На днях стало известно о том, что президент Дмитрий Медведев принял решение об освобождение от должности президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова. Теперь возглавлять ОАК будет генеральный директор холдинга «Сухой» Михаил Погосян. По словам источников, Федорова уволили с жесткой формулировкой. Экс-глава ОАК не раз подвергался критике, в том числе, со стороны премьер-министра Владимира Путина, который в 2009 году в ходе салона МАКС публично отчитал Федорова за плохие управленческие результаты. В авиационной отрасли наблюдаются серьезные проблемы – низкая эффективность, медленное усовершенствование, коррупция. Полтора года назад к этому добавилось и то, что фактический патрон Федорова Сергей Чемезов начал терять аппаратное влияние, а в отрасли на первый план начал выходить Михаил Погосян.
Вчера помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил о том, что глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров освобожден от занимаемой должности. На его место будет назначен вице-президент ОАК, генеральный директор холдинга «Сухой» Михаил Погосян. При этом, судя по пояснению Дворковича, увольнение Федорова является не просто аппаратным решением, а еще содержит в себе яркий символический контекст. «Это кадровое решение стало следствием невыполнения поручений по подготовке инновационных программ госкомпаний», - заявил помощник президента РФ. Пожалуй, невыполнение инновационных поручений для главы априори инновационной корпорации укор похлестче, чем утрата доверия президента для губернатора.
Средства массовой информации связывают увольнение Федорова с тем, что в последнее время ОАК неоднократно демонстрировала неэффективность: в ходе поездки Медведева в Иорданию власти страны напомнили главе государства о невыполнении ОАК своих контрактных обязательств, а в 2010 году корпорация поставила не самый качественный самолет для обслуживания нужд самого Медведева. Однако стоит отметить, что эти сюжеты не могли привести к отставке столь влиятельной в оборонно-промышленном секторе персоны, на деле недовольство Алексеем Федоровым, который входит в команду Сергея Чемезова, зрело очень давно. Впервые наиболее сильную критику в адрес Алексея Федорова озвучил премьер-министр Владимир Путин. 18 августа 2009 года во время салона МАКС глава правительства связал проблемы в российской авиастроительной отрасли с неэффективностью Объединенной авиастроительной корпорации. «Я имею в виду и недостаточное качество корпоративного управления, и высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда <…> Целый ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и заграницу принес, как это ни странно, не прибыль – а одни убытки», - заявил тогда Путин, подчеркнув отдельно заслуги главы РСК «МИГ» Михаила Погосяна в том, что как раз таки он является примером эффективности.
Действительно во властных кругах на Михаила Погосяна возлагали надежды не только как на эффективного менеджера, но и как на человека из отрасли, понимающего суть конструкторского процесса, способы его модернизации и оптимизации. Погосяна вполне можно назвать воплощением американской мечты – начал на Московском машиностроительном заводе имени Сухого инженером-конструктором, потом стал заместителем генерального конструктора, затем вошел в состав топ-менеджмента. Поэтому когда в 2008 году встал вопрос, что делать с Российской самолетостроительной корпорацией МиГ, проблемы которой были ярко продемонстрированы возвратившим вертолеты Алжиром, ответ нашелся быстро – афиллированного с Чемезовым Анатолия Белова уволили, назначив, генеральным конструктом и директором Михаила Погосяна. Кредит доверия российского руководства выражался и в том, что Погосян стал лично курировать перспективный проект Sukhoi SuperJet 100 (SSJ), который, по планам, должен был стать прорывным. Несмотря на то, что эксперты расходятся в оценке эффективности SSJ, тем не менее, важно то, что среди аналогичных российских проектов (АН-148, МС-21) SSJ находится на заключительной стадии.
В общем и целом, увольнение Алексея Федорова – это значительная брешь в команде Сергея Чемезова. Сложно обвинять Федорова во всех проблемах авиастроительной отрасли, которые копились несколько десятилетий, проблема в том, что экс-глава ОАК не продемонстрировал существенных успехов в экспортной деятельности в главном приоритете российского руководства. К тому же ОАК не сделала задел в авиастроительной конкуренции с Китаем, конструкторские процессы которого опережают российские (в СМИ появляются новости о тех или иных новинках китайского авиапрома, к тому же китайцы уже могут создавать реплики ряда уникальных российских истребителей). Увольнение Федорова – это сигнал для всех аналогичных менеджеров оборонпрома по поводу того, что за Дмитрием Медведевым не постоит, и прежние договоренности с премьером в некоторых случаях работать перестают.
|