновленную – за счет конструкции с ОНФ – среду. Так сказать, «общественную».
Коротко говоря, теперь для всей чиновной России – от Москвы и до «туда, куда может докатиться колесо Гоголя» - всяк знает, что Медведев – это реально «номер два» в политической иерархии. Раньше-то некоторые глумились и говорили: Рамзан Кадыров – номер два. Или даже: Путин сделает Прохорова «номером два». Нет, друзья мои. Это все ерунда. Не знаю, помните ли вы, что Павловский год назад, провозгласив «кризис тандема», писал, что аппаратная конструкция «тандема» должна перерасти в «политический союз» между Путиным и Медведевым. Либо – распасться.
И вот она, собственно, теперь и превратилась в «политический союз». С точки зрения политического роста в подобных системах, Медведев прошел фантастическую по длительности и напряженности инициацию. Для того, чтобы стать достойным этого политического союза.
Все отработали президентство Медведева очень хорошо. В частности, и В.Сурков. Перед съездом ЕР Володина (который теперь не очень нужен Медведеву в руководстве ЕР) поменяли на Костина . Потому что все-таки предстоит трудный период укрепления этого нового «политического союза». И в руководстве ЕР должны быть люди, которые могут эффективно работать уже при Д.А.Медведеве.
Не только «либеральные экономисты», но и весь системный либеральный лагерь оказывается в очень выигрышном положении. Если раньше ему приходилось топтаться при Администрации Президента, для которой реформы не могли быть профильным делом (все-таки профиль президента – военные и иностранные дела), то теперь – при Правительстве – для Мау, Ясина, Кузьминова и др., для всей деловой прогрессивной прессы наступают времена еще большего маневра, чем при Путине в Белом доме. Да вот уже и специалисты по инвестициям с иностранными фамилиями пишут , что будет создан «кабинет бизнеса и реформ».
Понятно, мы тут сейчас берем за скобки вопрос о том, как эта «питерская группировка» видит себе «политическую модернизацию». Это праздный вопрос. Мы тут говорим об устройстве власти и об управлении обществом. Об «оперативной игре» с разными его сегментами. С точки зрения российского «неомаккиавелизма», т.е. манипулирования внутриэлитным консенсусом – все прошло на редкость успешно. Те, кто работал с Медведевым, готовятся пришивать новые лычки, сверлят дырки на гимнастерках для новых наград.
|