Из 500 млрд бюджетных денег, выделенных на развитие столичного транспортного комплекса в 2008–2010 годах, лишь половина была потрачена корректно. Остальные деньги, как показала проверка Счетной палаты, ушли с нарушением законодательства. Пока основными принятыми мерами станут кадровые изменения, но одно это неспособно решить проблему, ставшей системной не только в транспортной сфере.
Работа над квалификацией нарушений еще продолжается, но в общих чертах их суть можно определить уже сейчас. Как рассказал во вторник на пресс-конференции аудитор Счетной палаты (СП) Сергей Рябухин, объем финансовых нарушений составил 232 млрд рублей. Это почти половина суммы, выделенной из бюджета на развитие и содержание столичного транспортного комплекса.
Большая часть нарушений связана с государственными тендерами. «Конкурсные закупки на 120 миллиардов рублей были осуществлены по единому поставщику»,— пояснил Рябухин суть нарушения, передает РИА «Новости». В частности, департамент дорожно-мостового и инженерного строительства заключил 14 контрактов без проведения конкурсных процедур с «Москапстроем», который стал единственным подрядчиком.
В порядке предоставления бюджетных инвестиций Счетная палата нашла нарушений еще на 85 млрд рублей. Отметим, что согласно статье 299 БК РФ это влечет для получателя изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств. Случаев несоблюдения "принципа результативности и эффективности" использования бюджетных средств выявлено на сумму более 15 млрд рублей, нецелевого использования и других должностных злоупотреблений— на 6,9 млрд рублей. Еще порядка 2,4 млрд рублей были израсходованы с несоблюдением принципа разграничения расходов между бюджетами субъекта и федеральным бюджетом. Мэрская проверка
Меньше двух месяцев понадобилось Счетной палате для предварительного исполнения поручения мэра Москвы Сергея Собянина. Внимание к транспортной сфере новый градоначальник проявил сразу после вступления в должность 21 октября 2010 года. Так, статья на развитие транспорта в столичном бюджете на 2011 год выросла в три раза.
Распоряжение о необходимости проверки эффективности расходования средств Собянин отдал 2 ноября. Вниманию аудиторов подверглись в первую очередь шесть департаментов и два управления правительства Москвы, а также три предприятия: «Мосгортранс», «Московской метрополитен» и «Мосметрострой».
Окончательные итоги ведомство подведет к концу января, но в Генпрокуратуру СП готова отправить и предварительные результаты проверки, как только с актами ознакомятся все департаменты правительства, а именно 30 декабря 2010 года.
Впрочем, на этом история не закончится. Глава Счетной палаты Сергей Степашин уже заявил о намерении продлить проверки московского метро, "Мосгортранса", "Мосэнерго" и финансирования строительства дорог. «Положение сложное. Мы увидели такое количество финансовых нарушений, что вынуждены продлить проверки— сказал Степашин "Интерфаксу".— Надо привлекать уже и правоохранительные органы». На полную проверку транспортной системы может потребоваться не менее полугода. Метро принимает первый удар
Основное внимание было уделено столичной подземке, пожелание о ревизии которой было высказано вскоре после того, как Генпрокуратура озвучила свои подозрения по поводу более 100 млн рублей незаконных доходов и завышения тарифов начальником московского метро Дмитрием Гаевым. Сергей Собянин выразил тогда опасение, что при увеличении выделяемых средств может вырасти и стоимость строительства метро, чего нельзя допускать.
Впрочем, завышение цен фиксируется и сейчас. При разумной организации работы 1 км метрополитена может стоить на 30% меньше, чем сегодня, сообщил журналистам глава Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских. Удешевления можно добиться, например, за счет продуманного расположения станций. В частности, станция «Дубровка», по словам Двуреченского, "вышла за все границы" из-за грунта, «замораживание грунта и неоднократная переделка работ привели к удорожанию строительства». Если бы ее сообразили перенести, строительство потребовало бы меньших затрат.
Сейчас в Москве диапазон стоимости одного километра полотна метрополитена составляет от 3,5 млрд до 7 млрд рублей, автодорог— от 1,5 млрд до 4,8 млрд рублей. Меры и последствия
Результаты проверки, скорее всего, приведут к предложенной мэру Генпрокуратурой отставке Дмитрия Гаева. Полетят и другие головы: кадровый вопрос при новом градоначальнике решается кардинально. «Мы рассчитываем, что на основе проведенного анализа будет подготовлен план действий и приняты управленческие решения, которые позволят сэкономить средства, выделяемые на развитие дорожно-транспортной отрасли»,— сказал во вторник заммэра Николай Лямов.
Ревизию действий руководительского состава ведомств, ответственных за развитие транспортной инфраструктуры города, проводить определенно необходимо, соглашается директор управления по развитию бизнеса КСК ГРУПП Алексей Катков. И в ряде случаев ее итогом почти наверняка станут массовые отставки. Однако эксперт отмечает, что «эти меры – вовсе не вакцина от этой массовой бюрократической эпидемии. В столице просто не существует эффективной системы формирования, распределения и контроля над движением бюджетных средств».
Иллюзий по поводу долгосрочных результатов перемен на местах нет ни у кого. «На место прежних чиновников придут новые, и гарантий, что они будут более ответственны, нет», – отмечает ведущий эксперт инжиниринговой компании ИК 2К Сергей Воскресенский.
Ни более жесткого контроля, ни лимита доверия со стороны руководства будет недостаточно для трансформации деятельности всего транспортного комплекса, в основу которой заложены откаты, подставные компании, фиктивные конкурсы и прочее, продолжает эксперт. Эта система работы складывалась годами, и только заменой одних чиновников на других ее не решить. «И это проблема не только транспортного комплекса, – резюмирует Воскресенский,— это системная проблема».
|