Вступил в законную силу приговор по делу об одной из самых громких афер 1990-х годов – хищению у «Росвооружения» $120 млн. Деньги, принадлежавшие госкомпании, были переведены со счетов «Моснацбанка» двум офшорным фирмам. Один из участников преступления — Константин Колоян — получил четыре года тюрьмы. Сам он приговором остался недоволен. В первую очередь потому, что организаторы мошенничества остаются на свободе.
Басманный суд по просьбе самого Колояна рассматривал дело в особом порядке. Бизнесмен был признан виновным по статьям УК РФ 33 и 160 (соучастие в крупной растрате). Учитывая, что он активно сотрудничал со следствием, давал показания на лиц, которые организовали масштабную аферу, его приговорили к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в 300 тыс. рублей. Однако Колоян и его адвокат посчитали такое наказание чрезмерно суровым. Они обжаловали его в Мосгорсуде, попросив отменить решение Басманного суда и отправить дело на новое рассмотрение, только уже в обычном, а не особом порядке. Колоян, в частности, выразил недоумение по поводу того, что «основные фигуранты дела известны следствию, находятся на свободе и не привлекались к уголовной ответственности». А в отношении других подозреваемых преследование прекращено за истечением срока давности. Отвечать за грандиозную аферу пришлось только ему, выполнявшему поручения руководителей «Моснацбанка», которые ввели Колояна в заблуждение.
Адвокат Колояна Андрей Блинов, в свою очередь, указал в жалобе, что действия организаторов аферы были неверно квалифицированы как растрата, хотя в них усматриваются признаки мошенничества (статья 159 УК РФ). По мнению защитника, приговор несправедлив, поскольку роль Колояна при получении денег была незначительной, а о том, что их собираются похитить, его доверитель якобы не знал.
И Колоян, и адвокат настаивали, чтобы дело было пересмотрено в обычном порядке с проведением судебного следствия. В свою очередь представитель прокуратуры попросил не отменять решение Басманного суда, поскольку обвиняемый добровольно согласился на особый порядок, а его действия квалифицированы правильно. В результате Мосгорсуд оставил приговор в силе, а жалобу Колояна — без удовлетворения.
Уголовное дело о хищении $120 млн было возбуждено еще 21 января 1999 года. По версии следствия, АКБ «Московский национальный банк» был создан в 1993 году, а его акционерами стали «Зарубежнефть», «Проммашимпорт» и «Росвооружение». Последняя госкомпания имела счета в «Моснацбанке». Начиная с 1995 года, банк неоднократно задерживал выполнение платежных поручений «Росвооружения», однако в госкомпании этому почему-то не придавалось значения.
Только после того как в 1998 году «Моснацбанк» рухнул, выяснилось, что значительная часть денег госкомпании была похищена. Причем не особо хитрым способом. Как установили следователи, в октябре 1996 года заместитель председателя правления «Моснацбанка» Юрий Симоненков отдал подчиненным распоряжение заключить договор о выделении крупного кредита офшорному банку «АКО Банк Корп» (Республика Науру). На основании этого договора сомнительной структуре было в общей сложности выделено $50 млн. Часть средств уходила непосредственно на счета в офшорах, часть – представители банка из Науру получали в кассе «Моснацбанка».
А 31 июля 1997 года Симоненко принял решение выделить кредит другому банку из Республики Науру – «Вексмарк Банк инк». Ему поступило $68,6 млн. Оба договора подписывались без одобрения кредитного комитета «Моснацбанка» и без согласия его акционеров. В вину непосредственно Колояну вменяли то, что с октября 1996-го по сентябрь 1997 года он, действуя от имени «АКО Банк Корп», получил в кассе «Моснацбанка» $11,4 млн.
Когда пропажей денег заинтересовались сотрудники ГУБЭП МВД РФ, Константин Колоян уехал в Молдавию. Позже в США перебрался и Юрий Симоненков. Летом 2002 года их объявили в международный розыск. Спустя четыре года Симоненкова даже задержало Федеральное бюро расследований США, но до экстрадиции в Россию дело так и не дошло. Колоян же попался случайно. Прошлой весной он решил официально оформить свои отношения с подругой, однако не мог сделать это, так как имел на руках паспорт советского образца. Для замены документа на новый в апреле 2011 года он прилетел в Москву, где был задержан сотрудниками УВД ЦАО. На допросах в Следственном комитете РФ Колоян заявил, что «вынужден был оказывать пособничество Симоненкову» и другим руководителям «Моснацбанка», а также стоявшим за ними людям. Он подробно рассказал обо всех фигурантах аферы. При этом Колоян заявил, что будто бы не знал, что участвует в хищении денег.
|