Больше года мы расследуем дело о громком покушении на председателя совета директоров подмосковного холдинга «Щелковский» Дмитрия Барченкова, выжившего по счастливой случайности после того, как в 2006 году его машину взорвали. Заказчиком покушения официальное следствие считает заочно арестованного судом и объявленного в международный розыск Алексея Храмушина по прозвищу Глыба — зятя командующего ВДВ Владимира Шаманова.
В сентябре 2009 года «Новая газета» опубликовала рассекреченные аудиозаписи разговоров Шаманова со своими подчиненными, которым он приказал отправить две группы спецназа ВДВ на принадлежащий Храмушину завод «Спорттэк», чтобы задержать следователя Олега Целипоткина и не дать тому провести обыск. Публикация вызвала огромный общественный резонанс: Министерством обороны была инициирована проверка, и командующему ВДВ было объявлено неполное служебное соответствие.
Несмотря на строгое наказание, Шаманов не потерял интерес к этому уголовному делу: в феврале 2010 года он, не являясь процессуальным лицом, отправил на официальном бланке командующего ВДВ письмо генпрокурору Юрию Чайке, в котором поставил под сомнение уже вступившие в силу приговоры суда, а также причастность Храмушина (Глыбы) и его подельников к покушению на Барченкова. За использование служебного бланка в личных целях Шаманов приказом министра обороны был снова привлечен к дисциплинарной ответственности. Несморя на огласку и серьезные взыскания, заинтересованные лица до сих пор пытаются замять дело и не дать следователям задержать главного заказчика покушения.
В апреле 2010 года группа депутатов Щелковского района отправила письмо и.о. прокурора Московской области А.Н. Игнатенко, в котором сообщалось: «…Обращаемся к Вам с целью привлечь внимание к противоправным действиям первого заместителя начальника ГУВД по Московской области генерал-майора милиции Шаева Ивана Михайловича, направленным на оказание незаконного давления на председателя совета директоров холдинга «Щелковский» Барченкова Дмитрия Алексеевича, а также на входящие в холдинг и возглавляемые им предприятия…». По мнению депутатов, «незаконные действия» Шаева выражались в следующем.
7 августа 2009 года, согласно личной резолюции генерал-майора, было инициировано расследование по факту якобы имевшей место неуплаты гендиректором Щелковского рынка И.А. Симанчевой налогов в особо крупном размере. Симанчева обвинялась в том, что у нее отсутствовали отчет независимого оценщика и решение совета директоров при совершении сделки по продаже земельного участка. Однако, как указывали депутаты, на момент возбуждения уголовного дела у следователей были все реабилитирующие документы, якобы отсутствие которых и послужило поводом для начала расследования.
Госпожа Симанчева оспорила постановление о возбуждении уголовного дела в Щелковском суде, который установил: «При отчуждении земельных участков, принадлежащих на праве собственности ОАО «Щелковский районный рынок», все требования закона были соблюдены <…>.
В 2006 году ОАО «Щелковский районный рынок» не получал тех средств за проданные земельные участки, на которые ссылаются следственные органы, а соответственно не мог включать их в доходную часть бюджета и рассчитывать сумму налога с их учетом.
Органы следствия искусственно создали доказательства признаков преступления, событие которого на самом деле отсутствует».
Более того, суд установил, что «данные обстоятельства были известны следственным органам на момент возбуждения уголовного дела и являлись основанием для отказа в его возбуждении». Эти же выводы подтверждаются и в кассационном определении Московского областного суда, и сотрудники ГУВД по Московской области даже были за это привлечены к дисциплинарной ответственности.
Щелковские депутаты также возмущались тем, что генерал-майор Иван Шаев в апреле 2010 года подписал постановление о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия — обследование помещений, зданий — в фармацевтической компании холдинга «Щелковский» ЗАО «Эндо-Фарм-А», руководит которой Дмитрий Барченков.
В письме депутатов говорится, что оперативная группа из сотрудников ГУВД пыталась «проникнуть в помещение организаций, не имеющих отношения к ЗАО «Эндо-Фарм-А».
«Считаем действия оперативной группы на основании постановления Шаева И.М. элементом шантажа и запугивания в цепи беззаконий, начатых в 2009 г.», — писали депутаты.
Иван Шаев, согласившийся прокомментировать письмо депутатов, считает подобные разговоры глупостью. «Я действительно подписываю постановления о проверках по всей области. Таких постановлений бывает тысячи по две в месяц. А Барченкова я даже в глаза не видел, поэтому дай бог ему здоровья», — сказал генерал-майор милиции. Шаев подтверждает, что он знаком с командующим Владимиром Шамановым: «У нас есть общие знакомые — не более того». А что касается обвинений депутатов в том, что Шаев помогает семье Шаманова по делу о покушении на Дмитрия Барченкова, то замначальника ГУВД Московской области утверждает — это в принципе невозможно. «Как он (Владимир Шаманов. — Ред.) мог ко мне обращаться за помощью, если уголовное дело расследует прокуратура? Это не компетенция милиции. Я вообще не понимаю, как может кто-то вмешаться в это дело, если приговоры вступили в законную силу, люди осуждены? Это можно сделать только на уровне Генеральной прокуратуры», — уверен Иван Шаев.
Он также напоминает, что по всем обвинениям депутатов проводились служебные проверки, и никаких правонарушений со стороны замначальника ГУВД Московской области обнаружено не было.
…Человеком, непосредственно отвечавшим за розыск Храмушина, был Михаил Фонарев, возглавлявший оперативную группу сопровождения следствия. Фонарев, опытный оперативник, специализирующийся на раскрытии убийств по найму, рассказал нам, что задержание Глыбы планировалось еще до бегства последнего за границу. Однако процесс согласования и выдачи санкций по странным причинам был затянут, а время потеряно, что позволило вероятному заказчику покушения на Барченкова скрыться. Позже, как рассказывает Фонарев, было установлено и точное местонахождение Алексея Храмушина за границей, но и на этом этапе необходимые формальности почему-то не были вовремя соблюдены. А в сентябре 2007 года приказом генерал-майора Ивана Шаева Михаил Фонарев, который сыграл ключевую роль в раскрытии покушения на Дмитрия Барченкова, был уволен. Фонарев обвинялся в том, что якобы помог скрыться одному из обвиняемых.
Основания для увольнения оперативника представляются надуманными. Во-первых, настораживает тот факт, что проверка обвинений Фонарева проходила в то время, когда оперативник лежал в госпитале, — его никто не опрашивал. А во-вторых (и в-главных), те обстоятельства, по которым уволили Фонарева, впоследствии проверялись Следственным комитетом, и было установлено: в действиях Фонарева нет признаков правонарушений, в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления.
Конечно, можно было бы предположить, что столь частое упоминание замначальника ГУВД Московской области Ивана Шаева в контексте дела о покушении на Дмитрия Барченкова — череда совпадений, если бы не одно обстоятельство. В распоряжении «Новой газеты» оказались аудиозаписи разговоров двух людей, голоса которых очень похожи на голоса генерал-майора Ивана Шаева и сына командующего Шаманова — Юрия, который год назад в интервью «Новой газете» признавался, что является официальным доверенным лицом и имеет право распоряжаться имуществом находящегося в розыске Алексея Храмушина (Глыбы).
Первый разговор
[1]Человек с голосом, похожим на голос Юрия Шаманова: Иван Михайлович, здравствуйте, Юра Шаманов беспокоит.
[2]Человек с голосом, похожим на голос Ивана Шаева: Привет Юра. Я че-то набирал, это самое, не отвечал, потом с совещания пришел…
1: Я просто у адвоката был, сейчас в машине.
2: Да, слушаю.
1: Иван Михайлович, а можно сегодня как-нибудь увидеться?
2: Ну на месте.
1: На месте, да? Я просто через час где-то в Москву подъеду.
2: Хорошо, я на месте, на работе.
1: Я тогда позвоню, как подъеду.
2: Добро.
Второй разговор
1: Иван Михайлович, это Юра Шаманов.
2: Да, Юра.
1: Иван Михайлович, а мне туда к вам подходить?
2: Ну да, давай я предупрежу. Ты где, далеко отсюда? Знаешь, где главк?
1: Ни разу не был, честно говоря. Я возле «Макдоналдса» сейчас.
2: Никитский переулок, дом 3 (по этому адресу находится ГУВД Московской области. — Ред.) — там написано: «ГУВД», это самое. Центральный вход, я предупрежу, пройдешь на 5-й этаж — 501-й кабинет.
1: Понял.
2: Подходи, постовой будет предупрежден.
Иван Шаев объяснил нам, что с Юрием Шамановым он виделся один раз мельком, но никаких разговоров по поводу уголовного дела о покушении на Дмитрия Барченкова у них не было.
P.S. «Новая газета» направляла официальный запрос и командующему ВДВ, однако вместо ответа получила странных людей, которые, судя по всему, «пытались договориться» о том, чтобы этот материал не увидел свет. Мы продолжаем расследование и готовы предоставить слово всем заинтересованным лицам.
|